Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Красота в Средневековье.

Красота в Средневековье.

Красивые бледные женские лики смотрят на нас со старинных полотен. Воспетый менестрелями Средневековья образ Прекрасной Дамы живет в веках. Какой она была, та, Прекрасная Дева из старинных романтических баллад? Каковы были каноны красоты Средних Веков, что дали миру такое сочетание «Прекрасная Дама»?

На смену любования красотой тела античности пришло аскетичное христианство. С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей в посланиях Св. Павла и в книге пророка Исайи.

Послания предвосхищали те страсти по умерщвлению плоти, что разыгрались потом в Средневековье. Забота о собственном теле становилась неприличной. Отныне нечистоплотность возводилась в культ, в истинной ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержавшиеся в наставлениях Отцов Церкви (III—V вв. н. э.) способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовениям, краскам и  благовонным, душистым притираниям. В обществе возникало стойкое предубеждение против процедур, связанных с мытьем тела.


Священнослужителям, монахам и монахиням Церковь дозволяла совершать омовения только в двух случаях: либо по естественной надобности в случае крайней нужды, либо с целью очищения накануне принятия великих таинств. Св. Радегунда (520-587) заменила водные процедуры употреблением мешочков с душистыми травами, которые монахини в аббатстве Святого Креста, где она была аббатисой, «укрепляли у себя подмышками, дабы отбить запах пота».


Заботы по «наведению красоты» были включены в список деяний, осуждаемых Церковью. Всякие попытки приукрасить дарованные природой тело и лицо ассоциировались с двумя грехами: сладострастием и гордыней.

Считалось, что женщина делает себя красивой для того, чтобы обмануть наивного жениха. Мужчина опасался, что при свете свечей обнаружит в спальне дурнушку, способную своим внешним видом превратить в импотента, а утрата способности к деторождению могла привести к пресечению рода.

По мнению проповедников «женские прикрасы» способны повредить искусству иконописи, ибо по сравнению с накрашенной женщиной лики святых выглядели невыразительно и бледно.

Идеал женщины раннего Средневековья олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.


Проповедники поучали: «Красота – явление быстротечное, и попытки приукрасить будущий труп тщетны». Зеркало – «врата ада».

Хотя анафема, которой предавали косметические средства церковники, распространялась на водные процедуры и средства для них, в случае с румянами и белилами от них совсем отказаться не смогли, хотя и стали прибегать к ним реже.

В XIII веке расцветает культ поклонения Прекрасной Даме. Трубадуры прославляли хрупких, белокожих дам – королев рыцарских турниров, беззащитных и беспомощных на вид, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры.


Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка, изящна. В моду вошла продолговатость, причем во всем, начиная от высокого роста и заканчивая высоким лбом.

В эпоху крестовых походов, после знакомства с нравами Востока, в Европе стали распространяться знания о способах наведения красоты, и женщины вновь начали усердно заботиться о своих лицах.

Старинные рецепты снадобий стали известны в странах Запада благодаря медикам Салернской школы (XIIв). Работы, посвященные косметическим средствам, продавали всевозможные торговцы. Женщины покупали их и сами изготавливали притирания. Во всех трудах содержатся наставления, как отбеливать кожу, подкрашивать волосы, маскировать кожные пятна, удалять морщины, то есть утверждается канон красоты, которую зафиксирует ещё довольно примитивная живопись.


В Средние века красота была юной. Считалось, что в возрасте 25 лет изнуренная материнством женщина уже «входила в пустыню, где не было места любви», а ещё через 10 лет превращалась в старуху.

В отличие от девушки-подростка, женщина лет двадцати пяти от роду, зрелая и развитая физически считалась безобразной и являлась воплощением греха, олицетворяла союз с самим Сатаной. Благодаря чародейству она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы увлечь представителей сильного пола в ад: у нее были слегка покатые плечи, длинные волосы, узкие бедра, стройный стан, округлый живот.


Эти «амазонки дьявола», как называл их Св. Иероним, убивают в женщине облик Марии, Царицы Небесной.

Белокурая юная красавица с вьющимися волосами, распущенными или заплетёнными в косы, блистает прелестью лилейно-белой кожи, и эта белизна свидетельствует о её чистоте, целомудрии и ангельском характере. Брови, объект истинного поклонения в Средние века, непременно должны быть чернёнными, изогнутыми дугой и очень тонкими. Переносица как бы нависает над аккуратным прямым носом, правильным и тонким. Что же касается глаз, «ясных и веселых» (как у героини средневековой повести «Окассен и Николетт»), под выпуклыми полупрозрачными веками, то они должны блестеть естественным блеском, обретенным лишь благодаря лимонному соку! И быть непременно зеленого или голубого цвета. Наконец, подбородок, кругленький, с обязательной ямочкой посередине («раздвоенный», по выражению Гийома де Лорриса и Жана де Мена, авторов «Романа о Розе») довершает сей идеальный портрет.


Каноны идеального строения тела: женщина должна была быть стройной, с тонкой талией, узкими бедрами и круглым, слегка выступающим животом, грудь — аккуратной и небольшой. Как пели школяры-ваганты: «Девушки перси свои туго бинтом пеленают, ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила». Стройность подчеркивалась очень узким, наглухо закрытым платьем.

Высокие, выбритые лбы – обязательный атрибут красоты того времени. Мода на высокий лоб сохраниться вплоть до XV века. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы у корней накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашеной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, призванные воспрепятствовать росту волос, — кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты или золу, предварительно вымоченную в уксусе.


Несмотря на то, что архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием, волосы в Средние века ценились опять-таки белокурые или светло-рыжие и, желательно, вьющиеся. Их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями или нитками жемчуга, а сверху накидывали полупрозрачные вуали.  Распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку.

Дамам рекомендовалось для обретения густой шевелюры натирать голову порошком, включавшим истолченные крылышки пчел и шпанской мухи, орехи и пепел от сожженных ежовых иголок.

.Средневековая девушка должна, подобно японке, быть сдержанной, ходить мелкими шажками, опустив глаза. По ее виду должно быть понятно, что все земное ей чуждо и каждая мысль устремлена в небеса.

Более ценилась вера в Бога и покорность мужу. Многие исследователи считают, что именно поэтому в те времена начали брить брови. Это сразу же придавало лицу отсутствующее, спокойное и кроткое выражение. Для того чтобы шея казалась более длинной, дамы брили затылки.


Приобретение «розовых  ланит» в Средневековье – это просто игра со смертью. Злоупотребление свинцовыми белилами и румянами влекло за собой настоящую трагедию. Прекрасная дама быстро старела и дурнела: потрескавшаяся, почерневшая под влиянием свинца кожа, испорченные зубы, зловонное дыхание –  итог отравления свинцом. Тщеславие, принуждавшее женщин прибегать к белилам и румянам, преждевременно начинало оставлять на их лицах следы разложения не дожидаясь, когда явит свой лик смерть.

В XV веке в период готики (позднее Средневековье) в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Стандарт красоты подразумевал округлый, достаточно большой живот. Те, кого природа наградила плоским животом, тоже нашли выход из положения. Под платье подкладывали специальный валик, имитирующий увеличенный живот. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу.

Шлейф в моду ввела Агнесса Сорель, фаворитка Карла VII, который принадлежит негласный титул «Первой красавицы средневековья». Желая блистать не только нарядами, но и красотой, Аньес обнажала грудь и плечи. Она славилась ангельским совершенством лица и великолепной формой груди, для демонстрации которой ввела в моду смелое декольте, обнажающее одну грудь. Из-за неё мода сделалась ещё более расточительной. Церковь активно боролась со шлейфами, на­зывая их «чертовыми хвостами». Наказание было очень строгим, вплоть до отлу­чения от церкви, но разве это могло остановить модниц?


Двойственность канонов удивляла: все, что видимо глазу – лицо, волосы, руки – подвергалось, несмотря на запреты Церкви украшению; все, что невидимо глазу – тело, ступни –  «прибиралось» в зависимости от сезона и положения в обществе.

В раннее Средневековье мытье считалось просто греховным, естественные запахи тела «глушились» ароматическими бальзамами и притираниями, чуть позже – духами, тело же не мылось годами. В позднее Средневековье запреты на омовения были уже не столь суровы, да и пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины.


 

Архив Вестник К