Наверное, самым древним прообразом корсета (от фр. Corpse — тело) следует считать жилеты жительниц Крита и Микен. Статуи и фрески, найденные при раскопках Кносса и Тиринфа, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры, донесли до нас образы женщин, облачённых в подобие корсажей со шнуровкой, подчёркивающих формы тела. Корсажи стягивали талию, а их глубокий вырез приподнимал грудь, оставляя её совершенно обнажённой.
Римляне и греки ставили на первое место естественность и природную красоту. Но, тем не менее, гречанки не забывали надевать под хитоны узкие кожаные ремешки, подчёркивающие талию и грудь, а многие римские матроны, особенно в период заката Империи, носили уже широкие пояса со шнуровкой, заимствованные у германских варваров.
После распада Римской Империи корсет вновь появляется в Европе только лишь в XIII — XIV веках в бургундской моде. Это был уже полностью скроенный по фигуре лиф, который шнуровали спереди, чтобы он плотнее прилегал к телу. В этот период корсет обычно одевался поверх нижней рубашки, но приличиями не возбранялось носить его и на голое тело, слегка распустив шнуровку (дабы не препятствовать взорам, а иногда, и рукам кавалеров — в те времена подобное поведение считалось лучшим комплиментом женской красоте). Благодаря железным и деревянным брускам, которые размещали между грудными железами, корсет исправлял естественные недостатки фигуры. Он шнуровался сзади, сбоку и спереди. Женщинам этот элемент одежды помогали выглядеть соблазнительно и привлекательно. Но не каждая женщина могла позволить себе носить корсет, так как его цена была очень высока.
Мужчины тоже носили корсеты, они использовали их как средство защиты от мечей врагов. Мужской корсет имитировал панцирь, был изготовлен из металла, иногда из кожи, и закрывал все туловище. Со второй половины XV века, женские корсеты начали изготавливать из кожи с металлическими брусьями. В корсете делали отверстия для доступа воздуха к телу, при стягивании корсета края этих отверстий врезались в кожу и доставляли женщинам ужасные мучения.
Вообще тип корсета постоянно менялся. Это зависело от кроя одежды и изменения идеала женской красоты. Он мог придать силуэту S-образный изгиб, или заставить женщину держаться несгибаемо прямо, то заковывал весь торс, то снова уменьшался до размеров широкого пояса. Иногда он уменьшал грудь и делал её абсолютно плоской, иногда подчёркивал и приподнимал, иногда делал силуэт свободным, или сужал талию и округлял бока — всё зависело от веяний моды.
В середине XVI века церковь провозглашает женщин исчадием ада, испанский двор возводит в культ плоскую фигуру. Представительницам слабого пола пришлось надеть испанские корсеты из сложной металлической конструкции со стальными болтами, весил такой наряд внушительно и был похожим на настоящие латы. Церковь считала что женщина, закованная в такой панцирь, будет строже блюсти свою добродетель. В XVI веке в Испании с помощью корсета женская грудь делалась совершенно плоской, одежда деформировала тело. Девочкам на ночь на грудную клетку ставили свинцовые плиты, для того чтобы грудь не развивалась.
С середины XVII века снова возвращается обычай приподнимать грудь, делая ее пышной. Теперь корсет изготавливают из шелка, атласа и кружева, украшают вышивкой и перьями. Недостатки фигуры скрывались с помощью накладок. Знаменитая французская королева мод Екатерина Медичи ввела стандарт обхвата талии, который составлял 33 сантиметра. Женщины, которые старались соответствовать моде, жертвовали здоровьем, так как при ношении корсета происходила сильная нагрузка на внутренние органы, корсет сдавливал печень, желудок, почки и нарушал кровообращение. У «жертв» моды начинались проблемы с пищеварением и воспроизводительной функцией. Врачи говорили, что четверо из пяти женщин умирают из-за ношения корсета.
Корсеты одевали не только на Западе, но и на Востоке. Индийские танцовщицы баядеры носили корсеты, которые отвечали потребностям здоровья и одновременно совершенствовали женскую фигуру. Их корсеты были изготовлены из коры мадагаскарского дерева и имели телесный цвет (поэтому иногда казалось, что грудь обнажена). Эластичность корсета не затрудняла дыхания. Баядеры никогда не снимали корсет, даже спали в нем.
В эпоху барокко корсет с кринолином был основой женского наряда, он стал изготавливаться из ткани и гибкого китового уса. Английский корсет шнуровался сзади, а французский – спереди. В период барокко главное назначение корсета – создание узкой талии.
После Французской буржуазной революции (1789) корсет некоторое время не одевали. На моду повлияло увлечение античностью, и идеалом становятся греко-римские наряды с преобладающей простотой. Но с точки зрения сторонников старой моды для скромной женщины корсет и юбка на обручах были охраной и защитой её целомудрия. Разумеется, тогдашние врачи придерживались другой точки зрения. В 1788 году доктор Земеринг написал целую книгу о вреде ношения корсетов. Но ни к голосам врачей, ни к голосам блюстителей нравственности мода никогда не относилась достаточно серьёзно.
После 1810 года корсет снова возвращается, теперь уже почти на два столетия. Производством корсетов теперь занимаются не швеи, а специальные мастера-корсетчики, а после 1820 года возникает и промышленное производство. Корсет XVIII века безжалостно отдавливал назад плечи и руки, заставляя свою хозяйку сильно прогибаться в спине. В очередной раз вернулось декольте, почти обнажающее соски. Выходить на улицу и посещать церкви в таком виде не возбранялось. Наоборот, о некоторых фактах хроники, например, Лондона, сохранили весьма интересные отзывы.
В 70-е годы XIX века, в соответствии с модой «sans ventre» была изобретена ещё одна форма корсета — длинной до бёдер. Теперь корсет не только поднимает грудь и утягивает талию до небывалых 40 см, но и сжимает нижнюю часть живота. Весило это сооружение несколько килограмм, и женщина в нём едва могла дышать. А о том, чтобы нагнуться или съесть лишний кусочек, не могло быть и речи. Для модниц лишний тур вальса или партия в волан нередко оборачивались летальным исходом. Обилие смертельных случаев вынудило европейские правительства издать специальные указы, запрещающие носить корсет во время занятий спортом. В Англии возникает общество «Эстетическое движение», которое выступает против деформации женского тела.
В 1903 году, француженка, женщина-врач Парижской медицинской академии Гош Саро разделила корсет на две части: верхняя – бюстгальтер и нижняя – пояс.
Вторым шагом к полной ликвидации корсета была реформа парижского короля моды Поля Пуаре, который в 1905 году ввёл в моду платья рубашечного покроя. Под такие наряды носились специальные лёгкие и гибкие «грации» из каучука — «корселетты».
Перед Первой Мировой Войной эта грация утягивала живот и придавала пышность ягодицам, а в 20-е годы, когда на пике популярности был стиль «garsonne», она сглаживала грудь и утягивала бёдра, придавая фигуре «мальчишескую» стройность.
В это же время в Париже открылся первый корсетный магазин (прообраз современных бутиков нижнего белья). Он шокировал обывателей, выставляя в витринах откровенные модели в бантах и кружевах.
И последний взлёт популярности корсет пережил в 50-е годы XX века. Во время популярности стиля «new look» считалось неприличным выходить дома без грации или корсажа, так же как без шляпки и перчаток. Состоятельные дамы старались приобретать только модели «от Диора» — из шёлковой сетки, укреплённой двадцатью четырьмя китовыми усами. Остальные довольствовались более простыми моделями из эластичных материалов. Правда такой корсаж имел досадное свойство сползать и скручиваться по краям, но дамы научились с этим бороться, закрепляя его сверху жёсткой лентой, а снизу тугим поясом для чулок.
Корсеты часто были подвержены критике. Ученые гигиенисты называют корсет орудием пытки. Наполеон отмечал, что корсет — это одежда для кокеток с плохим вкусом, он предупреждал, что этот вид одежды вызывает увечье для потомков, и называл корсет убийцей человеческого рода. Французскому королю Карлу X совсем не нравились женщины в корсетах, он часто говорил, что раньше во Франции можно было встретить Венер, Диан, а теперь здесь только «осы».
Знаменитый французский естествовед Жорж Кюв’е прогуливаясь на природе с дамой в корсете, видел в ней настоящую жертву моды. Когда девушка посмотрела на душистый цветок, он сказал, что раньше она напоминала ему этот цветок, а завтра этот цветок будет напоминать ее. На следующий день молодые люди подошли к тому же цветку, он терял свой естественный цвет и форму. Девушка не могла понять, как цветок мог так быстро увянуть. Жорж Кюв’е объяснил ей, что этот цветок – это образ девушек и женщин в корсетах, которые вянут от сжимания своего тела. Естествовед показал своей спутнице нить, которой перевязал вчера на прогулке стебель прекрасному цветку. И предостерег девушку, что она так же увянет, как этот цветок, постепенно теряя обворожительность молодости, если не перестанет носить «опасную» одежду.
Если вам скажут, что XX век окончательно освободил женщину от корсета — не верьте. Все великие модельеры: Кристиан Диор, Жан-Поль Готье, Тьерри Мюглер, Ив Сен-Лоран и другие кутюрье шили, шьют и будут шить платья на жёстком каркасе, который придаёт пышность груди, тонкость тали и стройность бёдрам. Потому что пока не придумано другого способа, за минуту придать силуэту совершенные формы. Но современным модницам нужно помнить, что корсет должен отвечать требованиям медицинской науки и эстетики.
Источники: 1, 2