Легенды о женщинах-воительницах — одни из самых древних легенд в античном мире. Отражения этих легенд первоначально в греческой, а затем в римской литературе в виде рассказов либо кратких упоминаний чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Римские авторы главным образом повторяли сведения греков, не добавляя ничего нового в литературную амазонскую традицию, сложившуюся в Греции. Магнитом тянули эти легенды и средневековых писателей. Любимы они и сейчас.
Вот только, говоря об амазонках сейчас, мы имеем в виду либо представительниц «слабого» пола с развитой мускулатурой и оружием в руках, либо, в современном контексте, — независимых и свободных женщин. Откуда появились легенды об амазонках? Что это — смутные воспоминания о тех архаичных временах, когда люди жили при матриархате или реально существовавшие «женские» народы античной эпохи? Кто они – девы-воительницы из далекого прошлого? Каков их быт, особенности образа жизни? Не судите строго, статья будет содержать несколько отрывочные сведения об амазонках, слишком много веков отделяет нас от них.
Термин «амазонки» впервые встречается в древнегреческом эпосе, рассказывающемо воинственных амазонках, которые живут в Скифии. Отцом их был бог войны Арес, а матерью — богиня любви и красоты Афродита. Слово, которым назвал их Гомер, означает «равные мужам». Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель».
Если немного отойти в область мифов и легенд, то можно вспомнить, что Геракл должен был умыкнуть пояс у царицы амазонок, совершая свой девятый подвиг, в чем весьма преуспел, кстати, не только выполнив задание, но и познакомив приятеля «по проделкам» Тесея с царицей Ипполитой. Поспособствовал, сам не ведая того, возникновению одного красивейших мифов Древней Греции. Легендой о любви Тесея и Ипполиты грезил Александр Македонский, безуспешно искавший свою амазонку в скифских степях.
Впрочем, существует немало других вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). А если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая», что более подходит к сохранившемся рисункам.
По словам Дионисия (сер. II в. до н. э., Александрия), пересказанным Диодором Сицилийским, самое древнее царство амазонок располагалось в Ливии (Северная Африка) и исчезло задолго до Троянской войны. По их словам, в Ливии обитало много воинственных племён, где женщины несли военную службу, а мужчины занимались домашним хозяйством и воспитанием детей. Под предводительством царицы Мирины ливийские амазонки покорили многочисленные соседние племена, прошли через Египет, покорили всю Малую Азию и Сирию. Воительницы, погибшие во время этих походов, похоронены в трёх огромных курганах, которые и сейчас носят название курганов амазонок. Эти курганы расположены в 50 км от Алжира. Сама Мирина с большей частью своего войска погибла в битве с фракийским царем Мопсом и похоронена на берегу Черного моря, на севере Турции. Согласно преданиям, часть амазонок осталась жить там, где была похоронена их великая предводительница, а часть вернулась в Ливию.
Диодор Сицилийский пишет и об амазонках, которые жили в Скифии, на берегах реки, известной нам под названием Танаис. Согласно его рассказам, Танаис — имя сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и, чтобы избежать грехопадения, утопился в реке. После этой трагедии Лисиппа увела своих дочерей в долину реки Термодонт (юг Черного моря, современная Турция) и построила там огромный город Фемискир. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос. Лисиппа была отважной воительницей, покорившей племена до самого Дона, а её дочь даже превЗошла её, покорив многие народы до самой Фракии. Еще в глубокой древности амазонки доказали, что женщины способны воевать не хуже мужчин.
Как гласят легенды, дочь Лисиппы была не только отважной воительницей, но и мудрой правительницей. При ней девочки-амазонки с 7 лет начинали изучать грамоту и таинства врачевания, их развивали физически, приучали переносить тяготы войны и охотиться. Амазонки, жившие на берегах реки Термодонт, единственные из окружавших их народов умели ездить верхом и имели железное оружие, что давало им существенное преимущество во время сражений. Из оружия у амазонок был лук, топор и копьё, а также щит в виде полумесяца.
Главным оружием амазонок считался «сагарис» — скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.
Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья — типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими — ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.
Учитывая предполагаемую «родину» амазонок — донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной.
В государстве амазонок была чётко структурированная армия, способная в любое время выставить против неприятеля до 120 000 хорошо обученных всадниц. Большую власть в стране имела верховная жрица. Кроме того, в государстве имелись писаные законы, которые, как гласят предания, были переняты многими народами, в т. ч. и древнееврейским.
Амазонки никогда не шли в бой в открытую. Их набеги отличались всегда внезапностью и сокрушительной молниеносностью, а их далекие походы по городам античного мира были продиктованы особенностью их образа жизни. Полуголодная жизнь в заволжских степях заставляла их добывать в богатых городах не золото и роскошную утварь, а запасы Продовольствия, в основном хлеб.
Все легенды, однако, сходятся во мнении, что общество амазонок было «ethnos gynaikokratoumenoil» — миром, где властвуют женщины, и где нет места мужчинам. Знаменитый греческий географ Страбон писал, что один раз в году амазонки предпринимали набег на кавказское племя гаргарейцев (предков ингушей и чеченцев) с очень специфической целью: зачать от них детей. Рожденных от такого «союза» мальчиков в лучшем случае возвращали отцам, в худшем — убивали. Девочек учили работать в поле, охотиться и воевать; таким образом, появлялись на свет новые представители племени воинствующих женщин. Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что светловолосые амазонки — позднейшая выдумка художников. Учитывая способы продления их рода, древние воительницы должны были иметь типично восточную внешность.
Древние авторы сохранили для нас только некоторые имена воительниц: Ипполита и Фалестра,¬ Антиона и Пенфесилия — именно они стояли во главе войск амазонок, совершавших завоевательные походы, и властво¬вали над многими народами.
Отважные амазонки оставили свой след и в знаменитой Троянской войне. Легенда рассказывает, как однажды на охоте Ипполита правительница амазонок была случайно убита своей сестрой, Пенфесилией. Терзаемая раскаянием, новая правительница решила расстаться с жизнью — так, как и подобает настоящей амазонке, то есть в бою. Организованная ею вылазка против греков вначале была успешна, но тут в бой вмешался Ахилл, который сбил Пенфесилию с коня и проткнул ее копьем. Увидев, что убитый им воин — красивая девушка, воин опечалился и сам вынес её тело с поля боя. Битва под Троей, согласно легендам, унесла жизни 12 амазонок, которые с почестями были похоронены троянцами.
О битве греков с амазонками рассказывает аттический оратор Исократ (436—338 гг. до н. э.). Военная мощь государства амазонок была так велика, что они без труда осадили Афины.
По его словам, амазонки проиграли эту битву, многие их них погибли, в том числе и их предводительница Антиона, после чего противостояние амазонок и афинян сошло на нет. Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства — так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору). В качестве примера можно назвать мраморный барельеф из Пантеона в Афинах.
Интересен рассказ Геродота о появлении амазонок в Северном Причерноморье. Победив амазонок в битве у р. Термодонт, греки погрузили пленниц на корабли, чтобы отвезти их в Грецию. Однако по дороге отважные воительницы сумели освободиться и захватили корабль. Не зная, как им управлять, амазонки доверились течению и приплыли к землям, где обитали скифские племена, то есть к Меотийскому (Азовскому) морю. Они начали грабить земли скифов и те вступили в бой с нежданными гостями.
Однако, поняв, что их противники — женщины, скифы решили более не воевать с ними. Они послали к амазонкам своих юношей и вскоре они начали жить вместе. Однако от предложения переселиться к скифам амазонки отказались, сказав, что не смогут ужиться со скифскими женщинами, которые слишком отличаются от них, амазонок, и предложили другой вариант: «Если вы хотите иметь нас вашими жёнами, то ступайте к вашим родителям, возьмите свою долю имущества, вернитесь к нам, и мы будем жить отдельно».
Так и появился род савроматов, традиции которого во многом напоминают традиции амазонок: савроматские женщины ездели верхом, сражались, носили мужскую одежду. Девушка не могла выйти замуж, не убив хотя бы одного врага, отчего многие из них так и умирали незамужними.
Рассказ Геродота имеет все основания считаться правдивым, так его подтверждение можно найти у другого автора — Псевдо-Гиппократа, который в своём труде «О воздухе, водах и местностях» опирался на личные знания, а не на работу Геродота. Псевдо-Гиппократ дополняет рассказ Геродота новыми подробностями — замуж савроматская женщина могла выйти только после того, как убьёт трёх врагов, а после замужества она прекращает участвовать в военных походах, но только до тех пор, пока не начнётся массовый поход всего племени.
С течением времени упоминаний об амазонках становится все меньше и меньше. Во II в. н.э. они исчезают с исторической арены. Скифы и сарматы рассеялись к этому времени на пространстве от Причерноморья до Казахстана.
Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов в IV—VII веках. Именно тогда амазонки — уникальная смесь полуправды и полувымысла — перестали существовать и навсегда ушли в область легенд.