Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Железный Хромец.

Железный Хромец.

У мужчины есть один путь — война и есть один закон — Яса
Тамерлан

     Во второй половине XIII века начались конфликты между потомками Чингисхана, выливавшиеся в грандиозные битвы, подтачивавшие власть Чингизидов в покоренных странах.

 

     Большие западные уделы (улусы) империи превратились в почти самостоятельные государства. Крупнейшим из них был Улус Джучи, более известный как Золотая Орда, а с середины XIV века монголы стали терять  уже свое внешнее господство над миром. Сначала рухнула власть Чингизидов в Иране, затем началось изгнание монгольской династии из Китая.

 

     Золотая Орда погрузилась в глубокий кризис. Обострилась борьба за ханский престол. Порой в Орде имелось сразу два хана, каждый из которых претендовал на верховную власть, но реально контролировал лишь часть Улуса Джучи. В 1370-е годы в западной части Золотой Орды (к западу от Волги) власть к рукам прибрал темник Мамай. Он не принадлежал к роду Чингисхана и не имел прав на ханский престол. Поэтому Мамай правил от лица того или иного Чингизида, которого сам провозглашал ханом, а через некоторое время заменял другим.

     Ослабла власть монгольских правителей и в Средней Азии, благодаря чему в области Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи с центром в Самарканде) появился правитель, который, подобно Мамаю, держал при себе местного хана как марионетку и самовластно правил от его имени. Он не был прямым потомком Чингисхана, но был похож на него, ибо имел железную волю, блестящее чутье полководца и сердце, безжалостное к врагам. То был Тимур…

     История Тимура начинается в маленьком городе Кеш, около Самарканда, позже названным Шахрисабз, или «зеленый город», где в 1336 г. у вождя  племени барласов родился сын. Мальчика назвали Тимур.
В молодости будущему завоевателю пришлось пройти через многие испытания, а ранение в ногу навсегда сделало его хромым.     Отсюда и происходит персидское прозвище полководца — Тимур-Ленг («Железный Хромец»), превращенное европейцами в «Тамерлан».
     Закон, установленный Чингисханом, гласил — править в улусе может только чингизид. Тимур  не смог стать полновластным правителем Мавераннахра, потому что он не имел права управлять этой землей. Он мог завоевать все, кроме права быть  правителем Междуречья. Ему пришлось разделить свою власть с ханом из рода Чагатая — второго сына Чингисхана. Поэтому Тимур довольствовался лишь званием «великого эмира». Ханами же при нем считались потомок Чингисхана Суюргатмыш (1370—1388 годы) и его сын Махмуд (1388—1402 годы). Своей столицей Тимур избрал Самарканд.

 

     Во второй половине XIV века четыре улуса, оставленных Чингисханом, потеряли единство. Ханы постоянно враждовали из-за спорных территорий с правителями Самарканда и разоряли Мавераннахр. И когда безродный — не прямой потомок покорителя вселенной Чингисхана — Тимур пришел к власти в Самарканде, сплотил соседние племена и дал жесткий отпор ханам, наследники монгольской орды затрепетали. Они увидели в Тимуре того, кто уничтожит установленный порядок передачи власти. С этим нельзя было мириться.

     Барлас Тимур мог уничтожить самое главное — закон. Правители Евразии объявили Тимуру войну.

     Тимур  создал угрожающий прецедент, он поколебал «правила игры». Ханы Золотой Орды, мамлюки Египта, султан Багдада и турки-османы были едины в своем стремлении угомонить безродного. Им казалось, что они с легкостью восстановят престиж своей власти.

 

     Инициатором союза против Тимура выступил хан Золотой Орды Тохтамыш, которому Тимур в свое время помог прийти к власти в Золотой Орде, но Тохтамыш очень быстро забыл об оказанной помощи.

     Сформированный грозный военный блок должен был раздавить гордого барласа, поставить на место выскочку и показать всей Евразии, что законы престолонаследия останутся прежними.

     Не вышло. Тимур вовремя узнал о грозящей ему опасности. Он умело вел переговоры со всеми, вводя противников в заблуждение. Использовал все — от подарков до угроз.

     Придя к власти, Тимур был вынужден мобилизовать все силы для отражения окружающих Мавераннахр врагов. Задача почти не решаемая. Междуречье не могло служить мощной экономической базой для создания многочисленного и хорошо вооруженного войска. Земли Мавераннахра были не так благоприятны для земледелия и скотоводства, как земли соседей. Географическое положение земли, лежащей между Амударьей и Сырдарьей, являлось не слишком выгодным, чтобы создать мощное независимое государство.

     Отсутствие естественных преград для вторжения, скудость ресурсов заставили Тимура искать  решения для защиты своего государства. Он выработал три принципа, которым следовал всю свою жизнь: никогда не воевать на своей территории, не уходить в оборону и стремительно атаковать, предупреждая возможный удар противника.

 

     Оставалось решить самую главную задачу — сплотить армию и мобилизовать мирное население. Для сплочения армии Тимур обратился к опыту Чингисхана, который не только сменил общекочевую кличку «цзубу» на гордое имя «монгол», но и провел гениальные государственные реформыЯса — закон — определяла жизнь орды, чтобы большая часть объединенного войска не взбунтовалась, а монгольских ветеранов в новом объединении было меньше десятой части, Чингисхан отказался от родового принципа. Все награды и продвижение по службе определялись согласно заслугам.

     Тимур вернулся к этому проверенному временем достоянию предков и в кратчайшие сроки сплотил подвластные ему разрозненные племена рассыпавшейся Великой Монгольской империи. Эмиры и богатуры всех племен его орды были довольны. У мужчины есть один путь — война и есть один закон — Яса.

     Он стремился разбить всех своих противников поодиночке. Правда, это ему пришлось делать всю свою жизнь. Тимур был вынужден не покидать седла, постоянно опасаться предательства, ждать нападения, которое могло произойти в любое время и в любом месте, по-другому было нельзя — либо походы, либо смерть и разорение Мавераннахра.

     Свобода и независимость подчиненного ему Мавераннахра, постоянная опасность нападения, реальная угроза уничтожения его  – все это заставило Тимура окружить свои земли поясом вассальных государств.

 

     Ислам помог Тимуру подготовить своих подданных к предстоящим сражениям. Законы шариата сплотили Мавераннахр. Они на протяжении всего правления Великого эмира защищали тылы, сплачивали людей, заставляли их преданно служить эмиру.    Шариатские суды отрезвляли головы населения, заставляя подчиняться единым предписаниям. Это позволило Тимуру мобилизовать скудные ресурсы Мавераннахра.

     Яса Чингисхана почиталась Тимуром и его воинами выше законов шариата, но он не мог противопоставлять армию и народ. Наметившееся единство нужно было укрепить. Для этого Великому эмиру пришлось сменить родные для его воинов рогатые штандарты монголов на золотой полумесяц. Отныне войска Тимура несли над собой штандарты с золотым полумесяцем.

     Каждую победу Великолепный эмир отмечал постройкой памятного сооружения. Самые известные из них — ансамбли площади Регистан и Шахи-Зинда, мавзолей Гур-Эмир и грандиозная соборная мечеть Биби-Ханым.

     Для осуществления этих грандиозных предприятий ему нужны были ремесленники и строители. Из всех покоренных земель в Самарканд доставлялись лучшие архитекторы, каменщики, резчики по камню, плотники и другие ремесленники. Одни были нужны для строительства, другие — для производства вооружения и доспехов.

 

    Поразившие его архитектурные красоты покоренных городов Тимур перенимал при строительстве в Самарканде. Легенда гласит, что, перед тем как сжечь Дамаск, Тимур приказал скопировать чертежи знаменитого купола мечети, который был воспроизведен в Самарканде. Этот луковичный купол впоследствии стал украшать дворцы махараджей Индии и церкви Святой Руси.

     Свои архитектурные ансамбли Тимур посвящал не только памятным событиям. Он стремился увековечить память о покинувших его любимых людях. Мечеть комплекса Биби-Ханым эмир воздвиг в качестве усыпальницы для своей первой жены Алджай-ага, потеряв любимого внука, Тимур решил увековечить его память, построив мавзолей Гур-Эмир, ставший усыпальницей и его самого, и многих его потомков — тимуридов. Надпись на двери дворца Тамерлана «Ак-Сарай» в Шахрисабзе гласила: «Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки».

 

     В государстве были прекрасно отлажены административная и экономическая структуры. Вся его империя была пронизана сетью великолепных дорог. В канцелярию Тимура стекалась информация от всех наместников, которые были обязаны присылать отчеты о проделанной работе. Тайные агенты постоянно сообщали о реальном положении вещей, что позволяло контролировать деятельность администрации. Отлаженная система связи держала его в курсе всех событий империи. Купцы облагались пошлиной и дорожным налогом, получая взамен безопасность и проводников, что способствовало быстрому развитию торговли. Купцы наладили прочные связи между Индией, Китаем и Европой. С земледельцев после уборки урожая взимался налог и зависел он от плодородности земель. Налоговое бремя не превышало трети всей продукции.

 

     Впечатляют успехи Тимура в борьбе с преступностью. Городские власти и дорожная стража вели непримиримую борьбу с ворами, так как стоимость украденной вещи им приходилось возмещать из собственного кармана. Присоединяя новые территории, Тимур ослаблял налоговое бремя. От этого империя Тимура только выигрывала, так как ослабление экономического гнета приводило к экономическому росту, что, в свою очередь, через некоторое время позволяло собирать больше налогов.

     Тимур был искуснейшим стратегом. Ему не было равных в применении военных стратагем. Все его великие противники были им обмануты. К своим походам он готовился заранее, разведчики доносили ему о нахождении отрядов противника. Готовясь к очередному походу, Тимур никогда не раскрывал своих реальных планов. Выступив в одном направлении, Великий эмир в последний момент «менял» планы, поворачивал и наносил удар там, где его никто не ждал.

 

     Таланты Тимура как полководца были неоспоримыми. Уже в 1370-е годы, установив свою власть в Мавераннахре, эмир уже не знал себе равных в искусстве побеждать. Он сформировал мощную и преданную ему армию. Ее ядро составляли монголы и тюрки из Мавераннахра, вместе с которыми к середине 80-х годов XIV века Тамерлан захватил окрестные области в Средней Азии и покорил Иран. Армия Тимура была огромна, воины закалены во многих битвах и прекрасно вооружены, а дисциплина в их рядах ничем не уступала железному порядку в войсках Чингисхана. Это была страшная военная машина.
     Военные историки восторгаются знаменитыми косыми фланговыми ударами Фридриха II, считающегося их автором, но такую тактику ведения боя использовал еще Александр Македонский. Пользовался ей и Великий эмир. Победу над Тохтамышем в 1395 году Тимур одержал благодаря новой военной тактике.

     С 1370 по 1340 гг, за 30 лет непрерывных жестоких войн Тамерлан, первым после Чингис-хана, снова меняет облик мира. Не проиграв ни одного сражения, он стал владыкой всей Средней Азии, Закавказья, Персии, Индии — до берегов Ганга. Мощная держава, Золотая Орда, была раздавлена и ослаблена Тимуром настолько, что для нашего российского государства это послужило началом освобождения от ордынской зависимости.

 

     В 1391 году Тимур, преследуя Тохтамыша, дошел до южных степей Руси, разбил неприятеля и сверг его с трона. В 1395 году ордынский хан снова вторгся на Кавказ, но был окончательно разбит на реке Куре. В довершение Тимур разорил Астрахань и Сарай, но не дошел до Москвы. В русском эпосе описывается этот случай. Тимура в этих источниках называют «Темир-Аксак». Осознав угрозу Москве, великий князь московский Василий I Дмитриевич приводит свое войско к берегам Оки близ Коломны. По численности московские отряды меньше монгольских, и многие опасаются, что русские не выдержат и первой битвы. Тогда митрополит Киприан распоряжается привезти из Владимира чудотворную Владимирскую икону Божьей Матери. 26 августа икону привозят в Москву, и в этот же день (по преданию) войско Тамерлана поворачивает назад. С тех пор Владимирская икона Богородицы считается покровительницей Москвы, а день 26 августа – православным церковным праздником Сретения Владимирской иконы Божьей Матери.

     Это только легенда, скорее всего восстания, вспыхивавшие по всей Персии во время этой кампании, требовали его немедленного возвращения. Жестокость, с которой Тимур подавляет восстания в Персии, вошла в легенды. Города разрушались целиком. Жители поголовно истреблялись, а их головы были вмурованы в стены башен.
     В 1402 году в битве при Анкаре он разгромил и взял в плен турецкого султана Баязида I Монгольского. Это событие на полвека отсрочило завоевание турками Константинополя. Тимур разграбил все города Малой Азии, даже Смирну (принадлежавшую рыцарям-иоаннитам).

 

     В 1404 г. Тимур вернулся в Самарканд и тогда же предпринял поход на Китай, к которому начал готовиться еще в 1398 г. В январе 1405 г. он прибыл в г. Отрар (развалины его — недалеко от впадения Арыса в Сыр-Дарью), но годы, старые раны и болезнь сделали свое дело.  Тимур умер 18 февраля 1405 г. Тело его было забальзамировано и в эбонитовом гробу послано в Самарканд, где его похоронили в великолепном мавзолее Гур-Эмир. Перед смертью Тимур разделил свои территории между двумя оставшимися в живых сыновьями и внуками. Один из династии Тимуридов, Улугбек, стал эмиром в Самарканде, но прославился не как правитель, а как величайший астроном Средневековья. После многолетней войны и вражды по поводу оставленного завещания потомки Тамерлана были объединены младшим сыном хана Шахруком.
     Тамерлан был велик во всём. Его не сломили ни тяготы походов, ни болезни. Только смерть. Для него не существовало слово «невозможно». Он добивался всего, чего хотел. Это был непобедимый, жестокий гений своего времени, и его имя останется в веках, вместе с именами Александра Македонского и Чингисхана.


 

Архив Вестник К