Как защититься от ведьмовства? Как дать укорот тайной ведьме, под видом лучшей подруги жены посетившей ваш дом, дабы наслать на вас всевозможные напасти?
Жители средневековой Германии и Англии знали ответы на эти вопросы и даже порекомендовали бы «от ведьм» свое «абсолютно действенное снадобье» — так называемые кувшины Беллармино. Они же — «ведьмины бутыли». Только почему эти таинственные амулеты изначально были названы в честь тех, от кого им вменялось охранять жилища и людей?
Странная смерть кардинала Беллармино
Изначально — в Англии и германских княжествах XIV-XV столетий — ведьмины бутыли были делом рук… самих ведьм. «Ведающие» женщины наполняли оные емкости некими растворами трав и лекарственных растений, настоянных на спирте, и продавали всем желающим.
Полагалось, что испарения из бутылей, которые принято было ставить неподалеку от очага, могли защитить людей от разных хворей. Если же учитывать, что ведьмы тех времен активно использовали настойки чеснока, то, возможно, их бутыли и впрямь помогали, как минимум от простудных заболеваний.
Но затем, уже в XVI-XVII веках, этот амулет — иногда миниатюрные бутыли носили вместо ладанок и вдыхали из них испарения, общаясь с больными, — был подвергнут хуле со стороны церкви, а ношение его, равно как и держание в доме, стало «однозначным доказательством» связи владельца оного с нечистой силой. Дело в том, что священники Старого Света вдруг разглядели в данном «народном ингаляторе»… антиреликварий.
В настоящем реликварии (вместилище для хранения ценных реликвий, имеющих религиозное сакральное значение) заключались, как правило, частицы мощей. А в ведьминых бутылях, на взгляд святых отцов, содержались не только и не столько травяные настойки, сколько — по заявлению кардинала Роберто Беллармино (1542-1621 годы) — субстанции, «суть являющиеся хулой на Христову кровь».
Дабы доказать сей тезис, Беллармино, великий инквизитор католической церкви, в 1621 году решил «бросить вызов самому князю тьмы» и исследовать загадочную субстанцию, нарушив неписаное правило, в соответствии с которым ведьмы запрещали своей клиентуре интересоваться содержимым амулетов. Как итог такого вызова — или просто совпадение — Беллармино скончался от скоротечной лихорадки, которой предшествовали постигшие его слепота и глухота.
Смерть ученого кардинала была сочтена средневековым обществом лучшим доказательством злокозненности ведьм, создающих свои бутыли на пагубу всем смертным.
Сразу после похорон Беллармино у оного амулета появился совсем уже другой смысл, а также — иное название. Ведьмины бутыли стали называть «кувшинами Беллармино», или белларминами.
Говоря современным языком, монополия на производство сих мистических артефактов была передана в другие руки -магов, близких к церкви. Впрочем, они никогда не употребляли в отношении самих себя термин «маг».
Герман Бартманн или просто «бородатый германец»?
Начиная с XVII века беллармины создаются уже и при европейских монастырях — теперь не для профилактики заболеваний, а исключительно против самих ведьм. Данный амулет наследует от своего предшественника строгий запрет на изучение его содержимого. Для надежности «ведьмины бутыли», ставшие по сути антиведьмиными, новые создатели запечатывают многослойными сургучными печатями.
А для еще большей эффективности в смысле защиты от ведьм их зачастую украшают ликом некоего Германа Бартманна. По одной версии — «христианского мага» из Кельна, научившегося «накладывать» заговоры против ведьм на свое рукотворное чело, венчающее такую бутыль. По другой — просто некоего бородатого германца: травника, инквизитора и борца с ведьмовством.
Обе версии имеют право на существование, ибо до сих пор историкам не удается найти в летописях упоминания о маге Бартманне, позволяющие однозначно идентифицировать его. А с другой стороны, имя German Bartmann может расшифровываться как «германский бородач».
Для нас, повторим, важнее другое обстоятельство: унаследованный — теперь уже под страхом казни — запрет на изучение содержимого таких амулетов. Страх нарушить указанный запрет продержался вплоть до… 2004 года. Лишь в 2004-м ученые из Лондонского университета впервые подвергли научному анализу при помощи самой совершенной аппаратуры ингредиенты бутыли XVII века, найденной при раскопках в районе Гринвича.
Ровно через 10 лет, в 2014-м, был предпринят второй в современной истории анализ содержимого беллармины, найденной за океаном, при раскопках в окрестностях Ньюарка (штат Нью-Джерси).
Содержание «ведьминой бутылки»
Далее мы расскажем о сенсационных открытиях, сделанных в ходе указанных экспериментов. А пока, в подтверждение своей гипотезы о страхе перед изучением «ведьминых бутылей», бытовавшем вплоть до начала XXI века, упомянем следующий факт. В XIX веке отчаянные ученые-самоучки изредка предпринимали соответствующие попытки.
Всех их постигла преждевременная смерть. Причем трое скончались от скоротечной лихорадки, подобной той, которая скосила пионера таких исследований — кардинала Роберто Беллармино. После этого научные изыскания и были надолго прекращены.
Моча курильщика, а кровь чья?
Любопытный нюанс: сразу после первичного изучения содержимого «ведьминой бутыли» из Гринвича ученые Лондонского университета подключили к своим изысканиям историков, специализирующихся в области изучения магии. Дело в том, что специалистам, проводившим химический анализ, захотелось понять, в чем заключается мистический смысл тайных ингредиентов беллармины.
В качестве таковых присутствовали: человеческая моча, самородная сера, 12 железных гвоздей, восемь медных булавок, волосы, сбритые вокруг пупка некоего «донора», усохшая часть человеческого сердца, пробитая необычным гвоздем, а также 10 обрезков чьих-то ногтей.
Если вкратце, историки от магии пояснили, что средневековые кудесники варили такую «микстуру» в кипяченой моче, ибо верили, будто данная субстанция усиливает агрессивные свойства острых предметов (булавок, гвоздей), коим вменялось наносить «ментальный удар» ведьме.
Но давайте отвлечемся от мистики и сосредоточим внимание на других загадках. К своему удивлению, британские исследователи установили, что создателем беллармины, ставшей объектом их изучения, был, скорее всего, житель Лондона из высшего света. Ибо, во-первых, из мочи неизвестного был выделен котинин — алкалоид, являющийся метаболитом никотина.
Проще говоря, в «ведьминой бутыли» наличествовала в качестве связующей субстанции «магической микстуры» моча курильщика. А позволить себе такое дорогое «удовольствие», как курение, в Британии XVII века мог исключительно богатый человек.
Но и это — мелочь по сравнению со следующим открытием: в случае с гвоздем, которым была пробита часть сердца неизвестного, речь шла о «магическом инструменте», созданном из особо чистого железа, полученного карбонильным методом, неизвестным в те далекие времена.
Впрочем, вновь придется повторить, что и данное открытие — ничто по сравнению с последующим. Ибо, помимо мочи, в означенном амулете был определен другой жидкий и еще более загадочный ингредиент — не поддающаяся классификации кровь. Бесцветная, нечеловеческая, содержащая ионы ванадия и схожая по составу с кровью асцидий (морских животных), но по ряду признаков отличавшаяся от нее.
Как все это оказалось в «ведьминой бутыли» — загадка. Но, пожалуй, еще большая загадка, что аналогичная кровяная субстанция обнаружена спустя 10 лет и в далекой от Англии американской беллармине, изученной исследователями из Ньюарка.
Да простят нас читатели, но в данном случае у нас нет гипотез, способных хоть сколь-нибудь достоверно объяснить все эти феномены. Посему оставим последнее слово за учеными. Будем надеяться, что исследования одного из самых таинственных амулетов за всю историю человечества обязательно продолжатся.
В заключение нашего рассказа о «ведьминых бутылях» — еще один занятный факт. Беллармины вообще, и в особенности «ведьмины бутыли» с ликом загадочного бородача, почитались в средневековой Европе столь мощной защитой от колдовских сил, что их вышивали на флагах городов, окуривая затем полотнища дымом от костра, разведенного подле главной городской церкви.
Считалось, что один лишь вид этого символа может отогнать от града злые силы. До сих пор данный символ украшает, например, и герб немецкого города Фрехен, раз в пять лет проводящего ярмарки современных мастеров, создающих «ведьмины бутыли». Впрочем, современные беллармины лишены мистического флера. Это просто сувенирная продукция, не более того.