Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Вопрос — ответ 154

Вопрос — ответ 154

Развлекуха для пытливых умов: выпуск 154

Каждый день мы сталкиваемся с множеством вопросов… Ответы на одни вопросы находятся быстро и их решение происходит незамедлительно. А что делать если для решения вопроса требуется поиск дополнительных источников информации? 

Именно для таких целей наша рубрика «Вопрос и ответ» — каждую субботу и воскресенье вы получаете ответы на интересующие вас вопросы.

Почему Евангелие было написано на греческом, а не на древнееврейском языке?

Потому что греческий был понятен большинству жителей Римской империи 

Согласно христианской традиции, Евангелия, включенные в библейский канон, считаются плодом труда трех непосредственных учеников Христа — Матфея, Луки, Иоанна, а также Марка — ученика апостола Петра. Они стремились донести «благую весть» до как можно большего числа людей, но вместе с тем обращались к разным культурам. Матфей писал прежде всего для евреев: ему было важно показать иудеям, что в Иисусе исполнились ветхозаветные пророчества о Мессии.

Поэтому, как утверждают древние историки, его Евангелие было написано на арамейском. Этот язык был разговорным в Палестине — в отличие от древнееврейского, использовавшегося при богослужениях. Позднее Евангелие от Матфея было переведено на греческий. Марк и Лука писали в расчете на греков-язычников и евреев рассеяния, а Иоанн — для всех христиан империи, поэтому они избрали языком своих Евангелий койне — разговорный греческий язык (относящийся к древнегреческому примерно так же, как американский к британскому), распространенный в Римской империи со времен Александра Македонского и игравший в ней роль языка межнационального общения. (Латинский же использовался в основном завоевателями.) 

Почему стороны света на картах расположены именно так?

Потому что античные географы сначала описали территории к северу от Средиземного моря 

Ориентация карты, при которой север находится сверху, — традиция, возникшая в Античности. Скорее всего, этот выбор был обусловлен очертаниями известной на тот момент ойкумены — Средиземного моря и его побережья. Лучше всего были исследованы земли, лежащие к северу от Средиземноморья, так что карта представляла собой вытянутый по горизонтали прямоугольник, заполненный в основном наверху, то есть в северной части. Об условности этого выбора говорит то, что на китайских картах того же времени сверху мы можем видеть юг, на более поздних арабских картах — восток.

В Средние века, когда культура Античности пришла в упадок, а средоточием знаний в Европе стали монастыри, ориентация европейских карт приобрела богословский характер: в центре карты помещали Иерусалим, а сверху — восток, где, по библейскому преданию, находится рай. Однако выпущенные в XV столетии «География» и атлас Клавдия Птолемея, созданные во II веке, вернули к жизни античную ориентацию. Широкое применение компаса, стрелка которого указывает на север, закрепило эту традицию. 

Кто и зачем придумал курсив?

Итальянские печатники, чтобы маленькие книги не получались слишком толстыми 

Впервые курсивом было набрано издание произведений Вергилия, выпущенное в 1501 году венецианским книгопечатником Теобальдо Мануччи (латинизированный вариант — Альд Мануций). Он первый стал делать книги небольшого формата, которые, в отличие от распространенных тогда фолиантов, было удобно не только держать в руках, но и носить с собой.

А чтобы уменьшившиеся в размере тома не получались чрезмерно толстыми, издатель заказал граверу из Болоньи Франческо Гриффо максимально убористый шрифт. Создавая его, Гриффо ориентировался на почерк итальянского гуманиста Никколо Никколи, который жил на рубеже XIV–XV веков и, помимо прочего, был знаменит тем, что переписал множество древних рукописей (по другой версии, гравер взял за образец почерк, который использовался в Ватикане для официальных документов). Издания Мануция, несмотря на высокую цену, расходились огромными по тем временам тиражами. А шрифт, который он использовал, во многих странах до сих пор называют «италиком».

Почему человек плохо видит в воде?

Потому что у воды и роговицы глаза почти одинаковый коэффициент преломления 

Cвет, который отражается от предметов, попадает на светочувствительную сетчатку нашего глаза. Но чтобы создать на ней четкий образ, лучи должны сфокусироваться в небольшое «пятно». Согласно закону преломления света, на границе сред различной оптической плотности луч меняет свое направление. Первое преломление происходит во внешней оболочке глаза — роговице, чья оптическая сила около 40 диоптрий. То есть падающие лучи сошлись бы примерно в 2,5 см позади нее, если бы не то обстоятельство, что свет проходит еще и через хрусталик, который может менять фокусное расстояние в пределах примерно 3 диоптрий. Благодаря этому его свойству лучи фокусируются точно на сетчатке.

Все описанное возможно лишь потому, что показатели преломления воздуха (1,00029) и роговицы (1,38) с хрусталиком (1,43) заметно различаются. Если бы их значения были близки, лучи преломлялись бы слабее и не собирались на сетчатке. Именно так и происходит, когда глаз соприкасается с водой. Коэффициент преломления воды — 1,34, что близко к показателям преломления как роговицы, так и хрусталика. Поэтому, чтобы видеть в воде четко, мы должны поместить между водой и глазом воздушную прослойку, например, надеть маску.

Почему рыбы не мерзнут?

Потому что их кровь представляет собой своего рода антифриз 

Рыбы — существа холоднокровные, то есть температура их тела равна температуре окружающей среды. Между тем в ближайшей к Южному полюсу части Мирового океана — проливе Макмердо — температура воды опускается порой ниже –2 °С. При этом полярные виды рыб не превращаются в кусок льда: они вырабатывают гликопротеины — особые белки, которые были обнаружены в крови рыб в середине прошлого века. Это очень эффективные криопротекторы: они тормозят процесс замерзания жидкости в 200–300 раз эффективнее, чем, например, обычная соль, которую кладут в воду, чтобы она не замерзала. До последнего времени считалось, что гликопротеины связываются с одной из граней кристалла льда, народившегося в клетке, и тормозят его рост.

Однако недавние исследования показали, что они воздействуют на молекулы воды, так сказать, на расстоянии. В присутствии гликопротеинов движение молекул в водном растворе становится менее хаотическим и они хуже связываются друг с другом в кристаллическую решетку. По эффективности гликопротеины превосходят антифризы. Вероятно, этим и объясняется, что сугубо биологические исследования финансировал концерн Volkswagen, заинтересованный в получении новых материалов для автомобильной промышленности.

 

Архив Вестник К