Кодекс Хейса – яркое явление эпохи Великой депрессии, один из пунктов в пакете мер по укреплению человеческого общества, в котором мораль и экономика неразделимы. Кодекс Хейса стал неофициальным национальным стандартом кино США. Все фильмы, выходившие в американский прокат, должны были получить одобрение комиссии, следившей за выполнением кодекса.
Основные положения Кодекса Хейса: «Нельзя, чтобы преступления вызывали симпатию у зрителей», «Следует представлять нравственно «правильные» модели жизни», «Нельзя издеваться над законом».
Жесткий кодекс упразднен в 1967 году и заменен не менее жесткой системой возрастных рейтингов.
======================================================
Нужны ли морально-этические нормы современному кино? Или люди уже так привыкли к насилию и жестокости, крови и убийствам на экране, что это стало нормой?
Кодекс Хейса (Production Code, Hays Code) — морально-этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (современная Американская ассоциация кинокомпаний), ставший в 1934 неофициальным, действующим национальным стандартом США. Кодекс назван по имени политика-республиканца Уильяма Харрисона Хейса (William Harrison Hays), в 1922—1945 возглавлявшего Ассоциацию. Сам Хейс — руководитель ассоциации — был протестантом, и его этический кодекс несомненно нес в себе христианские идеи.
Кодекс существовал почти 30 лет. В 1960-е годы студии отказались от соблюдения запретов устаревшего кодекса и в 1967 он был упразднён.
Разумеется, что понятия, мораль и границы запрета были весьма условны, но тем не менее они действовали. Именно первые десятилетия, когда действовал кодекс, потом назовут Золотым веком Голливуда и большинство фильмов, созданных в тот период времени ,войдут потом в Золотой фонд кинематографии. Это не случайность, а закономерность. Так, что же такое кодекс Хейса? Подробную версию перевода на русском языке можно найти тут, оригинал на английском – здесь.
Производители фильмов были обязаны соблюдать три основополагающих принципа:
1. Картины, подрывающие нравственные устои зрителей, недопустимы. Следовательно, нельзя изображать преступления, злодеяния, пороки и грехопадения таким образом, чтобы они вызывали симпатию в зрительской аудитории.
2. Следует представлять нравственно «правильные» модели жизни.
3. Нельзя издеваться над законом, писаным или неписаным. Недопустимо склонять симпатии зрителей на сторону преступников и грешников.
Это альфа и омега, которые должны были быть соблюдены или лента просто не вышла бы в прокат.
Частные положения:
Запрещалось издевательство над религией. Священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем.
Запрещалось изображать употребление наркотиков, а употребление алкоголя могло быть изображено только там, где этого требовал сюжет.
Запрещалось раскрывать методы совершения преступлений. Сцены убийства должны были сняты так, чтобы не способствовать совершению подобных преступлений в реальной жизни.
Запрещался показ обнажённого тела и провокационных танцев. «Сцены страсти» (то есть просто поцелуи и объятия) допускались только в ключевых сюжетных эпизодах, их длительность и откровенность были ограничены.
Брак и семейная жизнь считались высшими ценностями; внебрачные отношения, пусть и уместные по сюжету, должны были быть представлены как недостойное поведение. При этом изображение смешанных браков было под запретом.
Запрещались любые, даже косвенные, ссылки на гомосексуализм и венерические заболевания. Показ человеческих родов (даже в виде силуэта) также был под абсолютным запретом.
Запрещался широкий спектр «нецензурных» слов.
Не приветствовался принцип «око за око».
Фотогафия из журнала «Лайф» 30-х годов, иллюстрировавшая, что именно было запрещено к демонстрации (фото кликабельно)
Ни в коем случае нельзя было показывать:
1. поверженную законность,
2. внутреннюю сторону бедра,
3. кружевное белье,
4. труп,
5. наркотики,
6. выпивку,
7. обнаженную грудь,
8. азартные игры,
9. нацеленный пистолет,
10. Томми–ган
Вот лишь некоторые цитаты из кодекса Хейса:
«Ни один кинофильм не должен снижать моральные устои аудитории. Таким образом, симпатии аудитории никогда не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха»
«Противоправные действия никогда не должны быть представлены таким образом, чтобы вызывать сочувствие к преступнику, выступающему против закона и правосудия, а также вызывать желания повторять такие преступления»
«При этом очень важно не сформировать у зрителей, особенно юных и впечатлительных, привычки к самой идее или факту преступления. Люди могут привыкнуть даже к убийствам, жестокости, зверству и отвратительным преступлениям, если они повторяются слишком часто»
«Исходя из неизменного уважения к священному институту брака и семейным ценностям, «любовные треугольники», то есть любовь третьего лица к лицу, уже находящемуся в браке, необходимо изображать с максимальным тактом. Такое изображение никогда не должно ставить под сомнение ценность института брака как такового»
«Незаконный оборот наркотиков не должен быть представлен в кинофильмах»
В статье о гламуре в кинематографе Голливуда Вестник уже рассказывал, что поставленные в жестокие рамки цензуры фильмы и актеры должны были выражать чувства и эмоции, сексуальность и эротизм игрой, именно игрой, а не обнаженным телом. В те годы оттачивалось актерское мастерство. Киноактеры становились по своему мастерству выражения эмоции равными актерам театральным, умеющим подать и передать настроение мимикой, голосом, выразительными жестами. И все это облачалось в фантастически красивый антураж костюмов и декораций. Киноистории становились красивой сказкой, где закон и добро торжествовали всегда.
Почему кодекс отвергли целиком, а не исключили отдельные пункты? Что же конкретно так сильно «устарело» за тридцать лет?
С развитием ТВ заканчивается золотой век «большого кино». В 60-е годы телевидение становится настолько популярным, что практически полностью вытесняет кинематограф. Кинотеатры начинают закрываться десятками. Режиссеры того времени постоянно находились в поиске того, чем же можно еще привлечь людей и оторвать их от телеэкрана: в этот период снимать фильмы-сказки было равносильно самоубийству. Можно было потерять всех зрителей.
Поколение детей, чьи родители выросли в сказке фильмов 30-40-х годов, полностью отвергает принципы и моральные ценности родителей. Все, что связано с гламуром, неспешной роскошью и скрытым эротизмом 30-40-х признается морально устаревшим и отправляется в сундук под замок.
В Лондоне возникает самая скандальная одежда 60-х – мини-юбка. Для демонстрации одежды «в стиле Лондон» ищут подходящую манекенщицу, похожую на подростка. Так на подиумах появляется новая манекенщица Лесли Хорнби, более известная как Твигги, которая войдет в историю моды как кумир 60-х и первая супермодель.
И конечно же хиппи, те самые дети благополучных родителей времен голливудских грез, которые считали привязанность человека к одному месту одной из форм закабаления личности и культивировали идею путешествий — внешних и внутренних (с помощью наркотиков). В моде неизменные атрибуты хиппи – самодельные повязки на голову, фенечки, брюки клеш. Мода 60-х годов – это геометрия, стрелки, объемная прическа «бабетта», бикини. Женщина переодевается в мужской костюм. Появляется уличная мода «тедди»: выходцы с рабочих окраин, маскируясь под средний класс, носят длинные твидовые пиджаки с бархатными лацканами, узкие брюки, бабочки и шнурки вместо галстуков, набриолиненные коки и ботинки на подошве из микропорки (наши стиляги).
Что остается большому кино? Не выдерживая конкуренции с ТВ, предлагающим новому поколению все то, соответствует его убеждениям и мировоззрению, киностудии отказываются от кодекса Хейса.
Не полностью. Полного отказа от кодекса Хейса не произойдет даже в Америке. Издевательства и страдания детей; воспевание романтики бандитизма и гангстеров; убийства полицейских и еще очень и очень многое даже в современных фильмах по-прежнему обходятся намеками и не выносятся на экраны полностью обнаженной ситуацией.
Именно кодекс Хейса стал фундаментом для всей кинодраматургии США, с помощью которой фильмы — единственные в мире! — стали интернациональными. Остальные кинематографы так и остаются в национальных рамках. Американские фильмы — даже самые примитивные — всегда несут в себе четкое и жесткое понимание того, где добро и где зло — и первым вопросом, на который отвечает себе американское кино, остается вопрос моральный. Потом уже идут художественные, содержательные, сюжетные аспекты. После кодекса Хейса американское кино не страшится пристально изучать зло, как в фильмах «Экзорцист» или «Реквием по мечте» — но даже в таких исследованиях зла все моральные аспекты четко расставлены для зрителя.
Именно 30 лет работы «под кодексом Хейса» дали американскому кинематографу возможность научиться отличать добро от зла. После чего «возврат ко злу» стал необходим и неизбежен — но уже во всеоружии.
В России подобные «моральные мелочи» даже не берутся в расчет. Для успеха фильма – фильм обязан открыто и с хирургической точностью выносить на суд зрителей насилие, жестокость, трупы и заканчиваться исключительно с открытым финалом, где зло всемогуще и подавляюще, но все может быть и закончится неплохо… когда-нибудь.
Нужен ли такой кодекс в XXI веке и в России? Насколько его современное содержание или принципы производства кино будут далеки от оригинального кодекса Хейса — сказать трудно. Каждое время диктует свои морально-этические ценности. Однако искусство — вне зависимости от эпохи — должно обогащать эстетически, морально и духовно. Оно должно быть свободно от пропаганды одних вещей и пренебрежения другими.
Возможно, не отказавшись от кодекса, Америка никогда не узнала бы режиссеров Тарантино, Скорцезе или Родригеса. И никогда не были бы сняты фильмы «Тельма и Луиза» и «Основной инстинкт», а принятый в России чуть ранее кодекс не выпустил бы на экраны «Бандитский Петербург», «Антикилера» и «Бригаду», но зла и агрессии с современном мире (опять же может быть!) было чуть меньше.
Сейчас идут масштабные разговоры о том, что в российском кино нужно принять кодекс Хейса. Кто будет отправлять «под нож» большинство выпускаемой в России кино- и ТВ-продукции? Где возьмутся профессионалы, которые смогут говорить другим языком и на другие — человечные — темы?
Куда же качнутся весы равновесия добра и зла? И где она – эта золотая середина?