Их изображают на гербах, им ставят памятники и посвящают музеи. Их почитают? Едва ли. Осетры издревле были дорогим товаром, а осетровая черная икра — символом богатства и благополучия. Много ли этой ценной рыбы осталось в российских водах?
Русский осетр — один из самых популярных представителей семейства осетровых. Но даже этот вид нуждается сегодня в охране
Чтобы самец и самка сахалинского осетра встретились на реке Тумнин во время нереста, нужно настоящее чудо. Роли волшебников исполняют ученые-осетроводы: каждый год в конце мая они ставят сети, в которые, быть может, попадется две зрелые особи разного пола. Тогда специалисты искусственным путем смогут вывести тысячи личинок, чтобы вырастить их на рыбзаводе и вернуть реке. К чему такие сложности? Разве рыба не может продолжить свой род без помощи человека? Как ни странно, все обстоит именно так: редчайший представитель семейства осетровых, сахалинский осетр, сегодня не только на Сахалине, вообще в природе почти не встречается. Ни в 2009 году, ни в 2010-м на Тумнине (Хабаровский край) – единственной реке, где пока нерестится этот вид рыбы, – ученым не удалось поймать пары осетров, от которых можно было бы получить потомство.
Времена, когда в русских реках водились гигантские осетровые весом два центнера (например, русский осетр) или даже полторы тонны (белуга), а черную икру мерили бочками, давно прошли. Теперь рыбу отлавливают гораздо раньше, чем она успевает набрать столь внушительный вес. Если же дать осетровым прожить, сколько те пожелают, то севрюга проплавает лет 30, осетр – 50, а белуга – все 100.
В былые времена рыбаки ловили в устье Волги гигантских осетровых. Типичную картину запечатлел французский художник Жан-Пьер Муане во время путешествия по Волге в 1864 году. Эту гравюру опубликовали в журнале Le Tour du Monde
Рыбы старше динозавров
Самые древние представители семейства осетровых появились на планете около 170 миллионов лет назад, в начале юрского периода. Все они обитали в океане Тетис. «В ту эпоху многие известные нам динозавры были у природы еще только в проекте, – рассказывает Александр Ярков, действительный член палеонтологического общества при РАН. – Но и осетровые достигли значительного расцвета позднее, в меловом периоде. Именно тогда жили гиганты (Acipenser gigantissimus Nessow et Yarkov) длиной более семи метров: их черепные кости мы обнаружили в Дубовском районе Волгоградской области». Современным осетровым такие размеры и не снились. Даже рекордсменка-белуга, пойманная в 1940 году, была 576-сантиметровой.
Почти все виды семейства, обитающие на территории России и СНГ, большую часть жизни проводят в море – там они нагуливаются, проще говоря, кормятся и набирают вес. Исключение составляют стерлядь, байкальский осетр и лжелопатоносы: им хватает корма в реках. Осетровые – неглубоководные рыбы. Они ходят там, где много пищи. Представители рода Acipenser (осетры) и Pseudoscaphirhynchus (лжелопатоносы) поедают все живое, что попадется им на дне: моллюсков, ракообразных, червей, личинок насекомых, при случае – мелкую рыбешку. Калуга и белуга (представители Huso, рода белуг) – хищники: они охотятся на рыб, нередко гоняясь за косяками. При виде добычи они выдвигают крупный трубообразный рот и затягивают туда жертву. Перед ртом на вытянутой морде у всех осетровых – четыре усика, помогающие охотиться: усики ощупывают дно, а когда находят движущийся объект, передают сигнал ротовой трубе. У осетровых нет ни чешуи, ни костяного скелета – только хрящевая хорда. Тело покрыто кожей и жучками – рядами костных пластинок с острыми шипами. Этот полупанцирь обеспечивает неплохую защиту: не всякий хищник проглотит такую жесткую и колючую рыбу.
Фото рыбы калуги, сделанное во Владивостокском океанариуме, где несколько особей живут уже много лет
Осетровые долго созревают: осетрам требуется 8–10 лет, белугам – 12–18, калугам – 17–20. Если рыба готова оставить потомство, то после зимовки, весной или летом, у нее меняется гормональный фон, и она отправляется туда, где сама появилась на свет. Повзрослевшие особи идут против течения рек, и поднимающаяся по мере приближения к месту нереста температура стимулирует гормональные процессы. Самки и самцы, вероятно, находят друг друга по химическим сигналам – с помощью ферромонов.
Развивается икра осетровых достаточно быстро – в среднем за неделю. Личинки и молодь живут в пресной воде, пока организм не обретет способность противостоять смене среды (пресной на соленую). Кроме того, по мере роста рыбе перестает хватать пищи в реке, и она постепенно передвигается все ближе к морю. На это уходит до нескольких лет.
Черная икра от красной рыбы
В стародавние времена осетровые во множестве водились не только в Каспийском бассейне, но и в Азовском, Черном, Балтийском морях, в Байкале и Ладожском озере. Ими полнились Волга, Амур, Дон, Кубань, Обь, Иртыш, Ока и многие другие реки. Например, белугу, рыбу крупную, можно было в XVIII веке даже под Тверью поймать! На Руси осетровых называли красной рыбой, причем словом «красный» характеризовали не цвет мяса (оно у осетровых белое). Речь шла о ценности продукта.
Долгое время рыб вылавливали без счета. Сегодня абсолютно все виды российских осетровых пребывают в плачевном состоянии, а некоторые – занесены в Красную книгу: им грозит исчезновение. Тем, что популяции осетровых стремительно сокращались, озаботились в советские времена. В разных частях страны появились специализированные научно-исследовательские институты, а также многочисленные государственные заводы. Там занимались отловом из рек производителей – рыб, готовых к нересту. У самцов брали сперму, а самке делали гормональную инъекцию, отчего у нее начинала созревать икра. Но заставить рыбу отдать икру в заводских условиях почти невозможно. Самку приходилось вскрывать, то есть убивать зрелую особь, которая росла десяток лет. Молодь выращивали на заводе, затем выпускали в реку, чтобы пополнить популяцию. Часть рыбы оставалась жить на заводе, увеличивая маточное стадо (половозрелых особей).
Определить по внешнему виду пол осетра удается не всегда, поэтому рыбам делают УЗИ. С помощью ультразвукового исследования получают также данные о зрелости особи. Рыбовод Вячеслав Шебанин, руководитель цеха по разведению и выращиванию рыбы Алексинского химкомбината, обследует аральского шипа.
Осетров-производителей стало меньше, и тогда появился метод Бурцева: рыбу разрезали, забирали икру, зашивали. А относительно недавно новый метод предложил осетровод Сергей Подушка. Рыбу не вспарывают, а делают ей мини-операцию – подрезают скальпелем яйцевод, после чего икра легко выходит. Вскоре самка может снова нереститься. Только благодаря такой работе некоторые осетровые пока не оказались на грани исчезновения, хотя их популяции и сокращаются. Речь о главных промысловых видах: белуге, калуге, севрюге, стерляди, русском и амурском осетрах.
Сегодня в России промысловый лов осетровых рыб запрещен, но браконьерство процветает. Поскольку продажа черной икры и осетрины приносит большие деньги, браконьерский промысел не является частным. Там, где осетровых пока относительно много, это организованный и крупномасштабный бизнес. Осетровые попадают в руки браконьеров, преодолев непростой путь к местам нереста. Но и это не единственная причина стремительного сокращения популяции. Многие речные плотины (построенные для гидроэлектростанций и для создания водохранилищ) нарушили или преградили пути рыбы к нерестилищам. Самый печальный пример – плотина на реке Волхов, построенная в 1920-х годах. Закрыв путь к одному из нерестилищ атлантического осетра, люди способствовали его исчезновению. Последние 20 лет ученые тщетно пытаются поймать в России хотя бы одну особь, чтобы попытаться восстановить вид.
Осетровые раритеты
По мнению специалистов – рыбоводов и экологов, – к самым редким и уязвимым осетровым бассейна Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока России сегодня относятся девять видов: атлантический осетр, азовская популяция белуги, шип, лжелопатоносы (большой амударьинский, малый амударьинский и сырдарьинский), калуга, байкальский, сахалинский и амурский осетры.
Сотрудники «Мосрыбвода» выпускают молодь стерляди в Москву-реку, чтобы восстановить популяцию
На Дальнем Востоке начали заниматься восстановлением осетровых сравнительно недавно. Как на Каспии и Азове, их разводят на рыбзаводах и выпускают в реки. «Эффект от воспроизводства уже есть: рыбаки из нанайских деревень говорят, что в сети стала попадаться молодь осетровых, – рассказывает Алексей Черняк. – Но природную популяцию в целом это не спасет. Рыбе нужно дать возможность нереститься в природе, иначе через десять-пятнадцать лет амурские осетровые перейдут в разряд исчезающих».
У Алексея найдется история про каждую редкую рыбу, живущую в зоопитомнике. Он привозит их из экспедиций – из разных уголков России и соседних стран. Иногда приходится работать в сложных условиях, например в тайге или пустыне. Важная составляющая этой работы – создание банка криоконсервированной спермы рыб. Один из первых в мире криобанков находится во Всероссийском научно-исследовательском институте пресноводного рыбного хозяйства (ВНИИПРХ). Самая ценная часть его коллекции – замороженные в жидком азоте образцы спермы разных видов осетровых. Их собрали в те времена, когда генетическое разнообразие популяций было еще достаточно благополучным. При необходимости сперму можно разморозить и оплодотворить икру. «К сожалению, в нашем криобанке нет спермы сахалинского осетра, – рассказывает Константин Ковалев, научный сотрудник лаборатории генетики и селекции ВНИИПРХ. – А при работе с исчезающими видами нередко бывает, что есть готовая к оплодотворению икра, но нет активной спермы того же вида».
Чтобы икра не слипалась в инкубационных аппаратах, ее обесклеивают особым раствором. Для оплодотворения икру смешивают с растворенной в воде — без воды она неактивна — спермой
Неволя ради потомков
Экологи считают: чтобы спасти осетровых от вымирания, надо составить конкуренцию браконьерам. Для этого необходимо активно развивать аквакультуру (разведение и выращивание рыб) и производство икры. Это законно, выгодно, а главное – идет на пользу природным популяциям. В искусственных условиях рыба растет быстрее, чем в природе, – благодаря специально подобранному температурному режиму и интенсивному кормлению. Для выращивания товарной рыбы люди стали создавать гибриды. Один из них – бестер (по первым слогам слов «белуга» и «стерлядь») – вывели в 1952 году. Эта рыба растет быстро, как белуга, а созревает рано, как стерлядь.
Как получаются гибриды?
Дело в том, что разные виды осетровых могут скрещиваться между собой. В природе действует естественное разграничение, хотя исключения тоже встречаются. Аквакультура осетровых успешно развивается в Китае, США, Франции, Германии, Италии. В России этот бизнес тоже популярен. «В наших рыбхозяйствах ежегодно производится около десяти тонн черной икры, – рассказывает Сергей Подушка. – Число таких предприятий с каждым годом растет». Изначально хозяйства появлялись вдали от «осетровых» регионов, но рыбы в природе становится все меньше, и разводить ее выгодно даже в Астраханской области. Много хозяйств в Волгоградской, Вологодской, Ростовской, Тюменской, Московской, Ленинградской областях, в Ставропольском и Краснодарском краях.
Через неделю появляются личинки
Даже если браконьеров станет значительно меньше, вымирающие рыбы не восстановятся самостоятельно. Рыбоводные хозяйства способны помочь и в этом. «В аквакультуру можно внедрять редкие виды осетровых. Это лучший способ их сохранять, – считает Алексей Черняк. – Сахалинский осетр – прекрасный пример: растет и созревает быстро, дает крупную икру, по размеру сопоставимую с белужьей».
Сахалинский осетр — очень редкий и малоизученный вид. Он обитает в Татарском проливе, Японском и Охотском морях. В США живет его близкий родственник — зеленый осетр. Прежде их считали одним видом, однако недавние исследования выявили много отличий.
В 2008 году Алексей привез с Тумнина 300 личинок этого редкого вида в Тульскую область, в рыбоводный цех Алексинского химкомбината. Специалистам удалось вырастить 200 рыб, половину из них распределили между двумя другими рыбоводными хозяйствами. Если разведение станет успешным, осетроводы разработают технологию воспроизводства этого редкого вида в условиях аквакультуры.
Лжелопатоносы идеально приспособлены к жизни в быстрой реке. Хвостовая нить, вероятно, помогает им маневрировать на течении. Этот большой амударьинский лжелопатонос плавает в зоопитомнике Московского зоопарка.
Источник