«Он не вынул никакого оружия, но бросился ко мне и обхватил меня своими длинными руками. Он знал, что его песенка спета, и хотел только одного – отомстить мне. Не выпуская друг друга, мы стояли, шатаясь, на краю обрыва. Я не знаю, известно ли это вам, но я немного знаком с приемами японской борьбы – «баритсу», которые не раз сослужили мне хорошую службу. Я сумел увернуться от него»
Артур Конан Дойль, «Пустой дом»
« – Холмс блестяще владеет смертоносной японской борьбой барицу, – сообщил мне Уотсон сенсей. – Вам, мистер Сибата, она, конечно же, известна.
Нет, о смертоносной борьбе барицу мне слышать не доводилось, я даже не могу себе представить, какими иероглифами может писаться такое слово»
Борис Акунин, «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трех мудрых»
Да, в самом деле, принято считать, что «смертоносная борьба баритсу», которая помогла Шерлоку Холмсу отправить на дно Рейхенбахского водопада профессора Мориарти, это плод воображения мистера Артура Конан Дойля. Никто и никогда не слышал о борьбе с таким странным названием, и, как не без ехидства подмечает Акунин, в японском языке такое слово вообще не могло существовать.
Вот и создатели фильма о приключениях великого сыщика не имели понятия, что имел в виду писатель, поэтому сражение двух адептов загадочной борьбы в исполнении Василия Ливанова и Виктора Евграфова смотрится, мягко говоря, не вполне естественно. Видно, что актеры пытаются изобразить некое невиданное боевое искусство, но не очень-то у них это получается. Чего стоит хотя бы боевая стойка буквально сложенного вдвое профессора Мориарти, беспрестанно перебирающего пальцами. (Впрочем, постановщик трюков рассказывает, что в этот момент Евграфов просто поясничал в отместку за то, что его заставили скакать по мокрым скользким камням над пропастью. Дескать, вот вам баритсу, выкусите!)
Ну Евграфов Евграфовым, а британские джентльмены конца девятнадцатого века и в самом деле слыхом не слыхивали о восточных боевых искусствах. Вернее, слыхать-то, может, и слыхивали, но воспринимали это искусство как забавную экзотическую диковинку. Кунг-фу или джиу-джитсу, например, иногда демонстрировались в цирках-шапито, где любой желающий мог сразиться с эмигрантом-китайцем, ловко побеждающим самоуверенных силачей. Но эти чудеса ловкости воспринимались как циркачество, и никому в голову не приходило обучаться им для настоящих поединков. Если дело вдруг и доходило до рукопашной схватки, то англичане отдавали предпочтение честному боксу, французы – савату, а про американцев с их кольтами мы даже не будем говорить. Кроме того, не станем забывать, что и сами мастера восточных единоборств не высказывали ни малейшего желания обучать своему искусству желтоволосых европейских варваров.
Однако к концу девятнадцатого века ситуация постепенно стала меняться, и восточная культура стала боле открытой для Европы. В Париже даже появилась школа мастера восточных единоборств Дзигоро Кано, который модернизировал джиу-джитсу, исключив из него травмоопасные элементы и создав таким образом привычное нам дзюдо. Впрочем, до всемирного признания ему было еще очень далеко. Нас же фигура господина Кано интересует постольку, поскольку в Токио им была открыта знаменитая и сегодня школа Кодокан, где постиг премудрости японской борьбы один английский инженер по имени Эдвард Бартон-Райт.
Этот красавец-усач и есть Бартон-Райт
1898 году мистер Бартон возвращается из страны восходящего солнца на родину и создает свое собственное боевое искусство на основе японского. Излишней скромностью он, надо думать, не страдал, ибо дал своему детищу собственное имя: барт-итсу.
Собственно, оно и представляло собой джиу-джитсу, которое Бартон-Райт дополнил известными европейцам приемами бокса и савата, а также швейцарской техникой фехтования с помощью трости – неизменного спутника настоящего джентльмена.
Из Японии мистер Бартон-Райт выписал инструкторов джиу-джитсу, провел рекламную кампанию – к примеру, опубликовал в спортивных журналах несколько своих статей, в которых рассказывал об одержанных им победах над шайками бандитов в различных странах, и начал набирать учеников.
Боевая стойка бартитсу
«Г-н Э. В. Бартон-Райт только что внес в нашу страну метод самообороны, который, по-видимому, сделает того, кто знаком с ним, практически неуязвимым для любых форм нападения, какими бы опасными и неожиданными они ни были. <…> Профессиональные силачи, гимнасты и атлеты – ни один из них при встрече с г-ном Бартон-Райтом не победил его, и в конце концов они были вынуждены признать, что его система является непреодолимой»
Редакция «Журнала Пирсона»
Вот они, смертоносные приемы бартитсу. Особенно умиляет неизменное канотье на головах борцов
Реклама сделала свое дело, хотя нельзя сказать, что новинка снискала себе всеобщее признание. Может быть, в Англии того времени не так часто складывались ситуации, когда джентльмену могли потребоваться подобные приемы. Да и вообще – «три нераскрытых убийства за один год – многовато, Лестрейд», – помните, как Холмс распекал лондонского инспектора?
Однако людям свойственны определенные слабости. Любой мужчина любых времен, например, хочет обладать секретом непобедимости, в какой бы благополучной стране он ни жил. Такова уж мужская природа. Англия в этом отношении не была исключением, поэтому ученики у Эдварда Бартона находились. Вполне мог познакомиться с его искусством и некий известный лондонский сыщик.
Что делать, если вас окружила толпа хулиганов? Отфигачте их палкой!
Однако фортуна не была благосклонна к Эдварду Бартону-Райту, неприятности преследовали его по пятам. Однажды создатель бартитсу был приглашен продемонстрировать свое искусство перед принцем Уэльским, однако встрече не суждено было состояться – накануне мистер Бартон сильно ушибся, вроде бы свалившись с велосипеда (возможно, впрочем, что он получил травму на ринге).
Чтобы укрепить пошатнувшуюся популярность своей борьбы, Бартон решил организовать поединок между инструкторами своей школы и специально приглашенными чемпионами джиу-джитсу из Японии. Однако после предварительной встречи с японскими бойцами накануне состязания Бартона, очевидно, что-то серьезно обеспокоило, ибо он явно решил постелить соломку на случай возможного поражения в состязании – было объявлено, что один из инструкторов серьезно повредил плечо в тренировочной схватке с японцем, а другой «находится не в форме». Очевидно, Бартон переоценил достоинства своей борьбы, хотя и заявлял неоднократно, что она гораздо эффективней, чем изначальное джиу-джитсу.
Как отобрать велосипед у плохого человека, если он вам нужнее. А вообще — Don’t war, make love
Состязанию так и не дано было состояться, но даже не по вине Бартона. Просто приглашенные самураи, представители знатных японских родов, вдруг сообразили, что им предлагают участвовать в забаве на потеху публике и с негодованием отказались от выступления.
Затем Бартон умудрился рассориться со своим лучшим инструктором, которые после этого покинул его и открыл собственную школу джиу-джитсу.
Нет – монополии, да – конкуренции!
Популярность бартитсу стремительно падала, чему способствовали, кроме всего прочего, непомерно высокие цены в школе Бартона-Райта. Вскоре он остался совсем без учеников, и экзотическое искусство бартитсу погрузилось в забвение.
Что ж, не нам судить, верным ли путем шел мистер Эдвард Уильям Бартон-Райт. Будем благодарны ему хотя бы за то, что его боевое искусство однажды спасло жизнь мистеру Шерлоку Холмсу у подножья Рейхенбахского водопада, где сейчас, кстати, установлен памятник знаменитому детективу.
Снимите свое пальто и накройте им бандита, а потом хватайте за ноги
А что до пропажи буквы «т», из-за чего малоизвестное бартитсу превратилось в знаменитое на весь мир баритсу, так это вполне простительная для писателя ошибка.
Кажется, дотошным исследователям-холмсоведам даже удалось найти старую газету, где по вине редактора в этом слове исчезла одна буква – именно из этой газеты якобы Конан Дойль и переписал в свой рассказ название грозной борьбы.
Источник