Старинное предание рассказывает, что в могильном склепе тамплиеров ежегодно, именно в ночь уничтожения их ордена является призрак в белой мантии с красным крестом и спрашивает, кто же будет сражаться за освобождение Гроба Господня. И тогда из-за сводов явственно слышит ответ: “Никто! Никто! Потому что Храм разрушен”
18 марта 1314 года на медленном огне был сожжен Великий магистр Ордена Храма (тамплиеров) Жак де Моле. Вместе с тамплиерами с исторической сцены фактически исчезает эпоха рыцарства, крестовых походов, духовных поисков.
….Почти 200 лет до этого события, названного иториками самым страшным преступлением Средневековья, в 1119 году рыцари Гюг (Гуго) де Пайен и Жоффруа де Сен-Омер с семью товарищами на развалинах храма Соломона у Гроба Господня дали клятву охранять дороги к Иерусалиму, чтобы паломники без всякой опаски могли путешествовать по ним. Название ордена происходит от французского слова “temple”-храм. Рыцари, давшие, кроме “охранительного”, три монашеских обета (послушания, воздержания,бедности), открыли совершенно иной род деятельности. К их желанию бороться с врагами христианства, созвучному духу времени, добавляется – религиозный энтузиазм.
На ранней печати Ордена изображался Храм Соломонов, а позднее два всадника (храмовник и находящийся под его защитой паломник). Но со временем рисунок печати изменился и стал изображать двух храмовников на одном коне, что должно было символизировать их бедность (не позволявшую якобы каждому храмовнику приобрести себе лошадь – хотя в то же время известно, что по Уставу каждому рыцарю Храма полагалось иметь целых т р и лошади, и, разумеется, на одного, а не на двоих!). Недоброжелатели, однако, не замедлили истолковать это изображение как намек на склонность храмовников к однополой любви, что сыграло позднее свою роль в процессе над тамплиерами.
Орденское знамя было черно-белым, хотя точно неизвестно, каким именно – то ли состоящим из двух горизонтальных полос (черной сверху и белой снизу), как знамя Прусского королевства в позднейшие времена, то ли из нескольких чередующихся черно-белых полос, то ли в черно-белую клетку, наподобие шахматной доски (вследствие чего и полы в ложах считающих себя наследниками тамплиеров направлений современного франкмасонства выложены чередующимися в шахматном порядке черно-белыми плитками). В пользу последнего варианта говорит название тамплиерского знамени — “Босеан”, что на старо французском языке означает “пегая кобыла”. Тамплиеры использовали несколько различных боевых кличей: “Босеан!”, “Христос и Храм!”(”Christus et Templum!”) и, пожалуй, самый знаменитый и загадочный: “Бог Святая Любовь!” (”Dieu Saint-Amour!”).
Белый цвет орденского облачения указывал на тесную связь тамплиеров с монашеским орденом цистерцианцев (носивших белые рясы), устав которых был заимствован рыцарями Храма (в то время как черное облачение иоаннитов-госпитальеров указывало на их происхождение от носивших черные рясы монахов-бенедиктинцев).
В мирное время тамплиеры носили шапочки из белой льняной материи, завязывавшиеся под подбородком, а поверх них – круглые шапочки-скуфейки красного цвета. Любопытно, что члены противостоявшего Ордену Храма (но иногда вступавшего с тамплиерами в соглашение и даже выплачивавшего им дань) мусульманского измаилитского (еретического, с точки зрения “правоверного” ислама) ордена ассасинов носили белую одежду с красными тюрбанами и кушаками, что вполне соответствовало тамплиерской “цветовой гамме”.
В отличие от братьев-рыцарей и братьев-священников (клириков) Ордена Храма, “услужающие братья” (сервиенты или сержанты) носили облачения черного или коричневого цвета.
Красный цвет тамплиерского креста, являвшегося, по большому счету, символом крестоносца вообще, обязан своим происхождением событию, происшедшему на Клермонском соборе католической церкви в 1095 г. Папа римский Урбан Второй, получивший, как глава всех западных христиан, послание с просьбой о помощи от Василевса (Императора) Восточной Римской империи (”Византии”) Алексея Комнина, владениям которого угрожали турки-сельджуки, призвал участников собора выступить в поход для защиты христиан Востока. Выражение “Крестовый поход“ тогда еще не употреблялось, сами участники этих военных предприятий для освобождения Гроба Господня от мусульман называли себя просто “пилигримами”, т.е. паломниками, а свои походы – “паломничеством” (peregrinatio), подчеркивая тем самым религиозный аспект предприятия в качестве основного.
В порыве воодушевления Папа, сорвав с себя багряницу, стал раздирать ее на полоски и раздавать их всем, согласившимся выступить на Восток. Они нашивали эти полоски крестообразно на одежду, желая тем самым уподобиться Христу, взять на себя Крест и нести его вослед Спасителю. Разумеется, лоскутков от папского облачения на всех желающих не хватило. Остальным пришлось изготовить себе кресты из другой ткани, но, желая уподобиться тем немногим, которые как бы получили паломнический крест и благословение от самого наместника Бога на земле, они также использовали для своих крестов материю красного цвета, „в тон“ папской багрянице. Лишь позднее, по мере постепенного появления у паломников из разных стран Европы зачатков национального самосознания, матерчатые кресты на их одеждах и знаменах стали принимать различную окраску.
К XIII в., если верить средневековому хронисту Мэтью (Матвею) Парижскому, среди английских пилигримов утвердился червленый, т.е. красный крест («Крест Святого Георгия); среди французов – серебряный, т.е. белый; среди итальянцев – желтый или лазоревый (синий); среди немцев – черный, среди фламандцев – зеленый, среди испанцев – пурпурный, среди шотландцев – косой серебряный “андреевский крест”, и т.д. – хотя, конечно, были и исключения. Так, например, рыцари Ордена Святого Лазаря (в большинстве своем итальянцы), носили на своих черных плащах с белой каймой крест не лазоревого, а зеленого цвета и т.п.
В то же время красный крест продолжал служить общим символом всех крестоносцев, готовых пролить кровь ради освобождения Святой Земли от гнета иноверцев. А тамплиеры служили как бы образцом, или, выражаясь современным языком, “архетипом” этого “нового рыцарства”. Поэтому “общекрестоносные” красные кресты украшали их одеяния, щиты и флажки на пиках. Впрочем, сохранились изображения рыцарей Храма со щитами черно-белой расцветки (наподобие их знамени “Босеан”), а также со щитами, украшенными красным крестом на черно-белом поле (а в некоторых случаях – даже с крестами не красного, а черного цвета, вообще-то утвердившимися в качестве эмблемы другого, Тевтонского, военно-монашеского ордена).
Устав ордена в основном опирался на устав очень сурового ордена цистерианцев: монахам-воителям предписывалось целомудрие; желающий вступить в братство становился слугой и рабом ордена, ему полагались хлеб, вода и простая одежда. Устав разработал цистерианский аббат Бернар Клеворский в 1128 году. Папа Иннокентий на соборе в Труа, в том же году утвердил его. а папа Евгений III (1145-1154) – красный восьмиконечный крест и штандарт Ордена “бедных рыцарей храма Соломона”,известный как черно-белый “Босеан”, на котором было начертано: “Non nobis Domine” (”Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу…”). Резиденция тамплиеров в Париже – крепость и квартал Тампль. В парижской резиденции хранились основные денежные средства Ордена.
Орден постепенно становился “государством в государстве”. Жизнь его сверху до низу была оработанной до автоматизма системой послушания. Великий магистр, опираясь на капитул, твердой рукой руководил сообществом монахов; генеральный капитул (от 100 до 300 рыцарей) выбирал Великого магистра. Элитой ордена были “белые” – аристократы-дворяне, которым принадлежала власть и имущество, и, в какой-то сткпени, священники, находившиеся при магистрах или служившие в церквях. Они составляли в разное время от 10 до 25% состава. Братья “сержанты”, или же “коричневые”, в условиях войны служили оруженосцами и были пехотинцами, а в мирное время вели хозяйство. В самом низу этой иерархической “лестницы” находились зависимые крестьяне и рабы, вывезенные из Палестины. Одно непременное условие связывало таплиеров – никто не мог покинуть Орден.
Тысячи рыцарей самых благородных кровей желали стать членами братства. Тамплиеры были участниками многочисленных военных компаний на Ближнем Востоке. Роль их в крестовых походах трудно переоценить. Вплоть до падения Акры (Акко) в 1291 г. тамплиеры и рыцарский орден госпитальеров (иоаннитов) являлись главной ударной силой в борьбе с мусульманами.
Для понимания следующего важно заметить, что Орден не признавал никакой светской власти (кроме папской, часто – номинальной) и обладал правом эксториальности. Владения его были разбросаны по всей Европе – во Франции, Англии, Испании, Германии, Италии, Греции и на Кипре.
Тамплиерам римскими папами была дана важная привилегия: они самостоятельно оперировали громадными суммами денег, направляемым по различным каналам на ведение крестовых походов. В их руках находились многие пути, по которым крестоносцы и паломники отправлялись на Святую Землю. Уже к концу XII века торговля (из Европы везли на Ближний Восток оружие, продовольствие, лошадей; в обратном направлении – вино, ткани,пряности и сахар, ковры,шелк, парфюмерию)стала непременной, а чем ближе к трагедии, и главной составляющей политики Ордена. В Европе тамплиеры стали главными ростовщиками и крупнейшими подрядчиками при строительстве церквей.
Крупные феодалы, желая заручиться поддержкой могущественного Ордена, дарили им земли и замки. Несмотря на страсть тамплиеров к торговым операциям, не один Крестовый поход, начиная со Второго, не обходился без их участия. Более чем 20 тысяч членов Ордена погибло на Святой Земле, в том числе шесть Великих магистров из 23. Так в знаменитой битве в горах Лаодикеи, ныне – юг Турции (1148 г.), во время Второго Крестового похода 200 рыцарей (в основном-тамплиеров), составлявших свиту короля Людовика VII, сумели сдержать неистовые нападения 20000 мусульман. Как и госпитальеры, они до последней капли крови защищали крупный оплот христиан – Акру. С его падением Орден как будто бы потерял почву под ногами.
Историческое восхождение тамплиеров, духовных воителей, было прямым вызовом светской власти. Но рано или поздно и “союз” с римскими папами мог дать серьезную трещину. С фактическим подчинением папского престола французскому королю Филиппу IV Красивому, положение тамплиеров во Франции становилось все более опасным.
Историки зачастую преувеличивают размеры богатства тамплиеров. Госпитальеры – их постоянные соперники (но в сражениях с мусульманами – союзники), были не менее могущественными. Именно во Франции располагались самые значительные поместья тамплиеров. Филипп IV Красивый, которого рыцари постоянно ссужали деньгами, был обязан им жизнью (во время бунта черни в 1306 г. король нашел убежище в замке Тампль), в какой-то момент почувствовал обременительность “благодарности”. Имея такую могущественную, совершенно не подотчетную организацию под боком, вряд ли можно было считать себя абсолютным правителем. Наложить руку на имущество Ордена, но обставить дело так, чтобы оно выглядело в глазах всех, как борьба с греховностью, вот такую задачу хотел решить король Франции, глубоко уязвленный отказом капитула о приеме в “почетные рыцари”. И он с ней блестяще справился.
После падения Акры Орден перебирается на Кипр. Борьба за Святую Землю отняла у храмовников слишком много сил; капитул принимает решение постепенно перенести свои дела во Францию. В 1306 году Жак де Моле в сопровождении 60-и самых уважаемых рыцарей отправляется на берега Сены. Великий магистр взял с собой орденскую казну (150 тысяч золотых монет и десятки тюков с серебром). В недобрый час возвращались тамплиеры – король окончательно подчинил римских пап своей власти. В 1309 г. уже в ходе процесса над тамплиерами они перенесли свою резиденцию в Авиньон – город-крепость, находившийся в окружении французской короны. После гибели Ордена папство не претендовало более на мировое господство.
14 сентября 1307 года по всей Франции должностным лицам были разосланы письма за подписью короля с приказом: 13 октября, в пятницу, вскрыть конверт. Филипп IV повелел арестовать всех тамплиеров и конфисковать их имущество. Решаясь на подобный шаг, который бы неизбежно потряс общественное мнение, требовалось поскорее обосновать его с помощью выжатых… показаний. И ради их получения годилось все: обещания, угрозы, насилие – был бы результат.
С 19 октября 1307 года была запущена машина инквизиции: руководил процессом хранитель печати и канцлер королевства Гийом де Ногаре. Его многочисленные помощники занимались фиксированием признаний 138 узников, содержащихся в Тампле. Еще 16 октября были разосланы воззвания всем владыкам христианского мира, в которых говорилось о причастии тамплиеров к ереси; призывали королей и графов последовать примеру французского короля.
Лишь четыре тамплиера, не сломленные пытками, отказались признать свою вину. Только в Париже под пытками погибли 36 рыцарей.
Процесс длился с перерывами почти семь лет. 18 марта 1314 года на специальном совете кардиналы заслушали Жака де Моле, Гуго де Пейро, Жоффруа де Гонневиля и Жоффруа де Шарне. Папа Климент V окончательно предал тамплиеров, подписав элите храмовников пожизненное заключение в особо суровых условиях. Один из участников совета так описал его ход:
” …Когда кардиналы уже сочли дело закрытым, совершенно неожиданно двое из осужденных, а именно Великий магистр (Ж. де Молле) и приор Нормандии (Ж. де Шарне), выступили с ошеломляющей всех самозащитой, обращая слова к кардиналу, который только что прочитал проповедь, и к архиепископу Санскому, и отреклись от своих показаний, сделанных ранее, а также от всего того, в чем раньше признавались.” (Е. Жаринов. “Жак де Молле”)
Великий магистр тамплиеров, также как и многие из его соратников, под пытками папской инквизиции и стражников короля, дал признательные показания. Но затем он стал одним из защитников ордена и пытался снять с него все обвинения. Из-за этого Жак де Моле и около пятидесяти его соратников были осуждены и казнены как «повторно впавшие ересь». Соответствующая статья существовала в средневековых кодексах, и если тех, кто не отказывался от своих убеждений, можно было просто заключить в тюрьму или отлучить от церкви, то тех, кто сначала отказался от прежней позиции, а потом снова принял её на веру, следовало казнить.
Великий магистр, обратившись к совету отметил ту громадную роль, которую сыграли тамплиеры в борьбе с сарацинами:
“Они, а не вы страдали от голода, болезней и от палящего солнца… Но вы забыли, что ваш суд не единственный. И поэтому я заявляю, что король Франции Филипп Красивый и папа Климент V предстанут вместе со мной на другом Суде. И Господь призовет их к себе в течении 12 месяцев, которые истекут со дня нашей казни.”
Казненные, как не раскаявшиеся еретики в тот же вечер, 18 марта 1314 года, де Моле и де Шарне унесли с собой в могилу немало тайн.
Жак де Моле был уже в преклонном возрасте, но, по свидетельствам средневековых историков, с достоинством встретил повторные обвинения и смертельный приговор. Перед тем, как взойти на костер, он снял с себя плащ с крестом тамплиеров, аккуратно сложил его и оставил рядом с кострищем. Затем поднявшийся на место казни Великий магистр ордена вызвал Папу и короля на Божий суд, а после произнес пламенную речь, в которой якобы и предал анафеме, а после проклял обвинителей и все их потомство. На самом деле сохранившаяся запись речи Великого магистра вызывает у историков подозрения, поскольку является довольно подробной и эмоциональной, но записана не очевидцем. И даже в ней не сохранилось прямого свидетельства о проклятии или анафеме.
Архивы Ордена таинственно исчезли, как и почти все золото и серебро… Не разгадана и тайна связей рыцарей с американским континентом, куда будто бы отправились от порта-крепости Ла-Рошель корабли с сокровищами тамплиеров.
В романе “Железный король” писатель М. Дрюон, пользовавшийся серьезными историческими документами, приводит последние слова Великого магистра произнесенные на костре:
“…папа Климент…рыцарь Гийом де Ногаре, король Филипп… не пройдет и года, как я призову Вас на суд Божий и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!…”
Пророчество сбылось с магической точностью. Уже в первом поколении сыновей проклятого короля Франции прервалась династия Капетингов. У Филиппа Красивого было три сына, все из которых умерли один за другим менее чем за двадцать лет, не оставив потомства: Людовик X Сварливый, Филипп V Длинный и Карл IV Красивый, будто оказались под “прицелом” Ордена. Сам Филипп IV скончался от болезни осенью того же года, в котором сожгли обвиненных храмовников, в возрасте 46 лет, 29 ноября 1314 года от весьма загадочной болезни. Легенда о проклятии тамплиеров, судя по всему, появилась сразу же после казни, поскольку уже тогда французы прозвали Капетингов «проклятыми королями». В XX веке стал популярен цикл исторических романов с одноименным названием авторства М. Дрюона.
Еще одним основанием для распространения легенды о проклятии стали обстоятельства смерти Папы Римского Климента V. Он ушел из жизни через месяц после казни тамплиеров. Популярны неприглядные версии кончины понтифика – в муках от сильного отравления с внутренним кровотечением. Однако, официально историками принято считать, что он погиб в результате несчастного случая во время охоты. Одна из легенд гласит, что после падения лошади его тело лежало в здании, которое в ту же ночь пронзила и подожгла молния. Поэтому потом, когда Папу готовили к погребальному сожжению, его было почти не узнать.
В 1328, т.е. через 15 лет пресеклась династия Капетингов. Именно этот факт привел к разрушительной, губительной как для Франции, так и для Англии Столетней войне (1337-1454). От страшного отравления, еще до смерти своего сюзерена, скончался Гийои де Ногаре.
Бедствия, которые происходили в дальнейшем с королями Валуа, предание также отнесло к последствиям проклятия тамплиеров. Сначала началась Столетняя война, в ходе которой умер один и сошел с ума второй представитель династии. Затем, уже в XVI веке, умерли последние лидеры правящего клана, ни один из которых не оставил наследников. Короля Генриха II смертельно ранили на турнире, Франциск II скончался в итоге неудачного лечения, Генрих III погиб от руки монаха-убийцы.
Следом за королями из династии Валуа на троне оказались Бурбоны. По легенде, они также не избежали божественной кары за казнь Великого магистра. Проклятие тамплиеров якобы привело на эшафот последнего из Бурбонов, Людовика XVI. А спустя немногим менее пяти столетий, мрачное здание Тампля станет последним прибежищем бурбонской ветви Капетингов – короля Людовика XVI и его семьи… .
Мы отвергли путь вверх. Мы отвергли Великий Ответ,
Мы отвергли объятья и хищное таинство брака,
Чтоб увидеть на миг, как из синего плотского мрака
Взрыв полярных сияний рождает неистовый свет.
Мы уйдем как мужчины, как боги, как капли росы,
Повторяя неслышно:”Non nobis, Domine, non nobis…”
Только рыжие псы будут страстно лизать наши ноги,
Только солнечный зайчик сверкнет от свинцовой косы…
Ах! “Sed Nomini Tuam”! Пусть реет во тьме Босеан!
Черно-белый наш стяг уже покрывается кровью…
Есть у нас тайный идол – его называют Любовью,
Он живет там, где реки впадают в небес Океан…
Александр Штернберг “Смерть тамплиера”
В целом, едва ли не каждая насильственная или просто преждевременная смерть представителя правящей династии, папская «схизма» и даже реформация трактовались сторонниками легенды о проклятии тамплиеров как «отмщение» за страдания узников совести.
Свою роль в формировании этих мифов сыграли и устоявшиеся представления о мистической природе ордена храмовников, обвинения их в возможных занятиях алхимией и магией, поклонении дьяволу. Таким образом, материалы следствия в совокупности с естественной для средневековья практикой вызова на Божий суд, породили легенду о проклятии, которая затем обрела свое звучание в литературе и кино. В качестве примера можно привести книгу Мориса Дрюона «Проклятые короли», разные части которой выходили в середине и второй половине XX века. Этот роман был дважды экранизирован, а в 2011 году появилась компьютерная игра «Проклятие тамплиеров», в основу которой также лег подобный сюжет.