Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Правитель, астроном и шахид

Правитель, астроном и шахид

Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки
Улугбек

     Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган, любимый внук Тамерлана, родился 22 марта в 1394 г. во время одного из походов своего грозного деда, в военном обозе. Любимец Тимура,  он уже в детстве получил от придворных льстецов прозвище «Улугбек» — великий князь, которое сохранится за ним на всю его жизнь.

     С младенчества Улугбек сопровождал деда в его походах. В 1397–1398 гг. внук Тимура вместе с ним в Индии, в 1399–1404 — в Малой Азии и Сирии. Как предполагают историки, именно во втором походе восьмилетний Улугбек попал в покоренный Тимуром анатолийский город Эрзерум. В 1402 году ребенок, третьеклассник по нашим меркам, увидел руины знаменитой обсерватории в городе Марага (ныне Мераге, город в иранской провинции) и…звезды стали его судьбой и самой большой любовью. Это была крупнейшая обсерватория Средневековья, в ней хранилось более 400 тысяч рукописей. Марагинская обсерватория перестала существовать в середине XIV века, но в начале XV века Улугбек еще успел увидеть то, что от нее осталось.
     Воспитателем Улугбека был поэт и учёный Ариф Азари. С юности он проявлял большую склонность к наукам и искусствам, особенно математике и астрономии. Обширные познания Улугбек приобрел, читая рукописи из богатейшей библиотеки, собранной его отцом, и общаясь с видными учеными своего времени.
     В наше время дети могут просто «заболеть» звездным небом, но в Средневековье взрослели значительно раньше. В 10 лет, еще до смерти деда, Улугбек начинает свою карьеру властителя: он становится правителем Ташкента и Могулистана (Семиречье и Восточный Туркестан). В том же возрасте его женят.

     После смерти Тимура в начале XV века, его обширная империя, простиравшаяся от Малой Азии до Индии, от Кавказа до Казахстана, фактически распалась. Пять лет  длились кровавые междоусобицы среди потомков завоевателя. Они завершились победой сына Тимура – Шахруха, отца Улугбека, который своей резиденцией избрал не Самарканд, а Герат. Мавераннахар он отдал в удел своему старшему сыну  Улугбеку.  Это было государство, чьи границы почти совпадали с границами современного Узбекистана.
     В 1447 г. после смерти своего отца Шахруха Улугбек стал правителем всей бывшей империи Тамерлана и главой династии Тимуридов. Свою власть и богатства он направлял в основном на развитие наук и образования в стране, строил высшие школы-медрессе и читал в них лекции по астрономии.

     Он сам был образованным человеком: знал языки, хорошо разбирался в теории музыки и поэзии, обладал потрясающей памятью. Описан случай, когда список многочисленных охотничьих трофеев за всю его жизнь оказался утерянным. Улугбек восстановил его по памяти — и, когда потом список все-таки нашелся, расхождения оказались невелики.

     Молодой правитель еще не уладил волнения в стране, но уже начал повсеместное строительство. Умный и образованный, он активно сотрудничал с зодчим, и результат получался великолепный: в Самарканде сохранились медресе Улугбека и прекрасный мавзолей Кази-заде ар-Руми у входа в Шахи-Зинду, в Бухаре стоит медресе Великого князя. При Улугбеке строятся прекрасные бани — важный элемент общественной жизни того времени, а сам Улугбек отдается своей страсти — астрономии.

     Сорок лет, с 1409 г. до своей трагической гибели в 1449 году, правил страной Улугбек, при котором Самарканд стал одним из мировых центров науки эпохи  Средневековья. Здесь, в Самарканде первой половины XV века, вокруг Улугбека возникла целая научная школа, объединившая видных астрономов и математиков — Гиясиддина Джемшида Каши, Казызаде Руми, Али Кушчи. В Самарканде в то время жили историк Хафизи Абру, написавший труд по истории Средней Азии, знаменитый медик Мавлоно Нефис, поэты Сиражиддин Самарканди, Саккаки, Лутфи, Бадахши др. Это были передовые люди своего времени, верившие в силу человеческого разума, в силу науки.

     В 1417-1420 гг. по совету ал-Каши и по проекту Улугбека, ар-Руми и зодчего Тахира ибн Мухаммеда в 2 км от Самарканда, на холме Кухак была построена астрономическая обсерватория, ставшая самой знаменитой на Среднем и Ближнем Востоке. В Самарканде собирается «ученый совет». 24-летний правитель собирает около ста ученых из разных мест и обсуждает с ними, как строить обсерваторию, какие инструменты должны быть в ней и какие наблюдения проводить. 

     Обсерватория была уникальным сооружением не только по своим размерам, но особенно, и это главное, по оснащению научными инструментами. Основным инструментом (в сущности, оболочкой для него и служило всё здание) был громадный стенной квадрант, размеры которого среди наземных астрономических инструментов были превзойдены разве что с появлением крупных современных нам радиотелескопов.

     Выдающимся достижением самаркандских астрономов был составленный ими каталог звезд, снабженный предисловиями, так называемый «Зидж Улугбека» или «Зидж Гургони» (зиджы – звездные таблицы). Ценность этого каталога, прежде всего, в том, что в каталоге определены координаты 1018 звезд. Над этими таблицами самаркандские астрономы работали долго и закончили их к 1437 году, но изменения и добавления Улугбек вносил в них до самой своей смерти. В здании находилась также богатая библиотека — ведь обсерватория была не только мостом наблюдений, в ней трудились лучшие умы того времени — математики, философы и, разумеется, астрологи.

     Точность этих таблиц превосходила все достигнутое ранее на Востоке и в Европе. Лишь в XVII в. Тихо Браге удалось добиться сравнимой с самаркандскими наблюдениями точности, а затем и превзойти ее. Неудивительно, что «Зидж Улугбека» постоянно привлекал к себе внимание астрономов, как на Востоке, так и в Европе.
     При дворе Улугбека, вопреки суровым религиозным законам ислама, создалась непринужденная светская обстановка, звучали музыка и песни, устраивались пышные пиры и празднества. Подобные веселые пиры с музыкой, танцами и песнями устраивались не только при султанском дворе, но и в домах феодальной знати. Примечателен и тот факт, что вопреки установлениям шариата на празднествах вместе с мужчинами участвовали нередко и женщины. Тогда в Самарканде жило много музыкантов, певцов, танцовщиц, и слава об их высоком искусстве гремела далеко за пределами города.
     Если бы он мог заниматься только наукой — но, увы! Власть Улугбека подрывали интриги и раздоры в самом семействе Тимуридов. Особенно большую политическую активность проявляли сын Улугбека и его племянник, которые начали вести вооруженную взаимную борьбу, вовлекая в нее верховного правителя.

     Великого ученого называли Великим Князем, однако как раз администратором и правителем в те времена Улугбек оказался не очень хорошим. Увлечение науками позволило обвинить его в ереси, а мечтающий о троне сын Улугбека Абд ал-Латиф воспользовался потерей доверия к отцу у войска и пошел на него войной. Под Самаркандом войско Улугбека оказалось разбито, а сам он сдался на милость победителя.

      24 октября 1449 года, правитель Самарканда, внук Тимура Улугбек предстал перед судом шейхов. Абд ал-Латиф, как и положено победителю, который не может убедить ни себя, ни своих подчинённых в том, что он достоин победы, был груб и резок. Он обвинял отца в жестокости, в несправедливости, он кричал на старика и грозил ему смертью.
     Улугбек просил одного — разрешения остаться в Самарканде, где он мог бы заниматься науками, от власти, данной ему, он отказывается в пользу сына. Решение суда гласило: чтобы замолить грехи свои, бывший хан должен отправиться в Мекку, совершить хадж. Сын обещал сохранить отцу жизнь. Ночью того же дня, когда Улугбек, наконец, заснул, потрясённый предательством и равнодушием, униженный судом людей, только месяц назад ползавших у него в ногах, состоялся другой суд, тайный. На нём ревнители ислама — шейхи (богословы), с подачи Абд ал-Латиф решили убить хана. На тайном суде Улугбек был приговорён к смерти. Нашелся человек, некто Аббас, отца которого якобы убили по приказу Улугбека. Суд выдал фетву (вердикт) на убийство ученого. Только один казий — Шемс-ад-дин Мухаммед Мискин — отказался ее подписать…

     Через три дня, 27 октября 1449 года Улугбек с хаджи (так называли всякого мусульманина, совершившего хадж) Хусроем покинул Самарканд. В ближайшем кишлаке путников нагнал гонец. От имени нового правителя он предложил сделать остановку: пополнить запасы и получше снарядить караван, дабы тот соответствовал статусу паломника: «Именем нового хана повелевается тебе, мирза Улугбек, остановить своего коня, — гласило послание. — Не подобает внуку Тимура совершать хадж в таком скромном окружении. Ты не двинешься далее, пока не закончатся приготовления к путешествию, которое должно вызвать одобрение всех правоверных». 

  Улугбек спешился. Бежать было некуда. На пятидесятишестилетнего старика набросились его спутники, связали, вытащили во двор. Аббас одним ударом меча отсек ему голову. Улугбека в крайней спешке, кое-как, постыдно небрежно закопали на кладбище селения.
     Так погиб знаменитый астроном и математик Мирза Мухаммед, которого все называли Улугбеком — Великим князем.
     Через час весть о смерти бывшего правителя достигла Самарканда. Смертный приговор Улугбеку — это смертный приговор его ученикам и всем трудам, и книгам Улугбека.

     Через год после гибели астронома был свергнут с престола и убит в результате заговора его сын Абд ал-Латиф, и тогда пришедший к власти новый хан приказал похоронить останки Улугбека в родовом мавзолее Тимуридов со всеми надлежащими почестями и проклясть со всех минаретов сына его, отцеубийцу. Бывшего правителя Самарканда похоронили в тех же одеждах, в которых он и погиб — как полагается исламскому мученику, павшему не на войне. Кстати, их называли словом, сегодня звучащем для нашего уха совсем зловеще: вот уже более пятисот лет, ислам считает Улугбека шахидом.

 

     Прах Улугбека перенесли в Гур-Эмир. Одна из плит там имеет надпись: «Эта светоносная могила есть место последнего успокоения государя, нисхождением которого услаждены сады рая, осчастливлен цветник райских обитателей, — он же прощённый султан, образованный халиф, помогающий миру и вере, Улугбек-султан — да озарит Аллах его могилу». Шейхи же, вынесшие приговор, злейшие враги учёного, которые подготовили и инспирировали убийство, остались живы-здоровы. И, как бывает в истории, сыграли не последнюю роль при перенесении останков реабилитированного Улугбека в мавзолей.
     Трагическая гибель великого ученого Улугбека, приход к власти его сына, реакционера по взглядам, вошедшего в историю под прозвищем » отцеубийца «, привели Самарканд к потрясениям и тяжелым испытаниям.
     Столица тимуридов, ее богатство и величие манили жадные взоры феодальных завоевателей, и каждый из них жаждал овладеть самаркандским престолом. В начале XVI века разрозненные, обессиленные междоусобицами среднеазиатские владения тимуридов были завоеваны кочевниками узбеками, под предводительством Мухаммеда Шейбанихана (1451—1510 гг,). Так погибла великая  империя Тамерлана, но пройдет немногим более ста лет и  потомки Тамерлана-Шахруха-Улугбека снова прославятся своими деяниями. Тимуриды рода барласов заложат в покоренной Индии новую династию- династию Великих Моголов, но это уже совсем другая история.
     После смерти Улугбека обсерватория продолжала работать еще 20 лет. В 1469 году, после убийства правителя Самарканда Абу Сайда его сыном Мирзой Султаном Ахмадом, положение ученых настолько ухудшилось, что Али Кушчи с учениками вынужден был покинуть обсерваторию и переехать в Герат, где первым министром государства был великий узбекский поэт Алишер Навои. Вскоре самаркандского астронома пригласили в Стамбул. Там он закончил и издал труды обсерватории. 

     Астрономические таблицы, составленные в обсерватории Улугбека, пользовались заслуженной славой на Востоке и очень долго оставались непревзойденными по точности. В Европе они были впервые изданы в 1650 году. Опустевшее здание обсерватории стояло еще много лет, и лишь в начале XVI века было разобрано на кирпичи. К  концу  XVII в. сама обсерватория Улугбека исчезла с лица Земли, и лишь легенды о её существовании и местоположении доходили до Европы.
     Опубликование таблиц Улугбека в Европе совпало с эпохой, когда оригинальные звездные каталоги, требовавшие для их составления большого и упорного наблюдательного и вычислительного труда, исчислялись единицами и высоко ценились исследователями неба. Они имели большое практическое значение, поскольку с незапамятных времен методы ориентировки на поверхности Земли основывались на наблюдениях звезд. Определение же местоположения было особенно необходимо в связи с быстрым развитием мореплавания, последовавшим за великими географическими открытиями.
     Многие историки считают, что открытие новых земель испанскими и португальскими мореплавателями в XV-XVI веках было неслучайным. Ибо эти страны, находившиеся под влиянием арабского халифата, имели доступ к научному наследию таких великих ученых-мыслителей Востока как Улугбек, основатель алгебры Аль-Хорезми, жившего в IX веке, астроном и математик Аль-Беруни (978-1048), первым предсказавший существование Америки и др.
     Ушли в небытие великие завоеватели прошлого, рассыпались в прах империи,  погибла обсерватория, был убит Улугбек, но звёздные таблицы рассказали миру о своём создателе. Каталог 1018 звезд, который вычислил Улугбек, по-прежнему служит компасом для астрономов и историков, изучающих древнюю хронологию. Научное наследие Улугбека в настоящее время изучается в ведущих высших учебных заведениях и научных центрах мира. Шейхи проиграли войну с учёным. Закончив путь земной, он начал путь вечный. Улугбек продолжает жить в своих трудах, и слава его с веками только растет. Слава учёного, а не Тимурида.

 

Архив Вестник К