Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Подземные лодки Третьего Рейха и СССР

Подземные лодки Третьего Рейха и СССР

Подземные

С давних времен человека тянуло то подняться в воздух, то опуститься на самое дно, то достичь центра Земли. Но до поры это было возможно только в сказках и в фантастических романах. Например, у Жюля Верна в романе «Путешествие к центру Земли» (1864). Где герои запросто спустились в полый центр через жерло вулкана, для гения писателя нет неприступных областей. В книге некоего Шузи «Подземный огонь» (1883) герои, оставляя далеко позади стахановцев,  элементарно работая кирками прокладывают шахту к центру Земли, правда там уже говорится о горячем ядре планеты. Большего успеха добился Алексей Толстой с «Гиперболоидом инженера Гарина»  (1927), тот пробился практически насквозь, буднично и с некоторым цинизмом.  Все строили гипотезы и тыкали наугад пальцем в землю. Дело оставалось за инженерами и изобретателями, этими властителями дум конца 19 начала 20 веков. Но Григорий Адамов в «Победителях недр» (1937),  низвел проблему штурма земных глубин до обычных достижений советской власти, простой работы партийного человека в эпоху индустриализации. С толком, с чувством, расстановкой и со знанием дела, изложив конструкцию подземной лодки, словно списывал ее с рабочих чертежей секретного КБ.

Что лежало в основе смелых догадок Адамова сейчас вероятно никто не ответит, но судя по скупым данным основания такие имелись.

Якобы первым инженером который сделал чертежи подземного аппарата был инженер Петр Рассказов, которого в 1918 году убил агент немецкой разведки и похитил всю документацию. Хотя американцы утверждают — первые разработки в этой области начал Томас Алва Эдисон, но более достоверно то что, в конце 20-30 годов прошлого века в СССР некие инженеры А. Треблев, А. Кирилов и А. Баскин разработали конструкцию подземной лодки. Но для сугубо утилитарных целей в области нефтедобычи, облегчения этого процесса для нужд первого в мире социалистического государства. Взяли ли они за основу настоящего крота, либо ранние наработки отечественных или иностранных инженеров сказать сложно. Но, тем не менее, пробные «заплывы» подземной лодки проходили на Урале где-то в рудниках под горой Благодать. Конечно, это был опытный образец, скорее уменьшенная модель чем полноценный рабочий аппарат. Видимо он был похож на позднейшие угледобывающие комбайны. Естественно наличие недоработок, крайне медленной скорости проходки и как утверждается отсутствие надежного двигателя, работы по подземоходу были свернуты. Впоследствии грянула эпоха массового террора и многие специалисты участвовавшие в проекте были расстреляны. Но как говорится в поговорке, когда жареный петух клюнет из под сукна достают самые фантастические проекты, накануне войны, о стальном кроте вспомнили. В Кремль на ковер вызвали ведущего специалиста в этой области доктора технических наук П. И. Страхова. В то время он курировал строительство московского метрополитена, в беседе с главой комиссариата вооружений Д. Ф. Устиновым о боевом применении подземохода Страхов подтвердил это мнение и ему предложили или скорее приказали разработать экспериментальный усовершенствованный образец по сохранившимся чертежам. В срочном порядке были выделены средства, люди, необходимое оборудование. Но судя по всему начало Великой Отечественной войны оборвало работу и экспериментальный образец так и не был принят госкомиссией, и его постигла участь многих проектов – его распилили на металл, для обороны страны больше нужны были танки, самолеты и подводные лодки. А Страхова направили на строительство бункеров и дальнейшем к подземной лодке он не возвращался.
Подземные

Естественно подобными конструкциями занимались и в Германии. Для руководства Третьего Рейха необходимо было любое сверхоружие, которое принесет ему мировое господство. По сведениям которые появились уже после окончания войны, в фашисткой Германии, имелись разработки военных подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого, некоторые исследователи утверждают что это тот самый инженер А. Треблев, бежавший из СССР при помощи абвера) и «Midgardschlange» («Змея Мидгарда», проект Риттера). «Подземный аппарат  «Midgardschlange» проектировался как сверхамфибия, способная двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Аппарат создавался как боевое универсальное транспортное средство и состоял из большого числа соединенных воедино отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 м и в высоту — 3.5 м. Общая длина аппарата варьировалась от 400 до 524 метров, в зависимости от поставленных задач. «Водоизмещение» этого «подземного крейсера» составляло 60 тысяч тонн». По некоторым сведениям испытывать его начали еще в 1939 году. «Этот подземоход имел на борту большой запас мин и малых зарядов, 12 спаренных пулеметов, боевые подземные торпеды «Fafnir» и разведывательные «Alberich», малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin» и отделяемые снаряды для помощи в проходке трудных участков грунта «Mjolnir». Экипаж состоял из 30 человек, внутреннее устройство корпуса, напоминало схему расположения отсеков подводной лодки (жилые отсеки, камбуз, радиорубка, и т.д.). 14 электродвигателей мощностью 20 тысяч лошадиных сил и 12 дополнительных двигателей мощностью 3 тысячи лошадиных сил, должны были обеспечить «Змея Мидгарда» максимальной скоростью под водой в 30 км/ч, а под землей — до 10 метров/ч».

После окончания Великой Отечественной войны, недалеко от Кенигсберга, органами советской контрразведки были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, предполагалось что это остатки «Змея Мидгарда» — опытного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха, некоторые беллетристы даже связывали это со знаменитой «Янтарной комнатой», которую нацисты спрятали в одной из таких штолен.

Упоминается и другой, более скромный чем «Змея Мидгарда», но не менее замечательный проект — «Морской лев» (иное название «Subterrine») и патент на него был оформлен еще в 1933 году немецким инженером Хорнером фон Вернером. По замыслу фон Вернера его подземный аппарат должен был обладать скоростью до 7 метров/ч, экипажем в 5 человек, нести боезаряд в 300 кг и передвигаться как под землей, так и под водой. Само изобретение было сразу засекречено и передано в военный архив. Если бы не начавшаяся война о проекте бы не вспомнили, но граф фон Штауфенберг курировавший некоторые военные проекты, извлек его из архива и предложил Гитлеру  во время планирования вторжения на Британские острова, где подземная лодка могла бы очень пригодиться. Расчет заключалася в том, что подземная лодка с диверсантами на борту, могла незамеченной пересечь Ла-Манш и, добравшись до острова тайно пройти под английской землей в нужное место. Но этим планам не суждено было осуществиться. Глава люфтваффе Герман Геринг сумел убедить Гитлера, в том, что намного быстрее и дешевле одними бомбежками принудить Англию к капитуляции, тем более что одно сверхоружие реактивные снаряды «Фау» требовало огромных материальных средств. В конце концов операция «Морской лев» так и не была осуществлена, проект закрыли, хотя  Герман Геринг так и не сумел выполнить своего обещания.

В 1945 году, после победы над фашисткой Германией, на ее территории разгорелось негласное соперничество с бывшими союзниками за обладание немецкими военными секретами и проект немецкой подземной лодки «Морской лев» в числе других разработок попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Детальным изучением возможностей проекта боевой подземной лодки занималась группа под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского. В результате тщательных исследований и вынесли свой вердикт – что подземоход можно использовать в военных целях. Одновременно свой подземный снаряд создавал 1948 году инженер М. Циферов и даже получил авторское свидетельство СССР на изобретение подземной торпеды – аппарата, способного самостоятельно двигаться в толще земли со скоростью 1 м/с! Тем временем в СССР к власти пришел Хрущев и в начавшейся холодной войне нужны были свои козыри, как политические, так и военные. Ученые и инженеры, брошенные решить данную проблему, предложили новое решение, продвинувшее проект на новый уровень технологического развития — создания подземной лодки с атомным двигателем, по примеру первых подводных лодок с атомным реактором. Для первого опытного производства в сжатые сроки был нужен очередной  секретный завод, в начале 1962 году по распоряжению Никиты Хрущева на Украине, у  поселка Громовка начинают строительство завода. И вскоре глава СССР Хрущев публично заявляет  «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». И через два года в 1964 завод выпустил свою первую советскую подземную лодку с атомным реактором, получившая название «Боевой Крот». «Подземная лодка имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 м и длиной 35 м. Экипаж состоял из 5 человек. Кроме того, она способна была взять на борт еще 15 человек десанта и тонну взрывчатки. Главная энергетическая установка — ядерный реактор — позволяла ей развивать скорость под землей до 7 метров/ч». Для нее ставилась боевая задача —  уничтожение подземных командных бункеров и ракетных шахт противника. В Генштабе витали планы о возможности доставки таких «субтерин», специально предназначенными  атомными субмаринами к берегам США, конкретно в Калифорнию, где, высокая сейсмическая активность в связи с постоянными землетрясениями, что кстати поможет замаскировать движение подземохода . Кроме того «субтерина» могла бы установить подземный ядерный заряд и, дистанционно подорвав его вызвать искусственное землетрясение, последствия которого были бы списаны на стихийное бедствие. Что в свою очередь подорвало бы могущество США в материальном и финансовом отношении.

Испытание опытного образца «Боевого Крота» происходили ранней осенью 1964 года. Подземоход показал неплохие результаты, преодолев разнородный грунт  и уничтожив подземный командный бункер условного противника. Опытный образец несколько раз представляли членам правительственных комиссий на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино. Далее начинается таинственные события, якобы во время очередных испытаний атомоход взорвался в Уральских горах и экипаж под командой полковника Семена Будникова (не исключено что это вымышленное имя) геройски погиб, что там было внезапная поломка и «крот» был раздавлен толщей горных пород, диверсия иностранных спецслужб или по более фантастической версии аппарат угодил в аномальную зону и исчез – неизвестно.  Возможно все, но после снятия Хрущева со всех постов, многие программы были свернуты, экономика СССР трещала по швам, и данный проект как и многие другие, например советские экранолеты, которые бороздили над Каспием в 60-70 годах, изображая целую эскадрилью для вражеских спутников-шпионов, тоже были заброшены. Если в идеологической войне Советский Союз мог тягаться с Америкой то в гонке вооружений он заметно проигрывал, экономили буквально на всем и простой народ ощущал это на себе – Брежнев это понимал. На кон было поставлено само существование государства поэтому все самые смелые и передовые проекты не сулившие быстрого превосходства были свернуты и надолго засекречены. Из материальных средств обещанных на построение коммунизма денег хватило только на Олимпиаду, шутили в народе.

А с 1976 году в целях военно-политической дезинформации, в прессу пошла утечка о подземном атомном флоте СССР, США попались на эту удочку и срочно ввели очередную расходную статью в свой бюджет на постройку подобных аппаратов. Обломки первого советского атомного крота тоже сыграли свою роль если не в боевых действиях, то в идеологическом противостоянии двух сверхдержав.  Ведется ли сейчас разработка подобных боевых машин на Западе и в США — возможно, в родном отечестве как всегда денег не хватает на обычное перевооружение армии, а когда их где-то и хватает, то обычно их разворовывают еще до начала финансирования. Создать мощный подземный аппарат можно только объединенными научными и материальными усилиями развитых стран, как это продемонстрировали с международной космической станцией, одиночки рождают идеи, а воплощают их коллективы, это единственно верное решение на пути научно-технического прогресса.

источник

 

Архив Вестник К