Сагаалган — праздник Белого месяца, или буддийский Новый год по лунному календарю. Считается, что в конце зимы — начале весны с новолунием начинается новый восточный год. Сагаалган, имеющий многовековую традицию, тесно связан с буддийским мировоззрением и отражает духовную основу жизни монголо-язычных народов. Новый год является «всеобщим» днем рождения у китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев, именно с Нового года увеличивался возраст каждого.
Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления общеизвестных мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом.
Буддийский Новый год — монгольский Сагаалган, тибетский Лосар.
В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.
Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.
Новый 2011 год для поклонников Будды наступит в ночь на 3 февраля.
Перед наступлением Нового года совершается особый ритуал очищения – Дугжууба. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду.
Обряд Дугжууба – это также своеобразный обряд «уборки», очищения – специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.
Итак, накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок), затем лепят из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Эти фигурки приносят в буддийский храм или монастырь и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер.
После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня.
Разжигание костра – обязательный ритуал Дугжууба.
За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам — десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тибетская Палдэн Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Палдэн Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.
Cчитается, что богиня Балдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь.
Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома и читать мантры. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.
В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы — хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.
Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло), так как белый цвет символизирует благополучие, чистоту помыслов, здоровье, процветание.
В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным.
В дни Нового года совершается Обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи — это символ, показывающий состояние благополучия человека. Флажок с изображением «коня ветра удачи», освященный в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
Новый год у тибетцев, монголов, бурят и тувинцев — тоже в основе народный праздник. У тибетцев он стал буддийским с начала XV в.
Китайцы, празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют Гуаньинь. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам дома.
Японцы с 1873 г. живут по григорианскому календарю и, как и мы, празднуют Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Япония — страна, в которой мирно уживаются несколько религиозных систем. В новогодней обрядовой практике занимают свое место и элементы буддизма: 108 ударов колокола в новогоднюю ночь и лампады, зажженные перед ликом богов в буддийских храмах.
В странах Юго-восточной Азии новогодние празднества продолжаются в течение трех дней. Во время праздника у монастырей и храмов сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру — центр мироздания и обитель божеств в буддийской космологии. На статуи Будды надевают монашеские одеяния, которые потом раздаются монахам. В Бирме и Лаосе существует обычай покупать живую рыбу и выпускать ее на волю, проявляя тем самым сострадание к живым существам.
В Таиланде принято обливать друг друга водой и окроплять водой статуи Будды.
Сагаалган 2011 — двадцатый по счету после момента реабилитации в Бурятии праздника. Двадцать лет назад наступление Нового года по лунному календарю было провозглашено республиканскими властями государственным праздником.
С Новым Годом!