Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Десять снов, которые потрясли мир

Десять снов, которые потрясли мир

Какие сны были вещими, а какие — изменили историю?

Оговоримся. Наши сны призрачны, как и все в этом мире бушующем. А сны великих — тем паче. Ведь они — давно легенда. Впрочем, говорят, что…

Сон Олимпиады

Десять снов, которые потрясли мир 

Мать Александра Македонского — Олимпиада — была женщина-огонь. Неудивительно, что накануне свадьбы с Филиппом II ей приснился вполне себе «прозрачный» сон. Как говорится, по Фрейду. Будто бы вокруг нее «шумит буря, а яркая молния ударяет ей во чрево, из которого блеснул яркий огонь, пожирающее пламя которого широко распространилось вокруг».

Через какое-то время сон видит и Филипп II. Тоже довольно недвусмысленный. Он запечатывает чрево своей жены печатью, на которой вырезан лев. Все, как один, оракулы выносят вердикт: царю стоит строже охранять свои супружеские права. И только известный прорицатель Аристандр Телмесский заявил: «Ничего пустого не запечатывают». А потому — Олимпиада беременна. Причем сыном. Причем таким, «который будет обладать отважным, львиным характером». И поди ж ты — угадал.

Сон Македонского

Десять снов, которые потрясли мир

Несмотря на всю свою альфа-самцовость, Искандер Зулькарнайн, он же Александр Македонский, тоже не прочь был порефлексировать на тему Морфея (древние, как известно, вообще с большим почтением относились к снам). Однажды по дороге в Египет великий полководец не смог взять маленький город Тир. Решив, что сделает это на обратном пути, Македонский спокойно продолжил поход. И вот, вернувшись, он снова упирается в стену. Глухую и крепостную — Тир не сдается. Начинаются долгие девять месяцев осады. Македонский стал было терять терпение, но увидел сон. На его щите плясал и издевался сатир. За толкованием полководец пришел к оракулу Арестандру. А тот, взяв палочку, нарисовал на песке слово satyros, которое перечеркнул чертой посередине. Получилось sa Tyros. То есть «Тир твой», мол, подожди немного. На следующий день Тир пал.

Кстати, этот подход к толкованию снов называется лингвистическим. Среди прочих его используют современные психоаналитики.

Сон Цезаря

В период своего противостояния Сенату великий полководец вынужден был временно покинуть Рим. В это время он видит сон, в котором… совокупляется со своей матерью. Преодолевая смущение, он рассказывает об этом своему толкователю. Тот спешит его успокоить: мать — это Рим, земля, его породившая, она «отдается» Цезарю сама. Итог известен — Гай Юлий перешел Рубикон и стал главой Рима.

Сон императора инков

Уиракоча Инка звали императора инков. Виракоча — индейского бога, «создателя всего живого и божественного». Однажды во сне второй явился первому и сказал: «Идут люди с белой кожей и палками, извергающими огонь». Благодаря этому знаменитый испанский конкистадор Франсиско Писарро в 1531 году был принят инками с удивлением и почтением. Эта первоначальная доброжелательность сыграла на руку завоевателям и облегчила покорение обитателей «земли четырех четвертей».

Сон Чжуан-цзы

Великий китайский философ когда-то не был великим. В ту самую пору ему и приснился странный сон. Суть его проста: Чжуан-цзы стал бабочкой. На утро он был подавлен. «Теперь я озадачен, — сказал он своим друзьям. — Если Чжуан-цзы во сне может стать бабочкой, то, возможно, сейчас бабочка уснула и ей снится, что она — Чжуан-цзы».

Современный биолог усмехнулся бы, кто-то не обратил бы внимания, а Чжуан-цзы создал целое учение, рассматривающее жизнь ограниченной, а знание — безграничным.

Сон японского императора

Однажды свергнутый 96-й японский император Го-Дайго увидел во сне огромное вечнозеленое дерево с густой листвой. Большая часть ветвей его была обращена к югу. Под деревом уютно расположились три великих министра и прочая японская знать, сидевшая в соответствии со своим рангом. Но главное место, обращенное на юг, было свободно. «Для кого может быть приготовлено это место?» — подумал император во сне. И тут появились двое детей с волосами, расчесанными на пробор. Преклонив колени перед Го-Дайго, они, заплакав в рукава, говорили: «На всей земле нет такого места, где Его Величество смог бы укрыться даже на короткое время. Все же под этим деревом есть место, сидя на котором обращаешься к югу. Это императорский трон, предназначенный для вас. Пожалуйста, посидите там немного!» После этого дети исчезли, а император проснулся.

Го-Дайго расценил это как знамение. И, в общем-то, не прогадал. Тщательно все обдумав, он расположил иероглиф «юг» с иероглифом «дерево» (вспоминаем лингвистический подход), и вуаля! — получился знак «камфарное дерево», звучащий по-японски «кусуноки». «Когда те двое детей попросили меня сесть под деревом, обратившись к югу, это должно быть, был знак от бодхисатв Никко и Гакко, что вновь обрету власть над этими пределами и буду управлять их народом», — рассудил император. Недолго думая, он призвал к себе одного из монахов храма Касаги и спросил, нет ли в этих краях воина по имени Кусуноки. Таковой оказался. В лице Кусуноки Масасигэ в 1331 году император и нашел помощь. Впрочем, уже в 1336-м армия Кусуноки была разбита и верный вассал императора покончил с собой.

Сон Линкольна

Десять снов, которые потрясли мир

Это случилось в ночь с 4 на  апреля 1865 года. Авраам Линкольн увидел во сне пустые кабинеты Белого дома. Но в одной из дальних комнат стояла толпа. Зайдя туда, он увидел гроб и солдат, стоящих в карауле. «Кто умер?» — спросил Линкольн. «Президент», — был ответ. Линкольн записал этот сон в своем личном дневнике, а через десять дней был убит в Театре Форда в Вашингтоне на премьере спектакля «Мой американский кузен».

Сон основоположника атомной физики

Десять снов, которые потрясли мир

В 1913 году датский ученый Нильс Бор был молод и полон сил. В то время он как раз ломал голову об атом, вернее, о его структуру. И вот однажды после долгих размышлений лег спать. И увидел себя, стоящем на горящем газовом Солнце, вокруг которого вращаются планеты, связанные с ним тонкими нитями. Внезапно газ затвердел, а планеты и светило уменьшились. Проснувшись, Бор осознал: он только что увидел модель атома, которую он назвал планетарной. Вокруг Солнца-ядра вращались планеты-электроны.

Только не надо думать, что великим умам все дается так просто, стоит лишь заснуть. Не менее известный сновидец Дмитрий Менделеев, как известно, очень не любил, когда ему «припоминали» историю про приснившуюся таблицу. «Я над ней, может быть, 20 лет думал, а вы решили: сидел, и вдруг готово», — ворчал добродушный старик. 

Сон основателя органической химии

Десять снов, которые потрясли мир

К 1865 году немецкому химику Фридриху Августу Кекуле удалось синтезировать бензол, а вот точная формула вещества оставалась темной водой в облацех. Но однажды свершилось: Кекуле приснилась змея, кусающая свой хвост.

Уроборос — один из древнейших символов человечества, означающий в первую очередь вечность и цикличность природы жизни: чередования созидания и разрушения. Но химик истолковал змея по-своему. Он понял, что ему приснилась формула бензола, имеющая, как известно теперь, вид правильного шестиугольника.

Правда, есть и другие версии. Будто Кекуле никакого сна не видел, а на эту мысль его натолкнул перстень в виде уробороса или узор персидского ковра. Так это или нет — история умалчивает. Говорят зато, что несколькими годами раньше задремавший в омнибусе Кекуле увидел другой сон: «атомы, резвящиеся на глазах. Два небольших атома объединялись в пары, и больший принимал тех, что поменьше. Другой, более крупный, держит еще три или четыре более мелких». Очнувшись на своей остановке, ученый заключил: атомы углерода могут соединяться в длинные цепочки. Считается, что именно этот сон заложил основы органической химии. 

Сон Пола Маккартни

В 1999 году британская радиостанция BBC 2 провела массовые опросы музыкальных экспертов и слушателей, а также проанализировала результаты продаж. Итог был однозначным: сингл группы «Битлз» Yesterday — лучшая песня XX века. А согласно Книге рекордов Гиннесса, на этот хит было сделано больше кавер-версий, чем на любой другой за всю историю.

Один из отцов-основателей битлов Пол Маккартни утверждает, что мелодия Yesterday пришла к нему во сне. И, проснувшись, он был уверен, что раньше просто слышал этот напев, а вовсе не сочинил его. Первые слова песни, положенные на мелодию, были такими: «Scrambled eggs, oh, my baby, how I love your legs» («Яичница-болтушка, о, моя крошка, как мне нравятся твои ножки»). Под названием «Яичница-болтушка» Джордж Мартин и выпустил инструментальную версию песни в США. Это было задолго до того, как работа над Yesterday была полностью завершена. Поэтому американские поклонники взволнованно писали друг другу, что слышали «нечто под названием Scrambled Eggs, представляющее полную копию Yesterday».

 

Архив Вестник К