Бортпроводница бизнес-авиации рассказала о работе с VIP-клиентами и необычных навыках, которые она получила благодаря профессии…
Елене В. 37 лет (имя изменено по просьбе героини), 12 из них она работает стюардессой. Начинала с гражданской авиации, но спустя какое-то время перешла в бизнес-сегмент. Сейчас на борту частных самолетов Елена летает со звездами, бизнесменами и сильными мира сего.
Она разливает им Chateau Petrus стоимостью 300 тыс. за бутылку, улыбается и сервирует стол по высшему разряду. О такой, на первый взгляд, непыльной работе мечтают многие молодые симпатичные девочки, ведь для них это своеобразный пропуск в высший свет.
Но Елена уверяет, что в ее деле недостаточно миленького личика — вам скорее пригодятся стальные нервы и отменное здоровье.
В конце списка
Любое собеседование в нашей сфере — это целая эпопея. Прежде чем ты дойдешь до шефа, на которого в итоге будешь работать, тебе предстоит пройти всех его многочисленных замов. Именно они сначала утверждают твою кандидатуру.
Когда я пришла устраиваться на то место, где работаю последние шесть лет, моя будущая напарница была 16—й в длинном списке претенденток, а я вообще стояла в самом конце. Желающих было очень много. В общей сложности я прошла 5 уровней собеседования.
Честно говоря, я даже не думала, что меня возьмут, о собеседовании узнала случайно — позвонил мой бывший коллега и сказал, что ищут человека. Я в этот момент гуляла с собакой. Времени на сборы не было, через два часа отбор заканчивался.
Единственное что я успела сделать — чуть подкрасила губы в машине. Несмотря на не самый презентабельный вид, меня все же взяли! А девочки, которые были при полном параде, остались за бортом.
Обслуживающий персонал
Сейчас в бизнес-авиацию идут очень молодые бортпроводницы. Конечно, они хотят найти… плечо с хорошим кошельком. Но на одних красивых глазах и груди третьего размера далеко не уедешь. В любой момент может полететь пассажир с женой, и вся эта красота пойдет пешком с самолета.
Правда, девочек это не останавливает — многие из них считают себя настоящими звездами и продолжают верить, что их заметят и тут же возьмут замуж или хотя бы в любовницы. Об этом мечтает каждая третья. Никто не понимает, что люди такого уровня не допустят тебя слишком близко. Ты как была обслуживающим персоналом, так и будешь.
Когда я устраивалась на нынешнее место работы, искали замужнюю бортпроводницу с детьми. На мой взгляд, это правильно. Одинокие девушки часто приходят в эту профессию с неоднозначными целями.
Тандем
В нашем деле очень важно найти сменщицу, с которой вы будете работать в настоящем тандеме. Некоторые девочки обожают ябедничать на коллег, особенно это встречается среди молодежи.
Мне в этом смысле повезло, поскольку в течение 6 лет я работаю с одним и тем же человеком. У нас совпадают не только взгляды на жизнь, но и множество мелочей — год рождения, рост, имя и т.д. Я в ней уверена и знаю, что она меня не предаст. Это дорогого стоит.
Высокая кухня
Некоторые думают, что люди с достатком выбирают себе исключительно молоденьких стюардесс с модельной внешностью. Это далеко не так. На самом деле большинство ищет человека, который сможет работать в режиме многозадачности, с полной отдачей.
Мой график две недели через две, но даже когда я не на смене, у меня всегда есть масса дел. Именно бортпроводник заказывает на рейс все необходимое, начиная от бытовой химии для уборки и заканчивая дорогим алкоголем, ведет этот заказ и отслеживает его доставку. Мы взаимодействуем с личными сомелье, кейтеринговыми службами и флористами.
За годы работы я научилась по одному виду определять, была ли рыба заморожена, насколько она свежая. Обмануть меня в этом вопросе просто нереально.
Я разбираюсь во всех кухнях, единственное, с чем мне еще не приходилось работать — кошерные продукты. Кроме того, я четыре раза проходила курсы сомелье, поскольку знания в этой отрасли необходимо постоянно обновлять. Также оканчивала медицинские курсы. По одним синим губам или покраснениям я могу понять что с пассажиром не так.
Естественно, вся еда приезжает к нам в ланч-боксах. Уже на борту я ее выкладываю, подогреваю, сервирую стол и кормлю людей. Это настоящая высокая кухня!
Я прихожу на борт самолета как минимум за три часа до вылета. После рейса мне требуется столько же времени на уборку. Для наведения порядка есть целый арсенал самых разных чистящих средств. И далеко не каждое из них подходит к тому или иному покрытию. Не дай бог вымыть вещь с золотым напылением чем-то не тем, ты можешь ее испортить.
Новенькие девочки считают, что их ждет безоблачная жизнь, перелеты с одного курорта на другой, на самом деле это тяжелая работа на ногах, которую нужно очень любить, иначе надолго вы здесь не задержитесь. Кроме того, в бизнес-авиации вы не сделаете себе никакой карьеры. Как только вылетаете свой ресурс, на ваше место тут же придут другие.
Варикоз, псориаз и прочие «радости»
Работать в этой профессии можно до тех пор, пока твой организм позволяет. Например, в немецкой Lufthansa есть бортпроводницы 40-50 лет. Это настоящие профессионалы, с такими точно не страшно летать.
Самые распространённые заболевания, которыми страдают бортпроводницы — забывчивость (нехватка кислорода дает о себе знать), бесплодие, онкозаболевания по-женски, псориаз и варикоз — у меня все ноги от колен и ниже просто синие, на них страшно смотреть.
Организм постоянно испытывает колоссальные перегрузки. Если в обычной авиации ты сидишь, пока самолет не выйдет в горизонтальное положение и командир не отключит специальный звуковой сигнал, то здесь иногда приходится вставать в момент, когда вы набираете высоту. А как иначе, если у тебя на борту 6 человек, а лететь всего 55 минут? Нужно все успеть, каждая секунда дорога.
Братки из 90-х
Безопасность в нашем деле — превыше всего. Недавно на одном из рейсов пассажир попросил налить ему вино, когда до взлета оставалось всего 4 минуты. Естественно этого времени не хватало, чтобы я могла показать ему все имеющиеся варианты, открыть бутылки, дать продегустировать. Это целый процесс.
Но я не сказала ему «нет» — это в нашей профессии недопустимо. Я объяснила ситуацию: «Простите, мне дают 4 минуты до вылета, может быть, мы сделаем это после?». Человек с пониманием отнесся к ситуации.
Конечно, есть и те, кто может сказать: «Наливай, меня не волнует». Тогда я прошу пилотов чуть-чуть потянуть время, буквально 2-5 минут, с ними всегда можно договориться об этом. К счастью, такие ситуации встречаются крайне редко.
Вообще, люди, которые могут позволить себе дорогие полеты, в основном ведут себя достойно. Нахальные братки из 90-х давно остались в прошлом. Никакой «быдлятины» нет, все воспитанные и культурные.
Вы скорее столкнётесь с хамством на регулярном рейсе. Я работала в этой сфере и могу точно сказать, что там понтов намного больше. Знаете, есть пассажиры, которые летят в Шарм-аль-Шейх на чартере за 18000 рублей и гнут пальцы: «Я купил билет, я крутой, пляшите теперь передо мной».
Рубли, евро, доллары
Бортпроводницы в бизнес-авиации получают от 2,5 до 5 тыс. евро или долларов в месяц. Все зависит от того, где базируется компания, на которую вы работаете. Некоторые девочки получают зарплату в рублях. Находясь на земле, а не в небе, тебе придется очень хорошо напрячься, чтобы заработать хотя бы половину такого оклада. Когда у меня был небольшой перерыв в работе, я это очень хорошо ощутила.
Но здесь есть свои подводные камни, в нашей сфере не любят оформлять на работу официально. Также нередко встречаются истории, когда девушка работает месяц на какую-нибудь компанию, думает, что ее взяли, а ей заявляют: «Простите, вы нам не подходите». При этом ее оклад уходит другой бортпроводнице.
Не нужно бояться
Я знаю, что такое терять коллег. В авиакатастрофе под Петрозаводском разбились люди, с которыми я отработала два года. Помню, когда узнала о случившемся, меня затрясло, а вечером я просто напилась.
И все же я считаю, что не нужно бояться, у каждого из нас своя судьба. Но если уж говорить о каких-то страхах, то мне намного страшней ехать на рейс и с рейса, поскольку я живу в 198 километрах от Внуково-3, из которого летаю. А на дороге сейчас полно неадекватных людей. Если что-то случается в небе — это всегда стечение огромного количества обстоятельств.
Как струна
Мне несложно постоянно быть вежливой и улыбаться. Я к этому уже привыкла. Но, видимо, из-за того, что на рейсе я все-таки натянута как струна, дома иногда срываюсь, начинаю кричать по поводу и без. Видимо, переизбыток чувств выходит наружу. К счастью, у меня спокойный муж, который относится к этому с пониманием. Но далеко не каждый мужчина может вынести подобное.
Я ухожу
Две недели назад я хотела уволиться. За последние 6 лет это первый случай. Я иногда курирую другие рейсы, и в одном из них стюардесса пересушила еду, когда ее разогревала. Выговор за этот проступок вынесли мне, хотя, по сути, я была не виновата.
Естественно, никто не стал меня удерживать. Хочешь уйти? Пожалуйста. Я проплакалась, а на следующий день списалась с начальницей. Она сделала вид, что ничего не помнит, я тоже сделала вид, что ничего не было, и продолжила работать.
Мне действительно нравится то, чем я занимаюсь, поэтому сейчас я даже не задумываюсь, где буду работать, если по каким-то причинам не смогу летать.
Источник