Выражение «я тебя вижу насквозь!» приобрело особое значение с открытием рентгеновского излучения. «Видеть насквозь» стали и искусствоведы. Это позволило им утверждать: у многих признанных живописных шедевров существует второе, потайное «дно». Сюрпризы так и посыпались!..
Рафаэль Санти: дама без собачки
Рафаэлевская «Дама с единорогом» столетиями жила как хорошо внедрившийся в тыл врага разведчик — изменив внешность и имя. В Галерее Боргезе в 1760 году она числилась «Святой Екатериной Александрийской» кисти Перуджино. И только в 1916 году исследователь Джулио Канталамесса ответственно заявил: Екатерина не та, за кого себя выдает. Снятый в 1934 году верхний слой краски подтвердил — внутри скрывается полотно Рафаэля. Реставрация 1959 года, когда впервые в истории для этой цели было применено рентгеновское излучение, помогла восстановить историю полностью.
Рафаэлем был написан женский поясной портрет с пейзажным фоном. Затем некто (возможно, Джованни Сольяни) добавил колонны, парапет, рукава и собачку на руках. Через несколько десятилетий собака превратилась в единорога, изменились и руки. А где-то в конце XVII века неизвестная дама обзавелась традиционными атрибутами Святой Екатерины — мученическим колесом, пальмовой ветвью и мантией, а заодно стала называться ее именем.
Ренгеновский снимок собачки
При возвращении картине первоначального вида собачку (символ супружеской верности) не сохранили — был сильно утрачен красочный слой. Остался девушке единорог — символ целомудрия.
Франсиско Гойя: испанский судья — брат Наполеона
Слева: портрет дона Рамона Сатуэ. Справа: «внутренний» портрет предположительно изображает старшего брата Наполеона — Жозефа Бонапарта
Фрагмент «внутреннего» портрета
Под портретом дона Рамона Сатуэ, испанского судьи и друга Франсиско Гойи, была обнаружена другая работа. Детали военной формы человека, изображенного на картине, говорили о его высоком положении. Исследователи предположили, что это старший брат Наполеона — Жозеф Бонапарт, занявший в 1808 году испанский престол (или по крайней мере один из наполеоновских генералов).
Понятно, что после того, как французы были изгнаны из Испании и король Фердинанд VII вернулся на трон, хранить у себя подобное полотно было небезопасным. Мог ли не думать об этом Гойя, бывший долгие годы придворным живописцем? По этой самой причине, по мнению экспертов, и был написан поверх крамольного француза портрет дона Рамона Статуэ.
Пабло Пикассо: голубая комната бородатого мужчины
Портрет мужчины под картиной «Голубая комната» (портрет в горизонтальном положении)
Сомнения по поводу «Голубой комнаты» Пикассо у специалистов появились еще в 1954 году: уж больно странно, не следуя логике рисунка и композиции, были положены мазки на полотне. Но только в 1990-х благодаря рентгеновскому исследованию удалось выяснить наверняка: под «Голубой комнатой» есть еще одна работа. Это оказался портрет бородатого мужчины в пиджаке и бабочке. Он задумчив, подпер голову рукой, на пальцах — кольца.
По мнению экспертов, возможно, на холсте запечатлен Амбруаз Воллар — один из крупнейших парижских торговцев искусством, поддерживающий многих художников. Это не первый портрет коллекционера кисти Пикассо. «Ни одну из самых красивых женщин, когда-либо живших на земле, не писали, рисовали или гравировали чаще, чем Воллара: Сезанн, Ренуар, Руо, Боннар… Но мой кубистический портрет был из них самым лучшим», — говорит художник.
Известно, что Воллару кубистический портрет Пикассо как раз таки не понравился. Может, не понравился ему и тот, что нашли ученые под «Голубой комнатой», и художник просто избавился от него в расстроенных чувствах? Впрочем, особых причин для написания новых картин на старых работах Пикассо не требовалось: в тот период у него могло просто не быть денег на новые холсты.
Казимир Малевич: негры в квадрате
Черный квадрат в «красном углу» выставки «0,10». 1915 год
В декабре 1915 года «Черный квадрат» Казимира Малевича впервые экспонировался на знаменитой выставке «0, 10», венчающей эпоху футуризма. «Четырехугольник», как он тогда назывался, представлял собой супрематическую икону и висел в красном углу. Готовясь к столетию события в 2015-м, сотрудники Третьяковской галереи сделали открытие: под слоем черной краски нашли аж два других полотна.
Черный супрематический квадрат. 1915 год
«Второе дно» подозревалось и раньше: через трещины-кракелюры в черном проступали яркие цвета. Но третий слой, в котором, как уже явственно было видно, использовались розовый, зеленый и оранжевый, оказался сюрпризом.
Исследователи обнаружили под «Черным квадратом» два красочных слоя
Все три работы выполнены в разном стиле. Первая написана в характерном для того времени кубофутуризме, вторая демонстрирует первые шаги Малевича в направлении супрематизма, основоположником которого он и стал.
С помощью рентгенофлуоресцентного анализа на одном из красочных слоев уже самого «Черного квадрата» исследователи разглядели и карандашную надпись: «Битва негров в темной пещере».
«Битва негров в пещере глубокой ночью» Альфонсо Алле. Репродукция, 1 апреля 1897 года
Была ли это отсылка к написанному в 1882 году полотну Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник, вряд ли удастся узнать. Зато именно благодаря этой надписи искусствоведы выяснили, что картина все это время висела в Третьяковской галерее вверх тормашками.
Леонардо да Винчи: Лиза или не Лиза?
Самой свежей сенсацией в этой области стала «Джоконда» кисти Леонардо. Французский ученый-оптик Паскаль Котт, занимающийся фототехникой, предназначенной для работы с музейными экспонатами, разработал технологию LAM (метод усиления слоев). По его словам, «технология дает нам возможность видеть то, что находится под слоями краски, и «чистить» картину, как луковицу».
Он посвятил исследованию знаменитого полотна более десяти лет и поделил период его создания на четыре этапа. 1. Портрет, позой напоминающий окончательный вариант, но более крупный. 2. На написанной поверху женщине — головной убор с жемчугом. 3. Модель одета по флорентийской моде начала XVI века. 4. Волосы и плечи прикрыты тонкой вуалью, поза изменена, наряд менее пышен — ничто не отвлекает от лица Моны Лизы, и главное — появляется та самая знаменитая загадочная улыбка.
Основной вывод Котта таков: в окончательном варианте на картине изображена вовсе не Лиза дель Джокондо, жена флорентийского торговца шелком, как это принято считать. Лизой, он полагает, была богато разодетая флорентийка. Искусствоведы, признавая ценность работы со слоями, к выводам оптика относятся скептически.
Восстановленное изображение от Паскаля Котта
Некоторые вообще считают, что позировал для «Джоконды» мастеру его любимый ученик Джана Джакомо Капротти да Орено, с которым художника связывали особые отношения. Вот вам и загадочная улыбка.
Дискуссия продолжается…