В The New York Times вышло расследование, согласно которому 11 лет назад на студии Universal в Калифорнии сгорели сотни тысяч оригинальных музыкальных записей, вышедших с 1940-х годов. Все эти годы считалось, что во время пожара пострадал только видеоархив, — компания отрицала музыкальные потери; о том, что записи утрачены, не знали даже сами музыканты. Некоторые из них до сих пор не могут понять, сохранилось ли хоть что-то. «Медуза» рассказывает о расследовании, реакции звезд и самой Universal Music Group.
1 июня 2008 года. Пожар на студии Universal
1 июня 2008 года на студии Universal Studios Hollywood произошел пожар. Ночью рабочие ремонтировали крышу с помощью паяльных ламп, и после их ухода — в 4:43 утра — здание воспламенилось.
Пожар уничтожил несколько объектов и частично парк аттракционов. Пострадал и павильон номер 6197 — огромное здание из гофрированного металла, в котором, по словам представителей студии, хранились видеозаписи, кассеты и старые киноленты. При тушении пожара использовали бульдозеры, в результате чего все хранившиеся там пленки превратились в кучи пепла. Тогда же журналисты узнали, что в павильоне 6197 хранилось не только видео, но еще и исторически значимые звукозаписи, принадлежащие Universal Music Group. Но компания отрицала, что этот архив пострадал. «У нас нет потерь», — говорили они Billboard в 2008 году.
Спустя 11 лет журналист The New York Times Джоди Розен узнал, что аудиозаписи все-таки были уничтожены. Его расследование основано на судебных и корпоративных документах, тысячах страниц показаний и внутренних файлах UMG — их он получил во время работы над текстом. Каким образом документы оказались в распоряжении редакции и как именно они называются, Розен не уточняет. В них идет речь о мастер-копиях — исходных аналоговых записях, которые позже копировались на пластинки, CD и mp3. Многие из них представляли собой ленты с несколькими дорожками под каждый инструмент и голос, таким образом, после пожара сохранились только сведенные версии знаменитых хитов, их копии и копии копий.
Утрачены оригинальные записи нескольких десятилетий начиная с 1940-х годов, пишет Розен. К ним относятся песни Nirvana, Police, R.E.M., No Doubt, Nine Inch Nails, Guns N ‘Roses, Элтона Джона, Эрика Клэптона, Рэя Чарльза, Билли Холлидей, Бинга Кросби, Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Эллы Фицджеральд, Чака Берри, Ареты Франклин, Би Би Кинга, Нила Даймонда, Джимми Баффета, Тома Петти, Стинга, Джанет Джексон, Мэри Джей Блайдж, Снуп Догга, Бека, Шерил Кроу, Тупака Шакура, Эминема, 50 Cent, The Roots и многих других исполнителей.
Не про каждого пострадавшего артиста понятно, какие именно мастер-копии он потерял. Известно, что навсегда утрачены оригинальные записи «Rock Around the Clock» Билла Хейли и «At Last» Этты Джеймс.
В 2009 году UMG в секретном отчете о своих убытках (есть в распоряжении The New York Times) зафиксировала, что были потеряны 500 тысяч песен. По слухам, сумма ущерба могла составить 150 миллионов долларов, пишет издание.
Сами музыканты ничего не знали об этой катастрофе. Группа Hole (основатели — Кортни Лав и Эрик Эрландсон) сообщила, что не подозревала о том, что записи уничтожены, до того как вышло расследование The New York Times. Крист Новоселич, бывший басист Nirvana, написал в твиттере, что, возможно, часть музыки утрачена навсегда.
Думаю, что они пропали навсегда
Группа R.E.M. и представители Эминема до сих пор не понимают, без каких именно мастер-копий они остались. Однако последний успел оцифровать свои треки за несколько месяцев до пожара.
Группа получает запросы от многих людей, обеспокоенных статьей The New York Times о пожаре в Universal Music, произошедшем 11 лет назад. Мы пытаемся получить точную информацию, чтобы выяснить, что произошло и как это повлияло на музыку группы, если вообще повлияло. Мы расскажем обо всем подробно позже.
Продюсер и барабанщик The Roots — Квестлав — написал в твиттере, что из-за пожара старые альбомы группы теперь невозможно будет переиздать.
Для всех, кто спрашивал, почему альбомы «Do You Want More» и «Illadelph Halflife» не получат переиздания
Variety сообщает, что UMG оспаривает информацию из статьи Розена. По их мнению, текст содержит «многочисленные неточности, вводящие в заблуждение, противоречия и фундаментальное недопонимание масштабов инцидента и затронутых активов». «Сохранение музыки является для нас наивысшим приоритетом, и мы гордимся своим послужным списком», — говорится в заявлении. «Несмотря на то что существуют ограничения, не позволяющие нам публично раскрывать некоторые детали пожара, произошедшего на объекте NBCUniversal Studios более десяти лет назад, этот инцидент — хотя и крайне неудачный — никогда не влиял на доступность коммерчески выпущенной музыки и не влиял на компенсацию артистам», — сказано в заявлении компании.
Сегодня большинство коммерческих записей прошлого контролируют только три звукозаписывающие компании: Sony Music Entertainment, Warner Music Group и Universal Music Group.