XIX век называли эпохой географических открытий. На самом деле многие из них оказались не чем иным, как мыльными пузырями…
Знаменитые незнайки
До похода Налолеона представления европейских ученых о Египте были крайне скудны. Некоторые сведения из Геродота и других античных авторов, ничем не подтвержденные свидетельства Библии да еще — сочиненная египетским жрецом Манефоном (якобы за 300 лет до н.э.) история тридцати династий фараонов. Плюс два — три покрытых нерасшифрованными иероглифами обелиска и несколько статуй, хранящихся в Риме, — вот и все.
Однако это не помешало Наполеону с ходу “установить” возраст пирамид, когда его войска дошли до них. Указав на пирамиды, Наполеон воскликнул, и это вошло в историю: “Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!”
Большой загадкой были египетские иероглифы. Интересно, что еще в и Х IX веке французские — археологи, сравнивая иероглифы Египта и Китая, доказывали, что китайцы — египетские колонисты; английские же ученые (возможно, из—за привычки спорить с французами), напротив, говорили, что египтяне — выходцы из Китая.
Многим известно имя Франсуа Шампольона (1790—1884), научным подвигом которого считается расшифровка иероглифов. “Он дал ключ к прочтению египетских письмен!” — восторгались все. На самом же деле он сумел расшифровать только 15 знаков и как исследователь был далеко не безупречен. Он исколесил весь Египет в погоне за случайными находками, не придерживаясь никакой научной методики.
Eще больший “вклад” в египтологию внес немецкий ученый Рихард Лепсиус (1810—1884). Он открыл и исследовал несколько неизвестных до него царских пирамид, составил перечень почти тысячи имен и титулов царей, цариц и царевых детей. Материалы, подбор и объяснения Лепсиуса легли в основу экспозиции знаменитого Берлинского музея.
Экспедиция Карла Рихорда Лепсиуса
Он стал более чем авторитетен в научных кругах, его называли основателем современной научной египтологии. Научный авторитет Лепсиуса при этом держался на найденных египетских древностях, а их “древность” — на его авторитете…
Жертвы археологических мистификаций
В 1856 году возле Дюссельдорфа были найдены остатки скелета. Сегодня его определяют как останки неандертальского человека. Но в те времена их сперва приняли за останки животного.
Профессор Вагнер утверждал, что это скелет древнего голландца, француз Прюнер—Бей что древнего кельта, а знаменитый врач Вирхав авторитетно заявил, что это скелет современного ему старика. Профессор же Майер из Бонна не менее авторитетно настаивал: “Скелет принадлежит казаку, погибшему в 1814 году”. Почему казаку, почему кельту?! Очевидно, таково было сиюминугное настроение почтенных профессоров.
А сколько было шуток и заблуждений! В 1726 году профессор Берингер опубликовал книгу, в которой поведал об окаменелостях, найденных его учениками неподалеку от Вюрцбурга. В сопровождении великолепных гравюр в тексте было обобщено о цветах, лягушке, пауке, окаменевшем вместе с пойманной им мухой, о табличках с еврейскими письменами… Книга была принята “на ура”, ею зачитывались… пока не стало известно, что все находки были изготовлены вручную теми самыми учениками профессора Берингера.
Сам великий Винкельмай (историк искусства) однажды стал жертвой мистификации художника Франческо Казановы (брата известного ловеласа). Казанова изготовил три картины, на одной из которых изобразил Юпитера с Ганимедом, на двух других — танцовщиц, и выдал их за снятые со стен в Помпеях.
«Юпитер целует Ганимеда»
Винкельман не только поверил, но и дал описание картин в своей книге “Неизвестные античные памятники” в таких выражениях:
“Любимец Юпитера, несомненно, принадлежит к числу самых ярких фигур, доставшихся нам от искусства античности. Я не знаю, с чем можно сравнить его лицо: оно буквально дышит сладострастием, кажется, для Ганимеда в поцелуях — вся жизнь…” далее Винкельман добавляет, что это картина, “равной которой еще никому не приходилось видеть!”
Доказать истинность событий, описанных. Гомером, — такую цель поставил перед собой Генрих Шлиман (1822—1890) еще в отрочестве. Тогда самого Гомера считали мифотворцем. В реальность описанных им событий не верил никто.
Сегодня имя Шлимана стало ругательным
Местонахождение Трои было неизвестно. Шлиман тоже не знал, где искать. Сначала он выбрал для раскопок остров Итаку, но ничего не нашел. Поехал в Грецию, затем в Турцию — Троя не нашлась. По совету британского консула в Дарданеллах Шлиман обратил внимание на холм Гиссарлык на берегу турецкой Малой ,Азии. И вот 11 октября 1871 года здесь начались раскопки.
Вид троянских раскопок Шлимана. Гравюра XIX века
В итоге — был открыт многослойный памятник, девять сменяющих друг друга городов. Довольно долго Шлиман не мог решить, который из них описан в поэме Гомера. Многие ученые считают, что искомая Троя находилась в шестом или седьмом слое, Шлиман же, Варварски снося слой за слоем, добрался всего лишь до города номер два.
Почему найденный город он назвал Троей? Да потому, что он пришел туда откапывать Трою. Вот и все. “Я искал город Трою, и я нашел его. Значит, это Троя”. Время и кропотливая работа последователей, толкователей, историков, романистов и школьных учителей превращают любое заблуждение в непреложный факт.
Генрих и Софья Шлиман на раскопках
Для сегодняшних археологов имя Шлимана стало ругательным — ведь он уничтожил исторический памятник!
Там, где миф “подтверждает” факт
Начиная с 1900 год на острове Крит проводил раскопки английский археолог Артур Эванс (1851—1941). до него об истории Крита знали еще меньше, чем о Египте, Трое или Месопотамии. О результатах своих раскопок Эванс писал: “Исключительное явление — Ничего греческого, ничего римского”. Он обнаружил развалины дворца и назвал найденное им дворцом Миноса.
Минос — мифический герой, сын Зевса, отец Ариадны и Федры, владелец лабиринта и хозяин ужасного человекобыка Минотавра. Теперь мифы о Миносе и о нити Ариадны сопровождаются… фотографиями развалин дворца. А как же иначе? Согласно мифу, на острове Крит был дворец Миноса. Вот Крит. Вот дворец. Значит, это дворец Миноса. Миф “подтверждает” факт, а факт, в свою очередь, “подтверждает” миф.
Дворец царя Миноса (Греция, остров Крит)
Если принять такую точку зрения, то лучше всего мы знаем историю Атлантиды. В самом деле! О ней упомянул однажды Платон, ссылаясь на древнеегипетских жрецов. Трудов этих жрецов не сохранилось, подлинников Платона тоже. Раскопки по вполне понятным причинам не проводились, но количество наименований книг, посвященных этому государству, перевалило уже за 20000!
Источник