Монументальностью именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное». Монументальные здания, требующие особенно высокого уровня художественной культуры.
Монументальные здания эпохи сталинизма по сей день выделяются своей величественностью и значительностью.
Товарищ Сталин был большой ученый, но он не был архитектором. Хотя сегодня все знают, что такое сталинская архитектура. Это то, что строилось в СССР после авангарда:
и конструктивизма:
но до Хрущевской «борьбы с излишествами»:
и тотального брежневского железобетонного маразма:
Сталинские высотки возвышенны, декоративны, имперски, светлы, украшены, с башенками, колоннадами, уступами, скульптурами людей и пр.
Откуда они взялась?
Перенесемся на сто пятьдесят лет назад в Нью-Йорк. Товарищ Отис установил первый лифт в пятиэтажном здании на Бродвее в 1857 году. Лифт работает до сих пор.
Лифты натолкнули на мысль строить здания повыше. После изобретения стальных каркасов дела пошли вверх. Первым небоскребом считается это прекрасное здание 1884 года в Чикаго (сначала было высотой в 10 этажей):
Тогда еще нельзя было сказать, где недвижимость в XXI веке будет дороже — в Нью-Йорке или в Чикаго, поэтому кинулись строить небоскребы и там, и там.
Нью-Йорский стиль был таким (1900):
А архитектор из Чикаго построил в Нью-Йорке здание-утюг (одно из самых потрясающих на свете до сих пор) в чикагском стиле (1902):
Народ начал жаловаться, что из-за небоскребов улицы были темными даже днем. Жаловались, жаловались, жаловались, жаловались, пока в 1914 году капиталисты не построили 40-этажное офисное здание размером с квартал.
А в это время в Москве:
Народ взвыл окончательно, поэтому пришлось в 1916 году вводить запрет на строительство больших плоских поверхностей, а вместо этого предписывалось строить все небоскребы с уступами (сэтбеками). Таким образом был найден компромисс между плотной и высокой застройкой и солнечным светом и воздухом на улицах.
Без уступов:
С уступами:
Внешний вид нью-йорских небоскребов в 1930:
А Чикаго не взирая на жалобы людей, продолжило строить в чикагском стиле. Поэтому сегодня Чикаго совсем не похоже на Нью-Йорк:
Но вернемся в Нью-Йорк. В 1914 году было закончено здание для муниципальных служб в неоклассическом стиле.
Товарищ Сталин, когда увидел это здание, влюбился в него с первого взгляда. Конструктивизм, авангард, арт-деко (не успевший дойти до СССР) тут же стали отметаться. Вместо них все архитекторы должны были изучить Муниципальное здание и научиться делать так же. (Кстати, офис Студии Лебедева в Нью-Йорке находится в пяти минутах ходьбы от этого здания.)
И понеслось…
Вряд ли хоть один советский человек знал, почему сталинская архитектура именно такая. И откуда у нее взялись уступы.
Похожие здания появились потом и в Риге, и в Киеве, и в Варшаве.
После войны нужно было строить новые здания, вселяющие уверенность в советского человека. Кстати, после войны и до смерти Сталина в Москве запрещено было строить жилые здания ниже восьми этажей.
Помимо высоток остальные здания сталинской эпохи строились в том же духе, что и неоклассические нью-йоркские строения.
Вот Нью-Йорк:
В 1961 году в Нью-Йорке градостроительный закон изменили, обязав вместо уступов предоставлять публике последние и первые этажи под смотровые площадки и рестораны.
А в Москве с тех пор ничего более красивого и не строили.
Источник