1. Кошачий клавесин
А знаете ли вы, что в средние века даже музыка была подчас весьма жестока? Например, по некоторым сведениям, у короля Испании Филиппа II был очень необычный музыкальный инструмент. Назвался он «кошачий клавесин». Представлял он собой длинный ящик, разделенный перегородками на четырнадцать отсеков. В отсеки сажали предварительно отобранных кошек. Отбор заключался в «прослушивании». Животным наступали на хвосты, а «настройщик» по высоте голоса распределял страдалиц по отсекам. Головы несчастных высовывались в отверстия, а хвосты были жестко закреплены под клавиатурой.
При нажатии на клавишу острая игла впивалась кошке в хвост, животное кричало. Придворные по очереди «наигрывали» мелодии и пытались брать аккорды.
Такая жестокость по отношению к пушистым созданиям объяснялась тем, что церковь объявила кошек посланницами сатаны и помощниками. А животное черного цвета имело очень мало шансов на долгую жизнь.
Жестокое устройство получило распространение во всей Европе. Были «клавесины» из 7 и 14 ящиков. Кстати, «отбракованные» кошки обычно тут же сжигались. Интересный факт: Петр I для кунсткамеры тоже заказал «кошачий клавесин» в Гамбурге.
Источник тут
2. С какого этажа лучше бросать кошку?
А знаете ли Вы, что кошку лучше всего сбрасывать с этажа, который будет выше седьмого. В 1987 году в «Журнале Американской ветеринарно-медицинской ассоциации» была опубликована статься, где анализировалось 132 случая кошачьих падений из окон нью-йоркских высоток. Результаты анализа показали, что количество и серьезность травм, полученных кошками при падениях, возрастали пропорционально числу этажей – вплоть до седьмого. Выше седьмого этажа среднее количество повреждений резко снижалось. Таким образом, чем дольше падает кошка, тем больше у нее шансов.
Объяснение этого феномена заключается в следующем: как у большинства мелких животных, у кошек есть такая скорость, при которой вес тела становится равен сопротивлению воздуха и тело перестает ускоряться) – в кошачьем случае это примерно 100 км/ч. Поэтому высота сама по себе не так уж и важна, а важно на самом деле время подлета к земле. Чем больше времени – тем больше шансов, что кошка поймет что происходит, сориентируется, расслабится, распластается в воздухе (и парашютирует) и правильно приземлится.
3. Фаст-фуд по-древнеримски
А знаете ли вы, что среднестатистический древний римлянин употреблял в пищу больше фаст-фуда, чем современный житель Нью-Йорка? Да, в Древнем Риме был фаст-фуд, только назывался он красивым словом «термополия»! В отличие от греков, древние римляне нередко отказывались от приготовления пищи дома, в их домах часто даже не было кухонь. Зато на улицах каждого города было множество закусочных базаров, где торговали недорогой и популярной едой. Чем не современные фуд-корты!
Граждане могли быстро перекусить горячим хлебом или мясом, завернутым в виноградные листья. В то время делали и блюдо, похожее на гамбургер – это лепешка из говядины с орехами, которую обязательно ели с хлебом. Популярностью пользовались и лепешки из дрожжевого теста, смазанные оливковым маслом, их использовали как съедобные тарелки, на которые выкладывали кусочки мяса и овощей – прототип пиццы!
Развалины предприятия быстрого питания по-древнеримски сохранились в Помпеях. В прилавки помещений вмонтированы чаны, в которых готовилась еда, а вместо витрин были дощатые раздвижные перегородки, закрывающиеся только ночью. Такой вид услуг, как доставка еды на дом, тоже придумали в Древнем Риме – ничто не ново в этом мире!
Источник: Wikipedia (Быстрое питание).
4. Бесправные гладиаторы
А знаете ли вы, что гладиаторы в Древнем Риме были абсолютно лишены гражданских и политических прав, причем это касалось не только рабов. Люди, родившиеся свободными жителями империи, став гладиаторами, лишались многих гражданских прав, ибо вызывали то же неуважение, что и актеры и проститутки. Начиная с I века до н.э., римские законы запрещали любому, хоть когда-нибудь служившему гладиатором, занимать управленческие и судебные должности и даже становиться солдатом. Человек, вступивший в ряды гладиаторов, больше не мог распоряжаться своей судьбой: он становился имуществом владельца гладиаторской труппы, дав перед этим клятву выполнять устав гладиатора. Суть этой клятвы, как указывал Сенека, сводилась к тому, что гладиатор смирялся с тем, что в случае нарушения им устава, его могли заковать в кандалы или даже убить.
Источники: М.Берд, К.Хопкинс. Колизей. Биографии чудес света.
А знаете ли Вы, что ни римские зрители, требующие смерти гладиатора, ни римские императоры, санкционирующие оную, никогда не показывали «палец вниз». Более того, римляне вообще не использовали знак «палец вниз». Если гладиатор должен был умереть, пальцы вздымались вверх – как обнаженный меч. Когда же побежденному хотели даровать жизнь, большой палец подгибался внутрь сжатого кулака – подобно оружию в ножнах.
В этом заблуждении виновата картина французского художника XIX века Леона Жерома под названием «Pollice verso». Изображенный на картине римский гладиатор ждет решения своего соперника, а сидящий в ложе император тычет большим пальцем вниз, вынося смертный приговор. Историки единодушны в том, что художник неверно понял латинскую фразу, предположив, что police verso, «отогнутый палец», означало «отогнутый вниз», тогда как фраза эта значит «отогнутый вверх».
5. IV или IIII?
А знаете ли вы, что римскую цифру «четыре» – IV, стали окончательно записывать таким образом только в XIX веке, римляне же всегда писали ее как «IIII». Римляне просто не могли позволить себе изобразить четыре как IV, так как этот знак являлся для них обозначением бога Юпитера, чье имя писалось как IVPPITER. В Средние века встречалось привычное нам написание этой цифры, однако более популярным оставалось IIII. Интересно, что на циферблатах часов, использующих римские цифры, используется в основном традиционное «IIII», из эстетических соображений или по старой памяти.
Источник тут