1. Парадокс всемогущества
Библейский Бог обычно описывается в качестве всемогущего существа. Однако концепция всемогущества сама по себе противоречива и кроет в себе множество парадоксов. Наиболее известен следующий парадокс всемогущества: может ли всемогущее существо создать камень столь тяжелый, что оно само не сможет его поднять? Если такой камень будет создан, то Бог более не всемогущий. Но если Бог не в состоянии создать такой камень изначально, то он не является всесильным. Некоторые философы пытались обойти этот парадокс. Рене Декарт утверждал, что даже самые логически невозможные действия подвластны воли Бога. Бог может пожелать, чтобы 2Х2=5 и это будет верно. Однако исключение Бога из физических и логических законов мира означает исключение Бога из нашего мира как такого. Ведь любые явления или предметы в нашем мире есть результат воздействия физических и логических законов, которые позволяют нам в свою очередь воспринимать эти явления и предметы. Аврелий Августин стоит на позиции, что мы не понимаем, что такое «истинное всемогущество». С его точки зрения, Бог не может сотворить действия, которое могло бы как-то ограничит его всемогущество или которые бы противоречили добру и мудрости. По сути, это отрицание всемогущества Бога, так как признаются ограничения для него. Нельзя быть всемогущем и быть чем-то ограниченным.
2. Проблема зла
Наиболее серьезная проблема для теологии кроется в проблеме наличия зла в мире. Ведь Бог всесильный и милостивый Бог не должен допускать зла, как отмечал еще Эпикур. Теологи обычно пытались объяснить наличие зла в качестве последствия первородного греха (ослушание Божьей воли и потребление в пищу плодов дерева познания). К сожалению, утверждение о виновности человечества в наличие зла, не объясняет почему добрый Бог позволяет этому злу продолжать существовать. Некоторые теологи утверждают, что человеческий разум слишком ограничен, чтобы полностью понять замысел Бога и любое зло, в конечном счете, служит великому добру. Конечно, известна аксиома, что «добро должны быть с кулаками», но разве нет лучшей возможности для всемогущего существа добиться счастья на земле, чем через геноцид, насилие и грабежи? Философ Алвин Платинга пишет более конкретно, что Бог позволяет существовать злу, так как его вмешательство было бы ограничением свободы воли человека. Но его гипотеза не объясняет почему Бог позволяет существовать злу, не связанным с выражением свободы воли человека (технические катастрофы, землетрясения и т.д.). Более того, непонятно почему свобода воли убийцы более ценна, чем свобода воли жертвы, которая не желает быть убитой. Утверждения теологов, что за все страдания праведникам будет награда в виде рая, не отменяет факта зла и страданий в их земной жизни.
3. Конфликт между свободой воли и Богом
Всемогущество и всезнание Бога создает серьезные противоречия и вопросом свободы воли у человека. Богу подвластно знание прошлого, настоящего и будущего. Таким образом, создавая человека, Богу было изначально известно все его действия, включая грехопадение. Бог также заранее знает, кто окажется в раю, а кому уготовлено вечное наказание в аду. Однако свобода воли предполагает наличия неопределенности. У человека должен быть выбор поступить одним образом или иначе. Знание Бога всех поступков и выборов человека исключает всякую неопределенность и свободу воли. Наиболее примечательно история с грехопадением Адама. Бог создал Адама, зная, что он его ослушается. Будучи всемогущим, Бог мог создать Адама, который бы не ослушался, но вместе с тем имел «свободу воли». Ведь христианская традиция предполагает свободу воли в раю, где бы не существовал грех ослушания. Более того, Адам, не вкусивший плода с дерева познания, не мог знать, что есть грех, а что есть праведное действие. Следовательно, он не мог считаться полностью дееспособным с юридической точки зрения и наказание его несправедливо. В теологии нет единой точки зрения на свободу человеческой воли (от полного отрицания свободы воли до вознесения свободы воли в ранг необходимого условия спасения). Однако большинство направлений христианства настаивает на вине человека в первородном грехе.
4. Изменчивость библейской морали
Одним из утверждений христианства является понятие нерушимости морали, увековеченной в самой неизменной природе Бога. Однако большинство христиан предпочитают обходить стороной большинство законов из Ветхого завета. В частности завещание Моисея из Второзакония, где дается указания забивать камнями насмерть за секс до замужества, продавать за 50 шекелей в жены жертву насильника или не дай Яхве женщина оденет джинсы. Иисус Христос принес в жертву самого себя себе, чтобы он мог простить первородный грех человечества, который он сам заложил, создавая человека, не для того, чтобы женщины ходили в джинсах. Но своей жертвой, некоторые утверждают, он отменил положения Второзакония. Однако если эти законы полностью соответствовали вечной неизменной морали, как их отмена могла их сделать аморальными? Но разве в наше время кто-то из здравомыслящих людей осмелиться утверждать, что устроить геноцид какой-нибудь «злой» народности вроде Ханаана, включая женщин и детей, морально? Некоторые исследователи утверждают, что все эти законы являются плодами испорченной человеческой природы. Тогда возникает другой вопрос. Какие из законов являются Божественными, а какие следствием испорченной природы человека? Почему следует принимать 10 первых заповедей на веру, но не остальные 100 с лишним заповедей?
5. Неудачный способ передачи информации
Немного странно, что всемогущий Бог, стремящийся спасти человечество, решил зашифровать свое послание в Библии. Это послание было столь ясное, что сегодня имеется более 41 000 христианских направлений, которые имеют самые различные и противоречивые догмы. В этих условиях принять верное христианское ответвление религии сродни выигрышу в лотерею. При этом имеются сотни различных переводов Библии, которые достаточно сильно отличаются друг от друга. Оперируя различными переводами и расплывчатыми текстами можно отстаивать любую, даже самую противоречивую идею. Ведь известно, что даже качественный перевод не в состоянии полностью передать весь смысл текста со всеми его оттенками. Единственная возможность прочитать божье послание, это освоить древнеарамейский, древнегреческий и латинский языки. После этого необходимо по крупицам собирать немногие сохранившееся обрывки Библии из древности. Разве обрывочные послание на трех мертвых языках в разных литературных стилях с расплывчатыми указаниями с почти полностью уничтоженными оригиналами может служить достойным путеводителем по спасению души?
6. Проблема редактирования Библии
Нам даже неизвестно какой был на самом деле настоящий Новый Завет. Имеются десятки различных евангелий того времени. Евангелие от Варнавы, Евангелие от Иуды, Евангелие от Иакова, Евангелие от Фомы, Евангелие от Маркиона, Евангелие от Мани, Евангелие от Ваилида, Евангелие от Понтия Пилата, Евангелие от Варфоломея, Евангелие от Филиппа, Евагелие от Марии и т.д. Некоторые из них так и не дошли до нас и были уничтожены первыми отцами церкви в качестве еретических документов. Однако почему традиционные евангелии считаются более достоверными, чем вышеперечисленные? Просто в 325 году нашей эры первый Никейский собор отобрал главные евангелии и объявил другие еретическими документами. Канонические же Евангелии были отредактированы. К примеру, в Евангелие Иоанна был добавлен известный эпизод, где Христос прощает грешницу и отказывается ее забивать камнями («Кто без греха, тут пусть первый бросит камень»). В оригинале данный эпизод отсутствует. Редактирование к тому же достаточно плохого качества оказалось. Не будем придираться к мелким противоречиям из Библии (сколько стойл было у Соломона 4 000 или 40 000, до или после поражения Филистимлян оказался ковчег в Иерусалиме, разрешил ли Христос взять своим ученикам посох в дорогу или нет и т.д.). Более примечательны противоречия в описании чудес. К примеру, непорочное зачатие Христа описано только в двух Евангелиях из четырех.
7. Неверные пророчества
Интересно отметить и множество библейских предсказаний, которые не были исполнены. Разберем один пример. Пророк Иезекииль говорит (Иез 30):
10 Так говорит Господь Бог: положу конец многолюдству Египта рукою Навуходоносора, царя Вавилонского.
11 Он и с ним народ его, лютейший из народов, приведены будут на погибель сей земли, и обнажат мечи свои на Египет, и наполнят землю пораженными.
12 И реки сделаю сушею и предам землю в руки злым, и рукою иноземцев опустошу землю и все, наполняющее ее. Я, Господь, сказал это.
…
26 И рассею Египтян по народам, и развею их по землям, и узнают, что Я Господь.
Все бы ничего, только Навуходоносора египтяне разбили на границе своей страны, Нил никогда не осушался, а Египтяне никогда не рассеивались по миру подобно евреям. И таких примеров имеются десятки.
8. Неверное описание сотворения мира
Сложности у теологии сразу же возникают с первых же глав в Библии. А именно с мифа о сотворении мира. Примечательно, что Бог сотворил мир за шесть дней. На второй день он разделил день и ночь. Но Солнце и Луну он создал только на ЧЕТВЕРТЫЙ день. Спрашивается, как может быть разделение на день/ночь БЕЗ СОЛНЦА и солнечного света? Некоторые настаивают на буквальной интерпретации положений Библий, а другие утверждают, что это некоторая метафора. Утверждается, что необходима «специальная» подготовка для трактовки библейских текстов. Однако сложно понять в чем смысл «метафоры» о разделении дня/ночи без наличия солнца.
9. Душа или мозг?
Обзор положений относительно христианства был бы неполный без анализа положений о души. Даль определяет, что душа – это бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею. Предполагается, что душа переживет нашу земную кончину и с ее помощью наш разум сохранится даже после разрушения нашей оболочки. Христианская традиция утверждает, что наша личность заложена в бессмертной душе. Однако это положение абсолютно неверно. Нейрология находится пока в начальной стадии своего развития и мы очень мало знаем в этой научной области, однако даже сейчас мы уже можем смело утверждать, что наша личность является следствием работы мозга. Неизвестно ни единого научно подтвержденного феномена, когда личность могла бы существовать без связи с мозгом. Более того, известны многие случаи, когда травма головы полностью меняла характер человека почти до неузнаваемости. Современная наука уже способна с помощью стандартной томографии определить некоторые черты характера человека. Нервозность, дружелюбность, интровертность/экстровертность, ответственность могут определяться с медицинской точки зрения. Если манипуляции с мозгом могут изменить коренным образом личность, то, по меньшей мере, можно утверждать, что «душа» тесно связана с нашим телом и разрушение нашей оболочки должно полностью переделать нашу личность. Хотя более вероятно признания факта материальности нашего существования и мозга в качестве источника нашей личности.
10. Наука или религия?
Большинство теологов пытаются разделить религию и науку. Предполагается, что научная компетенция лежит в физическом мире, а религия занимается метафизическим. Проблемой остается факт, что никто не сумел доказать наличие этого метафизического мира и его воздействия на нашу реальность. Научный метод является на сегодняшний день самым эффективным методом изучения мира для человечества. Если некий метафизический мир и существует, если он воздействует на наш физический мир, его тогда можно объяснить с помощью науки. Научный метод позволяет максимально скорректировать субъективный человеческий фактор и сама система позволяет признавать и исправлять раннее допущенные ошибки. Теология же основывается на божественных субъективных откровениях, часто неотличимых от психопатологического бреда. Признание ошибочности какой-либо догмы для Христианства практически невозможно, так как сомнения в даже незначительной части концепции Бога может привести к полному отрицанию Бога как такового. Из века в век наука предоставляла естественные объяснения феноменам, которые до этого считались божественными действиями. Сегодня мы знаем, что болезни не наказания за грехи, а следствие действий болезнетворных микроорганизмов. Мы также знаем, что чародеев и ведьм не существует, даже если Библия и свидетельствует об обратном. Теологи пытаются сохранить свои позиции, утверждая, что то или иное действие не могло произойти без вмешательства Бога. Однако из раза в раз их предположения оказывались неверны и находилось естественное объяснению молниям, грому, вулканическим извержением, Сама апелляция к сверхъестественному полностью нас лишает возможности дать объяснению к происходящему. Ведь сверхъестественное есть предположение о нарушении естественных законов мира. Мы не можем быть в этом случае уверенны, является ли «чудо» вмешательством некой высшей силой или просто неправильное понимание нами естественных законов мира. Более того, концепция Бога значительно осложняет любое объяснение, так как сама эта концепция крайне противоречива и сложна. Теологи основываются на мифах и защищаются утверждениями о таинстве путей господа Бога. Они не в состоянии даже прийти к общему пониманию божественной концепции. В отличие от религии, наука основывается на твердых доказательствах и экспериментах, которые можно независимо повторить. Наука гораздо более объективна, чем религия, и она не боится признавать свои собственные ошибки.