Археологи обнаружили дневник одного из «прорабов», возводивших Великую пирамиду Хеопса, и подтверждение его свидетельств
2013 году археологам несказанно повезло. В пещере, расположенной рядом с руинами порта Вади-аль-Джараф на Красном море — одного из самых древних в мире, специалисты из Египта и Франции, обнаружили припрятанные кем-то папирусы, которые оказались самыми старыми из когда либо найденных.
Папирусы, состоящие из множества фрагментов, как показала последующая расшифровка, представляли собой дневник, который вел некто Марет. Он был эдаким прорабом, курировавшим часть работ по возведению пирамиды Хеопса — под его началом находились 40 элитных рабочих.
Марет подробно описывал ход работ и раскрыл как минимум, одну из тайн строительства. Пирамида была облицована известковыми блоками весом примерно в 2,5 тонны каждый. Вырубали их скорее всего на другом берегу Нила в карьерах Туру. Гранитные блоки, куда более тяжелые, добывали еще дальше — примерно за тысячу километров от плато Гиза.
Но как их доставляли к месту строительства? «Прораб» уверяет, что блоки возили по воде на лодках. Известковые — клали по одному, транспортировка занимала 2-3 дня. Для гранитных блоков связывали несколько лодок — устраивали нечто вроде плота.
И самое главное: по утверждению Марета, лодки подходили к самому основанию строящейся пирамиды. Для этого к ней были прорыты каналы. О чем одни ученые давно предполагали сами по себе, но другие не сильно верили. И вот недавно словам прораба нашлось подтверждение. Известный американский археолог-египтолог Марк Ленер (Mark Lehner ) обнаружил один из подземных каналов, по которому к пирамиде подавали воду.
Кстати, своим дневником Марет опроверг весьма популярную недавно гипотезу о том, что блоки не вырубали где-то в отдалении, а отливали в опалубку прямо на месте укладки. То есть, изготавливали из некого древне-египетского бетона. Нет, иероглифами записано: вырубали.
К сожалению, «прораб» так и не раскрыл главный секрет — как вырубленные известковые и гранитные блоки укладывали в пирамиду? Как их втаскивали на ту или иную высоту? Гипотеза о том, что для постройки пирамид использовали специальные рампы, в научных кругах принята уже давно. Более того, рисунки подобных механизмов неоднократно находили при археологических раскопках. Но хорошо сохранившиеся остатки рампы обнаружены впервые.
Пандус был насыпан примерно 4500 лет назад. Как раз тогда египтяне и сооружали Великую пирамиду — пирамиду Хеопса, одно из семи чудес света. Пандус находился в карьере Хатнуб (Hatnub) в Восточной пустыне — одном из тех, где вырубали известковые блоки, которые шли на строительство. За строительством своей пирамиды наблюдал сам фараон Хуфу (Pharaoh Khufu, 2609 BC — 2584 BC). В карьере были найдены надписи, из которых следовало, что он несколько раз приезжал туда.
Яннис Гурдон (Yannis Gourdon) — один из руководителей археологической экспедиции — рассказал порталу LiveScience: обнаруженный пандус наверняка был необходим для того, чтобы перемещать вырубленные блоки. Как полагает ученый, перемещали их на салазках, подтягивая канатами, перекинутыми через вертикальные деревянный столбы. В пандусе сохранились отверстия, в которые те были вставлены, и лестницы, в ступени которых упирались «грузчики».
Археологи и примкнувшие к ним чиновники египетского Министерства по делам древностей (Egypt’s Ministry of Antiquity) полагают, что пандусы, подобные обнаруженному, были использованы и для строительства пирамид — в том числе и Великой.
То есть, никакого особого секрета тогда не было — каменные блоки втаскивали по наклонным плоскостям. Проще и не придумать.
Отсюда и вывод: пирамиды все-таки строили сами египтяне — без какой-либо сверхъестественной помощи.