Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Как перегрузки ощущаются, в какие моменты, что вообще в полете тело ощущает?

Как перегрузки ощущаются, в какие моменты, что вообще в полете тело ощущает?

Тут в одном из постов про авиацию спрашивали:

Могу рассказать про свой скромный опыт. Начнем с перегрузок, а конкретно со зрения. При перегрузке сердцу сложнее толкать кровь вверх, и из-за этого верхняя часть тела недополучает кислород. Первым делом страдают глаза, а именно периферийное зрение. Выглядит это как-то так:

То есть, по бокам мы вместо картинки начинаем видеть какую-то мутную белесую, коричневую или темную пелену. Если с перегрузкой не бороться, туннельное зрение может начаться уже на 3.5-4g где-то, а если бороться — то можно и при 5.5g все видеть. Но если увеличивать перегрузку, то постепенно от поля зрения остается лишь маленький пятачок в самом центре (центральное зрение). Но этот пятачок — это наш оплот!

Боже!! Да не этот! Опять играть.. Так вот, бывает, периферийное зрение уже пропало, и кажется вот-вот сейчас исчезнет даже спасительное пятнышко мира по центру… а вот хрен! У центрального зрения есть еще запас, где-то в один-два g наверно. Так что хоть что-то, но будешь видеть. Стоит ослабить перегрузку, как зрение моментально возвращается. Но если увеличивать перегрузку, то в итоге зрение пропадает полностью, и дальше видишь примерно вот такие звездочки, правильным геометрическим узором:

При этом ты остаешься полностью в сознании, слышишь, говоришь, осознаешь, что происходит вокруг (хотя слегка охреневаешь конечно, куда без этого). Но стоит потянуть еще немного на себя, и вот уже твой мозг остался без кислорода и ты отключился.

 

Но про зрение думаю знают все интересующиеся. Расскажу о том, что стало для меня сюрпризом. Допустим, мы во время перегрузки случайно наклонили голову вперед, слегка.  Голова, говорят, весит где-то 5 кг, под перегрузкой в 7g это 35 кг, и вот в этот момент, одновременно с «бл*ть, мне сейчас сломает шею!!», в мои 35кг головы пришла следующая гениальная мысль:

Пришлось поддаться перегрузке и весь остаток маневра провести в унизительной позе «голова на коленях»: попробуй выпрямись при 7g!

Или вот взять руки. В принципе даже при 2g уже чувствуешь, что руки поднимать стало сложнее. При 5g — еще сложнее, но еще можно. Совсем веселые ощущения при 7g: мои руки налились свинцом! Было чувство, будто они прилипли к коленям, или примагнитились очень сильным магнитом. (При этом все равно можно держать руку на ручке и пилотировать. Когда пилотируешь, даже не замечаешь, что руки потяжелели. Удивительно.)

 

Еще кое-что, о чем не прочитаете в википедии, но можно догадаться из названия поста (будет немного «фе»… если не хотите, продолжайте читать после девочки Хлои.) Как известно, под действием перегрузки не только кровь — все жидкости начинают течь вниз. Вот например… вроде и не болел… но сопли все равно откуда-то взялись и потекли… (Простите. Реальность как она есть — не героический взгляд вдаль на мужественном лице, а уплывшие вниз щеки, навалившаяся тяжесть и полуприкрытые веки, странные звуки дыхания с хрипотцой в попытке побороть перегрузку…)

После больших перегрузок очень устают/болят мышцы спины и шеи. Но это уже потом, после полета. И вообще от общего напряжения и сосредоточенности в полете спина промокает насквозь (а вроде и никаких физических упражнений не делаешь), а потом после полета открываешь фонарь, свежий ветерок в лицо дунет, и вот тут ты понимаешь, что волосы у тебя прилипли ко лбу! К вечеру накатывает такая сильная усталость, как будто весь день в зале пропахал (был момент, когда от усталости смыкались веки) Но усталость эта приятная, и потом спишь, как младенец! Никогда так хорошо не спится, как после пилотажа.

 

Кроме перегрузки и усталости, есть и другие ощущения. В кабине жарко. И запах. Пахнет чем-то советско-самолетным, не знаю, чем именно (это тот самый случай, когда у двоих четыре мнения). К энному полету этот запах конечно начинает возбуждать, но это все равно запах — а еще жара (это за бортом мороз, а в нашей теплице под плексигласом парилка!), да еще ремни плотно стягивают грудь — в общем мечта всех тех, кого укачивает в автобусе. Говорят, с маской еще хуже.

 

Много интересных вещей происходит при перегрузке с организмом (и далеко не всё изучено). Например, иногда при перегрузке пропадает цветное зрение — вот это реально очень необычно!

Или вот у человека есть определенный механизм адаптации к перегрузкам: если сначала сделать небольшую перегрузку, секунд 10, то порог переносимой перегрузки краткосрочно повышается. А еще у клеток в организме есть свой небольшой запас источника энергии, поэтому первые 2-3-4 секунды не вырубаешься даже от большой перегрузки (именно поэтому, когда бывает резко встаешь, в глазах темнеет не сразу, а чуть позже). На поршневом пилотажном самолете например перегрузки очень короткие, поэтому там  +6 и больше — обычное дело, а меньшие перегрузки даже не замечаешь. Другое дело на реактивных, там самолет может полминуты провести в +6g… а вот сможет ли летчик?

Иногда от больших перегрузок лопаются сосуды, и руках остаются красные точки. А иногда на ногах остаются симметричные синяки — один на левой ноге, один на правой, примерно в том же месте…

 

Ну ладно, вы наверно щас подумали — эй, вообще-то я хотел почитать про неописуемый восторг полета! Чайка Ричарда Баха! «круче чем секс»!  А не вот это вот всё!! А я вам так скажу:

Хорошая перегрузка — это как чесночок в пампушке к борщу: вроде сам по себе невкусный, но без него не то! А летать реально офигенно — когда летишь один (без инструктора), когда влётан как следует, возникает то самое чувство единства с самолетом, из-за которого как раз все эти фразы про «круче секса». Когда уже даже не управляешь самолетом, а просто хочешь что-то сделать, а самолет сам делает! И тогда кажется, что это уже ты сам летишь. И тогда забываешь про все то, что написано выше — остается только чувство полета…

 

Архив Вестник К