Ровно 50 лет назад человечество шагнуло в космос, полётом Ю.А. Гагарина открыв эру пилотируемой космонавтики. «Я — Земля, я своих провожаю питомцев..» — помните такую песню?
И, как всегда, рядом с человеком, а зачастую впереди, на космическую тропу отправились братья наши меньшие. До Гагарина в космических полетах участвовало 48 собак, не все они, к сожалению, выжили. Но все же собаки доказали – живой организм может летать в космос.
У девушки прическа модная,
С веселым стуком каблучки,
И собачонка беспородная
Не оторвется от руки.
Она в ладони влажно тычется
Пожалуйста, потормоши,
Ну, приласкай еще, владычица
Натоскававшейся души.
В углу — кабина опустевшая
Космического корабля.
А за окном заиндевевшая
Все так же кружится Земля.
Кто-то из них, как Белка и Стрелка, стали знамениты, большая же часть была неизвестна общественности.
В первый космический отряд Звёздочка попала так же, как и все остальные собаки, — с улицы. Животных, которым предстояло отправиться в космос, отлавливали тогда по всей Москве.
Четвероногих испытателей вертели на центрифуге, наряжали в летные костюмы и запускали в барокамеру. В отряде Звёздочке поначалe дали кличку Удача. Ее космический позывной поменяли прямо перед стартом. Гагарин с товарищами придумали ей новое имя из суеверия.
В испытательном отряде все знали об условии, которое поставил Королёв — человек полетит в космос только после двух подряд успешных запусков с животными. Тренировки в отряде шли полным ходом. А уже вернувшихся из космоса Белку и Стрелку на земле встречали как настоящих героев.
За три месяца до Звёздочки от взрыва при посадке погибли Пчёлка и Мушка. Ошибки в системе управления устранили, и полетевшая после них Чернушка вернулась с орбиты невредимой. От успеха Звёздочки зависело будущее всей космической программы. За показаниями датчиков напряженно следили с Земли.
На кадрах, полученных из космоса, хорошо видно, какие тяжелейшие перегрузки испытывали собаки при старте и посадке. Временное облегчение приносил момент наступления невесомости. Только после этих экспериментов удалось опытным путем доказать — полет человека в космос возможен. Без земного притяжения давление в кровеносных сосудах не нарушится, а сердце не остановится.
Сенсационные новости о советском прорыве в космос мировые газеты выносили тогда на первые страницы. Но, в отличие от своих более известных предшественниц, Лайки, Белки и Стрелки, Звёздочка героиней прессы не стала. Сохранились лишь несколько фотографий с ней и редкие кадры хроники. Корабль сделал виток вокруг планеты и успешно приземлился в удмуртской степи. Секретность объясняется еще и тем, что это была генеральная репетиция будущего полета человека. До старта Юрия Гагарина оставалось всего 18 дней.
Вместе со Звёздочкой на орбиту отправили манекен, которого в отряде космонавтов прозвали Иван Иваныч. Он благополучно приземлился на отдельном парашюте. А замерзшая и повизгивающая от счастья Звёздочка, так и не насытившись космической пищей, ждала в корабле своих спасителей и хотела обычной колбасы.
Увы, следы отважной дворняжки затерялись где-то на земле. Как настоящая советская гражданка, Звёздочка тихо вернулась к дворовой жизни.
После Звёздочки французы отправили в космос кошку Фелисетт, на орбите побывали черепахи, ящерицы и обезьяны, а на станции «Мир» из инкубатора вылупились птенцы перепелки.
Сегодня в деревне Карша Чайковского района Пермского края, рядом с которой 25 марта 1961 года приземлился спускаемый аппарат, будет установлен памятник отважной покорительнице космоса.
Его изготовили на средства местных предпринимателей. Черный камень с выгравированной на нем мордочкой собаки Звездочки отныне станет напоминать жителям Чайковского района о первых космических открытиях человечества. Памятник будет открыт 12 апреля в 12 часов дня, сообщает «Российская газета».
Потом полетел Гагарин. И он на одном из банкетов в шутку сказал фразу, которая долгое время не была известна широкой публике: «До сих пор не пойму, кто я — первый человек или последняя собака».
Но, как оказалось, с полетом человека в космос путешествия собак на орбиту не прервались. Человеку нужны были данные о возможностях организма при длительном пребывании в условиях невесомости, и питомцы снова отправились на разведку космической тропы.
Призеры жирные с медалями
Брезгливо нюхают следы…
Ну хоть медальку, что ли, дали бы
Тебе за долгие труды!
Да ни к чему.
Стоим, всесильные,
Смущенно прячущие взгляд.
Какие сладости обильные
Собачий подвиг наградят?
Бинты болезненные, снежные,
В суровых шрамах голова,
И вся награда — эти нежные
Смешные девичьи слова.
22 февраля исполнилось 45 лет (1966) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) корабля «Космос-110» («Восход-3КВ» № 5). На борту корабля находились собаки Ветерок и Уголёк. Собаки были возвращены на Землю 15 марта 1966 года. Это была самая продолжительная «собачья» миссия в космос.
Шел 1965 год. Институт медико-биологических проблем МЗ СССР работал на перспективу длительных космических полетов. Двухлетнюю программу подготовки и проведения 22-суточного полета собак на биоспутнике «Космос-110» сотрудники лаборатории 29Б выполнили всего за полгода.
В результате к запуску на биоспутнике было подготовлено 30 собак, а прооперировано более сотни. Работая одновременно, две бригады производили гастростомию с выводом фистулы, пластику левой сонной артерии в кожный лоскут (для фиксации манжеты и измерения артериального давления), вживление электрода в область каротидного синуса, вживление подкожных ЭКГ-электродов и ампутацию хвоста. Этот момент был очень труден в исполнении и доставлял хирургам и наркотизированным животным много беспокойств.
Трудно поверить, но после таких серьезных вмешательств собаки чувствовали себя вполне здоровыми уже через две-три недели. Один пес на глазах охраны быстро подлез под ворота и в бинтах рванул по Хорошевскому шоссе. Ловили все, кто мог, даже не успели снять халаты. Один из сотрудников настиг беглеца на своем «Москвиче» у булочной в районе станции Беговая.
Затем собак оперировали повторно. Проводилась уникальная операция по вживлению сосудистых катетеров в венозное (нижняя и верхняя полая вена) и артериальное (брюшная аорта) русло для введения фармакологических средств и взятия проб крови. Этот метод впоследствии был запатентован и нашел применение в клинической практике. Также были разработаны отечественные сосудистые катетеры из биологически инертных материалов с антитромбогенными и рентгеноконтрастными свойствами и комплексе с фиксирующими устройствами. Клинические испытания этих катетеров проводились в пяти московских клиниках, в том числе педиатрической и онкологической. Полученные результаты позволили Минздраву СССР рекомендовать катетеры к их производству и применению.
После того как собаки были полностью подготовлены по медицинской части программы, приступали к не менее ответственному второму этапу подготовки — тренировке на отсидку в контейнере, где им предстояло провести в невесомости более двадцати суток без воды, но с принудительным кормлением через фистулу с помощью автоматического устройства. В итоге к моменту запуска спутника «Космос-110» лаборатория 29Б подготовила практически здоровых собак, чьи лабораторные показатели не отличались от нормы.
Биоспутник «Космос-110» был запущен в конце февраля 1966 года с 31-й Королевской площадки в 1 час 30 минут ночи.
Собаки были переданы на корабль за шесть часов до старта. До того их звали Снежок и Ветерок, но за два часа до старта Снежка переименовали в Уголька, так как он был темного окраса.
Приземления ждали чуть ли не каждый день, боялись, как бы что-нибудь не отказало. Из Центра сообщали, что собаки живы, пища поступает ежедневно. Спутник приземлился 17 марта, а в семь часов вечера собаки были уже в ИМБП. Все ликовали. Контейнеры доставили в операционную и стали извлекать собак. Наша радость сменилась чувством боли, когда с собак сняли капроновые костюмы, и мы увидели, что у них нет шерсти — только голая кожа, опрелости и даже пролежни. Собаки не стояли на ногах и были очень слабыми, у обеих были сильное сердцебиение и постоянная жажда.
Собак тщательно промыли дезрастворами, перевязали и повезли на Шаболовку на сеанс «Интервидения» к 22.00. Выход в эфир тогда был прямой. Вел передачу Леонид Золотаревский. Об условиях эксперимента рассказывал Н.Н. Гуровский, по его результатам выступил Б.Б. Егоров, а я и Ю.В. Крейдич олицетворяли исполнителей. Мы делали вид, что собаки стоят самостоятельно. Было очень их жаль, они даже не скулили, а только слизывали слюну друг у друга.
Через некоторое время собакам удалили желудочные фистулы, они стали есть самостоятельно, а через месяц удалили катетеры, и они бегали по территории института, как обычные дворовые собаки. Впоследствии они дали здоровое потомство и прожили в виварии до конца своих дней.
Уникальный эксперимент на биоспутнике «Космос-110» дал много ценной информации для подготовки первого в мире длительного (18 суток) полета человека в космос. Это был полет А.Г. Николаева и В.И. Севастьянова на корабле «Союз-9».
Глаза веселые, раскосые.
Любые беды пустяки.
Какая скука в этом космосе
Без человеческой руки!
А в деревнях за огородами,
Взорвав ночную тишину.
Твои коллеги благородные
Отважно лают на Луну.
стихотворение Варлова В.Ф., 1966