Согласно легендам Средневековья, феникс восстал из пепла, опасные драконы сражались насмерть со слонами, а пеликан вырвал свою грудь, чтобы накормить птенцов кровью. По крайней мере, так это изложено в древних бестиариях.
Странные звери, мифологические и реальные, изображены и описаны на страницах древних бестиариев
Бестиарий или Bestarium vocabulum — книга о зверях. Богато декорированные картинки, блестящие золотом и серебром, иллюстрировали сборник зверей и птиц, редких и обыкновенных, мифологических, добрых и опасных. Эти иллюстрированные тома, популярные в XII веке в Северной Африке, на Ближнем Востоке и, особенно, в Европе, не только содержали наблюдения и описания мира животных, но и преподавали средневековым читателям уроки нравственности.
Леопард из «Рочестерского бестиария» XIII века
Согласно «Средневековому бестиарию» Дэвида Бадке, Средневековье было чрезвычайно религиозным периодом, и на христианском Западе считалось, что царство животных и природный мир создан богом, чтобы дать человечеству наставление. Люди чувствовали себя внутри природы, но отдельно от неё. «Животные имеют присущие им свойства не просто по случайности; Бог создал их с такими свойствами, чтобы они служили примером правильного поведения».
Козы, кошки, кролики, коровы в «Абердинском бестиарии» XII века
Определённые существа символизировали определённые идеалы: царь зверей лев олицетворял Иисуса, слон был образцом нравственного поведения и непорочности, поскольку считалось, что он спаривается только один раз — не для удовольствия, а чтобы произвести потомство.
«Физиоло́г»
«Физиоло́г» (что означает «историк природы» или «натуралист»), рукопись на греческом языке неизвестного автора, датируемая II-IV веками нашей эры, переведена на латинский примерно в 700 г., а затем на многие различные языки по всей Европе и Ближнему Востоку. Книга открыла жителям этих регионов странных и удивительных зверей и легендарных существ, значение этих животных, а также преподнесла нравственные уроки.
Козы, кошки, кролики, коровы в «Абердинском бестиарии» XII века
В этой древней книге рассказывается о животных из Северной Африки, а также их воображаемых чертах и привычках. Каждому животному дана символическая и моральная интерпретация.
«Физиолог» считается одной из самых распространённых и копируемых книг после Библии. Действительно, на средневековую церковную литературу и искусство в значительной степени влиял символизм животных на протяжении тысячи лет.
Единорог (вверху) и медведь (внизу). Считалось, что медведица рожает бесформенное потомство, которое после этого формируется в медвежат благодаря тому, что она лижет их языком. «Бестиарий Эшмола», начало XIII века
Копии переводов
Многие поздние бестиарии сделаны на основе переводов «Физиолога», но в них добавлены дополнительные интерпретации, и эти более поздние рукописи не были исключительно религиозными, а представляли собой описание мира, каким он в то время представлялся.
Исландский бестиарий описывает местную фауну — меньше слонов и больше птиц и тюленей, чтобы передать людям этого региона относящееся к ним напутствие. Кит и мифическая сирена олицетворяли северную зону тундры. Предполагается, что переводчики, когда переводили обширные бестиарии, исключали определённых животных, поскольку никогда не видели и не слышали о странных тварях и были озадачены написанным в оригинале
Фантастические звери, символы добра и зла
Каждое животное, реальное или воображаемое, даёт урок через язык символизма. Животные представляют и добро, и зло. В бестиариях написано:
Лев — царь зверей. Львы заметают свои следы хвостом, спят с открытыми глазами и боятся белых петухов.
Слон, самое популярное животное в бестиариях, считался целомудренным существом, так как спаривался только один раз для воспроизведения потомства, что соответствует средневековому идеалу. Слон, как считалось, не имеет коленных суставов, он изображался с сидением для наездника или башенкой для воинов на спине.
Слон с башней на спине топчет крылатого зелёного дракона. Около XIII века
Мифический Гриффон с крыльями и головой орла и телом льва яростно атаковал и убивал лошадей.
Антилопы, или Antalops, с длинными рогами, когда запутывались в ветвях, кричали о помощи, становясь лёгкой добычей охотников.
Кит, или похожий на черепаху aspidochelone — огромный морской монстр со спиной, покрытой зеленью, поэтому его ошибочно принимали за остров в море. Он заманивал моряков, чтобы утопить их.
Aspidochelone заманивает незадачливых моряков. Датский Бестиарий, 1633 г.
Кабан считался самым диким из всех животных, а дракон рассматривался как опасный, смертельный враг. Это было связано с антихристом, он «способен убивать охотников своими грозными клыками; кроме того, он олицетворял смертный грех похоти в полярной оппозиции к добродетели целомудрия. Кабан развратный и прожорливый сверх меры, питается трупами людей и маленьких детей». В то же время он олицетворял силу и храбрость, так как это мощный и бесстрашный зверь.
Драконы считались естественными врагами слонов, безжалостно убивающими их. По мнению древних, сила драконов находилась в хвостах, а не в зубах или дыхании. Они обвиваются вокруг жертвы и душат её. Считалось, что они боятся дерева Peridexion, которое может нанести ущерб своей тенью. Кроме того, драконы не могли терпеть рёв пантеры и сразу прятались.
Голуби прячутся в дереве Peridexion от опасных драконов. Оксфорд Бестиарий, 1220 г.
Бестиарии остаются красивыми, старинными произведениями искусства и литературы, демонстрирующими убеждения и страхи жителей Средневековья, их взгляды на мир. Они также передают богатство и важность культурных мифов о диких животных и странных воображаемых зверях.
Источник