Блистательная комедийная мелодрама, сделавшая звездами многих молодых актеров, сыгравших в этой четырехсерийной телевизионной ленте об учениках вечерней школы. Нестор Северов проваливается на экзамене в аспирантуру и идет работать учителем в обычную вечернюю школу. Он становится классным руководителем 9 «А». Поначалу далекий от всего, что не связано с его «несчастной» любовью, а именно прекрасной Полиной, и провалом в науке, Нестор Петрович начинает жить заботами своих взрослых учеников.
История создания этого шедевра отечественного кино берет свое начало еще в начале 60-х, когда в Краснодаре свет увидела книга Георгия Садовникова «Иду к людям». Автор книги в течение года преподавал историю в школе рабочей молодежи, а когда ушел оттуда, решил описать все увиденное на бумаге. Книга получилась грустная, но в то же время оптимистическая, как тогда говорили жизнеутверждающая. Именно поэтому десять лет спустя у руководителей Гостелерадио и «Мосфильма» созрела идея экранизировать это произведение. Режиссером был выбран 45-летний Алексей Коренев, до этого снявший несколько комедий: «Адам и Хева» (1969), «Вас вызывает Таймыр» (1970). В жанре комедии он собирался снимать и этот фильм про школу рабочей молодежи, хотя в книге Садовникова смешного было не так много. Автор всеми силами сопротивлялся такому превращению своего произведения, однако режиссерская воля оказалась сильнее. И, как мы теперь понимаем, слава богу!
Сценарий, который написал Коренев, сильно отличался от того, что было в книге. Взять, к примеру, главных героев. По книге, Петрыкин был толстым невзрачным мужчиной, который безропотно согласился уступить первую смену Ляпишеву. Никакого любовного треугольника Нестор — Полина — Федоскин в повести не было, а герой Евгения Леонова вообще был женщиной. Самый обаятельный персонаж сериала Ганжа в книге выглядел как тщедушный подросток и присутствовал всего лишь в одном (!) эпизоде: когда Нестор выкуривал его из туалета. Вообще не было в произведении Садовникова ни Тимохина (Савелий Крамаров), ни Люськи (Ирина Азер). Короче, не позволь себе Коренев многие вольности при переносе книги на экран, никакого шедевра бы не получилось бы.
Подготовительные работы над картиной начались в самом конце декабря 71-го, а в самом начале следующего года Коренев приступил к кинопробам. Стоит отметить, что перед тем как начать работу над картиной, у режиссера было всего лишь несколько актёров, которых он собирался пригласить в ленту без всяких кинопроб. Это были великие старики МХАТа Михаил Яншин (профессор Волосюк) и Анастасия Георгиевская (учительница географии), которые практически сразу дали свое согласие сниматься в незатейливой комедии.
Между тем новость о том, что Коренев работает над комедией о школе, в те дни просочилась на страницы центральной печати: 22 января в «Вечерней Москве» была опубликована заметка об этом. И что тут началось! Уже на следующий день в Министерство просвещения посыпались звонки от возмущенных учителей: мол, мы тут из кожи вон лезем, а про нас комедию собираются снимать. Дело дошло до того, что режиссера фильма вызвал на ковер сам министр просвещения М. Прокофьев. Но Коренев сумел объяснить министру, что никакого издевательства над учителями он в своем фильме не учиняет, а, наоборот — снимает картину во славу их. Министра это объяснение вполне удовлетворило, однако на прощание он все же попросил: «Вы все-таки название у фильма — «Приключения школьного учителя» — смените». Коренев возражать не стал. На следующий день в съемочной группе был объявлен конкурс: кто придумает новое название картине, тот получит бутылку коньяка. Спор выиграл оператор Анатолий Мукасей, который первым произнес: «Большая перемена».
Светлана Крючкова в то время была студенткой 3-го курса Школы-студии МХАТа и попалась на глаза Кореневу случайно. Ее тогдашний муж пробовался на роль Ганжи, но в итоге от роли отказался. Он попросил жену отнести сценарий на «Мосфильм», что Крючкова и сделала. В дверях студии она столкнулась с неизвестным человеком, который внезапно спросил: «Девушка, а что вы делаете сегодня вечером?» — «А что?» — насторожилась Крючкова. — «Приходите репетировать», — ошарашил ее неожиданным предложением незнакомец. Это был не кто иной, как Алексей Коренев. Далее послушаем рассказ самой актрисы:
«Я пошла на репетицию. Увидела там Кононова и Збруева, уже известных актеров. Режиссер мне поставил задачу: «Вы — Светлана Афанасьевна, жена Ганжи. Он вас втаскивает в комнату, а вы изо всех сил сопротивляетесь». Начали репетировать. Збруев меня тащит, а я чувствую, что силы неравны — он побеждает. И от отчаяния, не зная, что делать, я укусила его за палец. Пошла кровь. Режиссер сказал: «Все! Достаточно!» Я пошла домой и по дороге расплакалась, понимая, что не справилась с задачей. Только я пришла домой — раздается телефонный звонок. Звонит ассистентка режиссера: «Вы будете сниматься, но совсем в другой роли» (в роли Нелли Ледневой. — Ф. Р.). Я была потрясена: меня, студентку, утвердили практически без проб!..»
Весьма мучительными были поиски главного героя — Нестора Петровича Северова. На эту роль претендовали два хороших актера: Михаил Кононов и Андрей Мягков. Причем у последнего шансов было побольше, поскольку он шёл в связке со своей законной супругой Анастасией Вознесенской, которая претендовала на роль учительницы литературы и русского языка Светланы Афанасьевны. А Кононов, хоть и нравился режиссеру, но сам не очень-то хотел сниматься у Коренева. К тому времени он уже был достаточно знаменит благодаря сотрудничеству с такими серьезными режиссерами, как Андрей Тарковский («Андрей Рублев»), Глеб Панфилов («В огне брода нет»), Виктор Трегубович («На войне как на войне»), и большим желанием сниматься в роли недотепы-учителя в незамысловатой комедии про школьную жизнь не горел. Но на пробы исправно ходил, хотя большого рвения опять же не выказывал. Что сильно раздражало Коренева. Но еще больше режиссера раздражал Андрей Мягков, который тянул вместе с собой в картину свою супругу. В итоге в какой-то из моментов терпение Коренева лопнуло: он отказал Вознесенской в роли, и в знак солидарности с женой из проекта ушел и Мягков. Отмечу, что актёр не сильно расстроился, поскольку в те же дни уже был утвержден на роль из разряда престижных: в фильме «Надежда» он должен был сыграть роль молодого Ленина. Но, как покажет время, эта роль не принесет Мягкову славы, а вот Кононов со своим Нестором Петровичем надолго останется в памяти благодарных потомков.
Казалось бы, ситуация сыграла на руку Кононову. Но он продолжал тянуть с окончательным «да». И Коренев вынужден был пробовать на роль Северова других исполнителей: например, 6 марта состоялась кинопроба, на которой эту роль на себя «примерял» Константин Райкин, 9 марта — Евгений Карельских. Но в итоге Кононов всё-таки дал свое согласие, и проблема благополучно разрешилась. На роль его возлюбленной была предложена кандидатура Натальи Гундаревой, но была утверждена тогда мало кому известная актриса Наталья Гвоздикова.
Съёмки фильма начались в конце марта в 12 часов дня по московскому времени в 3-м павильоне «Мосфильма», где руками декораторов была выстроена декорация «класс». Как это часто бывает в кино, снимать начали совсем не с первых кадров, где профессор Волосюк выводит Нестора на свежий воздух. А с эпизода знакомства Нестора Петровича с шебутным 9-м «А». Помните, новый учитель представляется: «Меня зовут Нестор Петрович», а Ганжа хохмит: «Как, как?»
На следущий день сняли начальные кадры появления Нестора Петровича в классе: он входит в дверь, а на пути у него стоят ученики, о чем-то оживленно между собой разговаривающие. «Здравствуйте!» — приветствует их Нестор. «Ну, здорово, здорово. Проходи», — невозмутимо реагируют те, думая, что это очередной новичок-одноклассник.
15 мая на съемках произошел курьезный случай. В тот день с утра киношники подъехали к ЯНПЗ, чтобы в очередной раз отснять на его территории несколько эпизодов, как вдруг… Впрочем, послушаем рассказ очевидца событий — актера Александра Збруева: «Подъезжаем к проходной завода, а там вахтер: «Пропуск». Водитель говорит: «Да мы каждый день здесь проезжаем!» Тот в ответ: «Знаю, что каждый день, а вот сегодня нужен пропуск!» Ролан Быков выглянул: «Слушай, дружок, мы торопимся. Ты что, нас не узнаешь?» Вахтер уперся: «Пропуск — и все!» Еще кто-то выглянул — никакого результата: «Никуда вас не пущу!» Тут высовывается Крамаров и говорит: «Слушай, друг! Ты вообще соображаешь, что говоришь-то?» Вахтер его увидел: «А! Ты здесь? Ну давайте — проезжайте!..» Крамаров был всеобщим любимцем…»
30 мая снимали эпизод все на том же на шинном заводе с участием Михаила Кононова, Юрия Кузьменкова и Готлиба Ронинсона. Однако в тот день снять удалось всего лишь половину необходимого материала из-за ЧП, внезапно разразившегося на съемочной площадке. Дело в том, что Кононов, у которого никак не складывались отношения с Кореневым, наотрез отказался выполнять его требования в одной из сцен. Дело дошло до откровенной брани, которой стали свидетелями не только вся съемочная группа, но и посторонние — рабочие завода. Коренев требовал актера подчиниться, но Кононов стоял на своем. Закончилось все плачевно: актер в сердцах рубанул воздух рукой, развернулся и покинул съемочную площадку. Съемка была сорвана. Вечером в гостиничный номер Кононова был отправлен директор фильма, который провел с ним воспитательную беседу. Актеру был объявлен выговор и сделано предупреждение, что в случае повторения подобного его накажут материально — лишат премиальных. В итоге 31 мая Конов снова появился на съемочной площадке и отыграл эпизод на шинном заводе без сучка и задоринки.
6 апреля следующего года съемки были благополучно завершены! А 9 апреля была записана вся музыка к фильму.
Поскольку монтаж ленты шел параллельно со съемками, то уже спустя 12 дней — 21 апреля — фильм, был сдан заказчику —-руководству Гостелерадио СССР.
Гонорары актерам за съемки в фильме были выплачены в следующих суммах: М. Кононов — 4926 рублей; Е. Леонов — 3731 руб.; Р. Быков — 3200 руб.; А. Георгиевская — 2700 руб.; А. Збруев — 2616 руб.; Л. Касаткина — 2138 руб.; Н. Богунова — 1525 руб.; В. Проскурин — 1133 руб.; Н. Гвоздикова — 1149 руб.
Премьера «Большой перемены» состоялась 29 апреля — 2 мая 1973 года. Успех был фантастический: во время показа картины (а ее демонстрировали в прайм-тайм: 19.50—21.00) улицы советских городов буквально вымирали. /Ф. Раззаков/
Если бы не ряд обстоятельств и его величество случай, картина могла иметь не только другое название, но и других героев.
Нестором Петровичем мог стать Андрей Мягков. А роль Ганжи «примеривали» на себя Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер.
А женой Ганжи (кстати, в повести Садовникова учительница и ученик не были женаты) стала молодая актриса Театра им. Моссовета Наталья Богунова.
Поскольку Светлана Крючкова, Наталья Богунова и Наталья Гвоздикова, выбранная режиссёром на роль Полины, были блондинками, последней предложили надеть чёрный парик. «Это был роскошный японский парик, который где-то раздобыл наш костюмер, — вспоминает Наталья Гвоздикова. — Но надевали его в самый последний момент перед съёмкой. Постоянно ходить в парике, под которым прятали мои длиннющие волосы, было невыносимо. Снимали в очень жарких павильонах или на пляже, где Полина катается на водных лыжах.
Из-за чёрного парика поклонники не сразу определили в Полине Наталью Гвоздикову. После выхода на экран «Большой перемены» один мужчина аж из Сибири приехал свататься к Полине. И был немало удивлён, что его «любимая» на самом деле светленькая.
ЭЛЬДАР Рязанов всегда появляется в маленьких эпизодах своих картин. Алексей Коренев себя не снимал, зато просил поучаствовать в массовках знакомых. Поэтому 9 «А» класс в «Большой перемене» (за исключением главных героев) — это близкие друзья режиссёра.
Девушку с ребёнком сыграла старшая дочь Коренева Маша, которая в то время уже закончила Полиграфический институт и работала художником-графиком (сейчас она живёт в Америке).
У Маши в фильме есть эпизод, в котором она отвечает урок по истории. Чтобы достичь естественности, отец-режиссёр не предупредил дочь о том, какой вопрос ей задаст Нестор Петрович. И Маше пришлось говорить то, что знала…
КОНЕЧНО, Коренев хотел снимать и свою младшую дочь Лену, которая собиралась стать актрисой (она играла в его предыдущей картине, а спустя 10 лет прославилась как Людочка из «Покровских ворот»). «Папа пробовал меня на роль Люськи — ветреной подружки танцора Генки Ляпишева, — говорит Елена Коренева. — Но я решила, что не должна сниматься. Во-первых, думала, что не комедийная актриса. Во-вторых, объект моей любви ревновал к съёмкам и некоторым партнёрам. Папе я не говорила об этом. Рассказала о причинах отказа маме, и она меня поддержала. Сейчас я понимаю, какой это был идиотизм с моей стороны. Надо было пойти навстречу папе и не обижать его».
На роль Люськи пробовалась и актриса Нина Маслова. «Я репетировала с Валерой Носиком, который сначала собирался играть Ляпишева, а потом стал Фукиным, — рассказывает актриса. — Но, посмотрев кинопробы, Коренев сказал: «Я хочу предложить тебе сыграть Коровянскую. Обещаю — вашу пару с Крамаровым не забудут». Кстати, могу похвастаться. Это я на съёмках придумала наш диалог с Савелием: «Что ты мне глазки строишь?» — «А что, я тебе кооператив должен строить?»
Красавицу блондинку Люську, в конце концов, сыграла Ирина Азер. Актриса рассказывает: «Помните сцену, когда Люська ждёт Ляпишева на танцах, а его увёл на лекцию Петрыкин — Быков? Появился кавалер поздно вечером и весь мокрый, потому что бежал по пояс в воде. Витя Проскурин страшно замёрз на съёмке, и, чтобы согрелся, ему налили водки. По-моему, он первый раз в жизни её тогда попробовал. Захмелел и пошёл искупнуться… Все его ищут, а Вити нет… Возвращается раненый. Оказывается, напоролся в пруду на стекло и порезал ногу.»
Модно одетые героини «Большой перемены» стали примером для советских дам. Зрительницы потом приходили в ателье и просили сшить такой же костюмчик, как у Нелли Леднёвой, или такое же платье, как у жены Ганжи.
Наряды эти придумала известный на «Мосфильме» художник по костюмам Шели Быховская. А вот мужчин по сценарию ей пришлось одеть в робу. Все актёры спокойно щеголяли по заводу в рабочей одежде, и только Александр Збруев категорически отказался надевать робу. «Не буду!» — и всё тут. Режиссёр сначала негодовал: «Человек не может работать на заводе в замшевой куртке!» — а потом согласился: стильная курточка придала образу хулигана Ганжи особый шик.
Кстати, внимательный зритель не мог не заметить киноляп, связанный с Ганжой. Помните, он ошпарил на заводе руку? На экране повреждена правая рука. Приходит в медчасть — забинтовывают левую. Сидит Ганжа на лавочке в ожидании жены: в бинте опять правая рука. Заходят домой — левая…
«Что за путаница?» — спрашивают у сценариста. «Ох, — вздохнул Георгий Садовников, — мы заметили этот прокол на монтаже, но было уже слишком поздно. Чтобы переснять этот эпизод, пришлось бы снова ехать на шинный завод в Ярославль, где снимали ожог Ганжи. Декорации медсанчасти и квартиры были разобраны… Оставили так, как есть. Я потом заметил ещё несколько ляпов. К Нестору Петровичу подходит учительница физкультуры. Но в вечерних школах не было физкультуры! И учительскую почему-то назвали «учебной частью». А мой друг обратил внимание, что вместо пива Леонов и Збруев пьют квас. Ну не было в тот момент в Ярославле пива! К счастью, все эти киноляпы не повлияли на отношение зрителей к картине».
АКТЁРЫ в один голос говорят о том, что «Большая перемена» получилась светлой и доброй, потому что на площадке царила дружеская обстановка. Евгений Леонов хлопал по попе (согласно сценарию!) Светлану Крючкову, она в ответ весело колошматила «отца». Заслуженный Евгений Павлович так развеселился, что сам предложил, чтобы его герой забрался в школу через окно — «молодость вспомнил».
Прямо на съёмках в Ярославле придумали эпизод спасения Петрыкиным Нестора Петровича. А Михаил Кононов на самом деле не умел плавать. Но всё же прыгнул в Волгу и… начал тонуть. Так что Ролану Быкову по-настоящему пришлось спасать своего коллегу.
У режиссёра и съёмочной группы не сложились отношения только с исполнителем главной роли Михаилом Кононовым. «Моя сестра рассказывала, что Миша вёл себя на площадке, как актёр, который категорически не доверяет режиссёру, — говорит Елена Коренева. — Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм».
«У Кононова был такой актёрский приём. Чтобы «разогреть» себя, ему надо было с кем-то поругаться, — вспоминает Георгий Садовников. — Помню, однажды он сильно обидел жену Ганжи — Наташу Богунову. Пришлось потом её долго успокаивать и утирать слёзы. Но в целом нервных моментов было немного. Съёмки проходили весело».
ТЕЛЕФИЛЬМ был снят по сегодняшним меркам за смешные деньги — 400 тысяч рублей. Школы рабочей молодёжи остались в далёком советском прошлом. А «Большую перемену» по-прежнему смотрят.
Кстати, сначала планировалось, что это будет 2-серийная картина. Потом работа закипела, руководству студии «Телефильм» материал понравился, и было решено сделать 4 серии. Только сегодня, впервые за 35 лет (!), сценарист признался «Суперзвёздам», что в фильме могло быть пять серий.
«Время и деньги, выделенные на съёмки, закончились, поэтому мы не стали затевать 5-ю серию. Сейчас жаль», — говорит Георгий Садовников.
И в завершение описания нельзя еще раз не вспомнить о Михаиле Кононове, так блистательно сыгравшим Нестора Петровича… Он скончался 16 июля 2007 года в полной нищете, брошенный и покинутый всеми…
Источник