Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Апокалипсис своими руками: как Кэмерон снимал ядерный взрыв для фильма «Терминатор 2»

Апокалипсис своими руками: как Кэмерон снимал ядерный взрыв для фильма «Терминатор 2»

В конце августа Джеймс Кэмерон сделал подарок всем поклонникам по-настоящему крутого кино. Вслед за «Титаником» режиссер перевел в формат 3D вторую часть легендарной серии «Терминатор». В некоторых кинотеатрах до сих пор есть сеансы, кстати.

«Терминатор 2: Судный день» в свое время произвел революцию в области компьютерной графики в кино. Прорыв, с которым может сравниться разве что «Аватар». Чего стоят только сцены с метаморфозами Т-1000. Однако самые масштабные спецэффекты – кадры ядерного апокалипсиса, спровоцированного SkyNet – команда Кэмерона поставила практически без использования компьютерной графики. Как им это удалось, рассказывает блогер Алексей Турчин.

Сцена сна Сары Коннор, во время которого она видит ракетный удар по Лос-Анджелесу, в считанные секунды превращающийся в ядерный пепел, была создана благодаря мастерам миниатюр со студии 4Ward Productions. Когда сценарий был готов, рукопись была передана на ознакомление главе 4Wards. Ему была дана привилегия не просто узнать сюжет фильма за месяцы до премьеры, но и самому выбрать, спецэффекты к какой сцене он бы хотел сделать. Выбор был сделан в пользу сцены кошмарного сна Сары, и началось создание подробных раскадровок.

После того, как были готовы раскадровки, начался поиск видеоматериалов, которые помогли бы правильно воссоздать механику процесса – стояла задача максимально достоверно изобразить взрывную волну. На дворе стоял 1990-ый год, никакого YouTube попросту не было. В итоге специалисты отыскали на какой-то видеокассете фрагмент испытаний ядерного оружия.

Ядерный гриб-танцор

Прежде всего мастерам из 4Ward Productions предстояло подготовить кадр с облаком ядерного взрыва, приобретающего форму гриба. Вариант с цифровым облаком даже не рассматривался – снимать взрыв хотели взаправду, но под натурной съемкой неожиданно стало подразумеваться кое-что нестандартное. Глава студии предложил сделать костюм в форме гриба и облачить в него профессионального танцора, который благодаря своей пластичности и гибкости максимально убедительно «разворачивался» из бесформенного облака в облако грибное.

Процесс создания взрыва в форме гриба

Это идеей поделились с Кэмероном, и она ему даже понравилась. К счастью, дальнейшего развития она не получила – вместо костюма была собрана конструкция из плексигласа, в которой с помощью дыма и вращающихся дисков был достигнут нужный эффект.

Взрывная волна из кукурузы

Для съемок кадров, когда взрывная волна проносится через город и сметает целые кварталы, Кэмерон собирался поступить весьма радикально. Он хотел отправиться в пустыню, собрать там макет города, обложить его взрывчаткой и взорвать. Но трудности с получением разрешений вынудили его искать другое решение.

Рисованные декорации города. В левом нижнем углу видна рука художника

Был нанят вертолет, с борта которого под нужным углом были сделаны фотографии Лос-Анджелеса. На основе этих снимков художники создали рисованные декорации. Так называемые matte painting – техника, когда в одном кадре соединяются натурные съемки и нарисованные.

Для съемок взрывной волны применили промышленные тепловые пушки, а для достижения эффекта разноса зданий в пыль была сделана смесь из кукурузных хлопьев и мацы (хлебцы из теста, не прошедшего процесс сбраживания).

Силуэты зданий, использовавшиеся для визуализации кварталов на стадии пост-продакшена

Сцену снимали очень осторожно – все говорили шепотом, и не допускалось ни малейшего дуновения ветерка. Кто-то даже включил расслабляющую музыку, чтобы помочь сосредоточиться. Кэмерона результат просто потряс: он лично позвонил директору 4Ward и горячо поблагодарил.

Съемка через зеркало

Кроме сцен общего плана предстояло подготовить миниатюры для более крупных кадров, когда взрывная волна сносит отдельно стоящие здания, деревья или транспорт. Материал этих декораций был очень легким и хрупким, но даже с учетом этого требовалось порядка десяти воздушных пушек, чтобы сдуть их с каркаса. Для упрощения задачи пушки заряжали шрапнелью из мелкого мусора и шариков.

Миниатюра квартала. Справа внизу видна часть оборудования тепловых пушек

На создание одного подходящего кадра уходило не меньше восьми дублей, причем в монтажную версию не всегда попадал лучший. Например, момент, когда взрыв сметает пассажирский автобус, был отснят безукоризненно, но при его повторном просмотре оказалось, что фон повел себя не так, как надо, и Кэмерону пришлось брать более достоверный кадр с менее эффектным автобусом.

 

Мост и деревья до (фото 1), во время (фото 2) и после (фото 3) залпа воздушных пушек

Не обходилось без трудностей, которые преодолевались весьма находчивым образом. Например, Кэмерон видел одну сцену с волной, идущей строго справа налево. Но мастера из 4Ward уже выстроили весь реквизит и миниатюры так, чтобы волна шла слева направо. Переделывать макеты просто не было времени и тогда сцену попросту отсняли через зеркало.

А еще проблем подбросила клининговая компания. Ее сотрудники вместо того, чтобы убирать ошметки мацы, гипсоснега и кукурузных хлопьев, вымели весь мусор в лице полуразрушенного города, который специалистам из 4Ward пришлось восстанавливать почти с нуля.

Итог

Сцена, в которой Сара видит кошмарный сон, длится считанные минуты. Но она имеет огромное значение для фильма. Эпизод не только наглядно показывает кошмар ядерной катастрофы, но и выполняет функцию триггера, переводящего Сару из режима спасающейся бегством жертвы в режим бьющейся за жизнь своего ребенка матери. Матери, готовой пойти на все, чтобы изменить будущее.

 

Архив Вестник К