Один палеонтолог, во время первой мировой войны оказавшийся в Центральной Африке, проснулся однажды утром от возбужденного говора своих негров. Они кричали: «Большой корабль белого человека затонул! Утонуло много белых людей!»… И неудивительно, ведь шла война. Однако как могли негры в глубине Африки узнать о гибели корабля раньше, нежели он? Возможно, это сплетня негров? Спустя несколько недель ученый узнал, однако, из почты о потоплении «Лузитании». Быть может, негры имели в виду ее? Странно!
Путем дальнейшего изучения ему удалось установить поразительный факт: новость была передана с Нила через весь материк посредством барабанного боя. Это составляло по меньшей мере 3000 км по прямой! При этом сообщение проходило через районы, населенные племенами, говорящими на разных языках, и частично даже через территории племен, находившихся друг с другом в состоянии войны.
Об аналогичных вещах рассказывают и многие другие ученые, плантаторы, торговцы, миссионеры, солдаты и путешественники, побывавшие в тропическом девственном лесу или путешествовавшие по рекам между непроницаемыми зелеными стенами тропического леса.
«В то время, как европейской почте,— писал один плантатор,— требовалось 24 дня, чтобы дойти до меня от побережья по Конго (что стоило, кстати, немало денег), по бесплатному телеграфу туземцев я узнавал уже на третий день о прибытии в устье Конго кораблей, о количестве европейцев на их борту, о присутствии среди них торговцев и многое, многое другое».
Что бы ни произошло, тут же вступает в действие находящийся перед мужским домом щелевой барабан, сообщающий друзьям и недругам новейшие вести.
Это акустическое средство связи является достоянием туземцев с древних времен. В его основе лежит простое наблюдение, что толстая стенка полого ствола дерева издает при ударе более низкий звук, нежели тонкая. Отсюда недалеко было и до изобретения сочетания низких и высоких тонов для передачи определенных понятий в духе азбуки Морзе. У негров с Конго уже дети учатся составлять из низких и высоких звуков отдельные слова и расшифровывать передающиеся новости. В отличие от других районов «говорящий» барабан является здесь достоянием всего населения. Каждый, кто понимает знаки барабанной азбуки, имеет право и «отстукивать» их.
Широкое распространение «барабанный язык» нашел в прибрежных районах Экваториальной Западной Африки. Своеобразие языков этой области особенно подходит для переложения их в звуки барабанной азбуки. Это так называемые тональные языки с большей частью односложными словами, отличающимися различной интонацией. Значение отдельных слов меняется в зависимости от произношения, весь язык пронизан музыкальными акцентами (подобно китайскому языку). Отсюда возникает и принцип барабанного языка: «Барабань, как говоришь!» Здесь «барабанный язык» состоит из определенного числа знаков, известных лишь узкому кругу посвященных лиц, которых в каждой деревне насчитывается несколько человек.
Сигнальный барабан в ходу и почти у всех индейцев в западной части южноамериканского тропического леса, от Ориноко до Анд. Как «особенно тонкое использование акустики первобытными народами» Карл Войле характеризует такую расстановку деревянных щелевых барабанов для передачи сообщений, при которой издаваемые барабанами звуки могут быть восприняты и расшифрованы лишь в определенных пунктах, «однородными» станциями. Для этой цели индейское племя строит специальные хижины и устанавливает барабаны в вырытые в них ямы, наполненные кусками древесины. Во время барабанной «передачи» боковые отверстия помещения закрываются, и звуковые волны исходят лишь через отверстия в высокой островерхой крыше, распространяясь по воздуху, лишь миновав верхушки деревьев.
В девственных тропических лесах Малайского архипелага щелевой барабан играет столь же важную роль, как в Южной Америке и Центральной Африке. Он призывает туземцев на работу и на танцы, предупреждает о врагах или мобилизует для нападения, словом заменяет газету и радио!