Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Главная » Досуг » Вопрос — ответ 150

Вопрос — ответ 150

Развлекуха для пытливых умов: выпуск 150

Каждый день мы сталкиваемся с множеством вопросов… Ответы на одни вопросы находятся быстро и их решение происходит незамедлительно. А что делать если для решения вопроса требуется поиск дополнительных источников информации? 

Именно для таких целей наша рубрика «Вопрос и ответ» — каждую субботу и воскресенье вы получаете ответы на интересующие вас вопросы.

Откуда электрон берет энергию, чтобы вечно вращаться вокруг ядра?

Ниоткуда. Она ему не нужна, поскольку он вокруг ядра не вращается

Электрон, казалось бы, должен бесконечно вращаться вокруг ядра, как Луна вокруг Земли. Так было бы, не имей электрон заряда. Двигаясь по кругу с постоянной скоростью, он все же меняет скорость, поскольку меняется направление. Но заряженная частица, скорость которой непостоянна, излучает электромагнитные волны, то есть теряет энергию. Однако электрон почему-то не излучает. Дело в том, что он в описанной схеме выступает как частица, а на самом деле является одновременно и частицей, и волной. Волна же бывает бегущая и стоячая. Например, от камешка, упавшего в море, — бегущие, а если камешек упадет в таз с водой, то бегущая к стенкам волна сложится с той, что от них отразилась, и возникнет стоячая волна: горбы и впадины «стоят» на месте. Нечто подобное происходит и в атоме, только стенки здесь две: одна — ядро, роль другой выполняет сила электрического притяжения между ядром и электроном, не позволяющая электрону улететь. Орбита электрона — место, где амплитуда «электронной» стоячей волны максимальна. И оставаться на ней он может сколь угодно долго, поскольку здесь нет никакого изменения скорости, а значит, и излучения.

Почему в России французских королей по имени Луи принято называть Людовиками?

Потому что это имя на средневековой латыни звучало как «Людовикус» 

Пару тысяч лет назад германское имя Hlodwig (славный победитель) начало долгий путь в другие языки. В Германии оно постепенно видоизменилось до Людвига. А во Франции вначале было латинизировано (заменой фрикативного х) до Clodovicus — в VI веке Хлодвиг (Clovis) стал основателем королевства франков. Позже и вторая буква этого имени во французском варианте «отвалилась», и Clovis превратился в Louis (читается Луи). А в средневековой латыни шел другой процесс, в результате которого Clodovicus превратился в Ludovicus. В Средние века русские дипломаты объяснялись с иностранными королями только по-латыни. Другая сторона отвечала им также на латыни, так что при переводе королевских грамот русскому царю имена латинизировались. Так французские Луи стали в русском языке Людовикусами. При Петре I латинские имена сократили на немецкий манер, убрав окончания: Людовикус — Людовик. И другим не повезло: француза Анри в России называли Генрихом, испанца Фелипе — Филиппом, англичанина Джеймса — Яковом. А баварца Людвига — тоже Людовиком, чтобы уж без обид. 

Где находится «у черта на куличках»?

Неведомо где, но явно очень далеко

Некогда в этом фразеологическом обороте употреблялось слово «кулижки», которое постепенно стало вытесняться «куличками». Еще в XIX веке эта замена считалась ошибочной. Так, в толковом словаре Владимира Даля значится: «У черта на кулижках (неправильно: на куличках), неведомо где». «Кулижка» — уменьшительное от «кулига». В восточных диалектах русского языка это слово означало расчищенный, выкорчеванный или выжженный под пашню лес. Кулижки находились, как правило, за селениями, на отшибе, это были болотистые места, к тому же, по народным поверьям, населенные нечистой силой. Кстати, свои «кулижки» (точнее, Кулишки) есть и в Москве: так называется район нынешней Славянской площади и Солянки, где некогда были рыбные и соляные торги (отсюда и название). Когда слово «кулижка» стало выходить из широкого употребления, выражение было переосмыслено и превратилось в «у черта на куличках». Однако смысл его фактически не изменился: и в самом деле, где можно встретить черта с пасхальными куличами? Как считают некоторые языковеды, изначально выражение «к черту на кулички» было ответом на вопрос: «Куда собрался?» Суеверные люди избегали впрямую отвечать на этот вопрос, чтобы не накликать неприятностей в дороге.

Когда и как появились знаки препинания?

Современная система пунктуации складывалась постепенно усилиями разных грамматиков

В IV веке до н. э. Аристотель писал: «Расставить знаки в творениях Гераклита — (великий) труд, потому что неясно, что к чему относится». На основании этого фрагмента традиционно определяют время появления знаков препинания (Аристотеля и Гераклита разделяют полтора века). Впрочем, другая традиция приписывает их изобретение филологу Аристофану Византийскому (III–II века до н. э.). Как бы то ни было, к началу I века до н. э. греки применяли всего три знака — точки, располагавшиеся внизу, в середине или вверху строчки. Одна из них соответствовала нынешней точке, другая — запятой, третья — двоеточию. Однако в Средневековье все греческие системы были забыты, и в конце VIII века ученые, составившие «академию» при дворе Карла Великого, вынуждены были изобретать пунктуацию заново. Вопросительный знак, например, выглядел поначалу как точка с тильдой (волнистой чертой, указывавшей на колебания тона при произнесении). А восклицательный появился лишь в XIV веке. Сначала он имел вид наклоненной вправо черты (указывавшей на повышение тона) и двух точек под ней. На рубеже XV–XVI веков венецианский книгопечатник Альд Мануций привел систему знаков препинания к современному виду.

Почему полумесяц считается символом ислама?

Потому что он был символом династии Османов 

Символ полумесяца намного старше ислама. К примеру, в Древней Греции он ассоциировался с чистотой и венчал голову богини Артемиды. Что касается первых мусульман, то они предпочитали обходиться без символов — ведь ни в Коране, ни в Суннах ничего о них не сказано. По легенде, в 1299 году Осман, властитель крошечного княжества на территории Малой Азии, увидел во сне полумесяц, который простирался от одного конца земли до другого. Приняв это за доброе предзнаменование, бей сделал полумесяц символом своей династии. Сон не обманул Османа — его потомки создали огромную державу и стали не только величайшими владыками в мусульманском мире, но и духовными его вождями — халифами. Неудивительно, что символ династии, полумесяц, стал ассоциироваться с исламом. Эта связь закрепилась в XIX веке, когда в дополнение к Красному Кресту был создан Красный Полумесяц. Но даже в наше время, когда полумесяц украшает флаги многих мусульманских государств, не все, кто исповедует эту религию, согласны считать его своим символом, например иранцы-шииты, давние враги Турции. Для них полумесяц, как всякое изображение, — чистое язычество. 

 

Архив Вестник К