В кельтской мифологии есть легенда о древесных королях — извечном состязании между Королем Падубом, который управлял убывающей (темной) частью года, и Королем Дубом, управлявшим прибывающей (светлой) частью года. В день зимнего солнцестояния Йоль побеждал Король Дуб и правил до разгара лета, но в день летнего солнцестояния вновь возвращался Король Падуб и побеждал своего соперника. И так каждый год сражались две части одного целого, братья-враги, которые не могли существовать друг без друга. Драма Королей представляет постоянную смену времен года.
Итак, Йоль – праздник возвращения Короля Дуба. Из лесов зелёных в зелёном венке приходит на празднество Король Дубовых Листьев. Юный Король, властитель и олицетворение светлой половины года торжествует над Королём Остролистом (Королём Падубом). Светлый Король Дуб правит от Йоля до Литы, с самой длинной ночи года до самого длинного его дня. День его возвращения – праздник семьи и семейных уз, домашнего тепла. Это время вспоминать свои былые достижения, строить планы, загадывать и мечтать.
Деревья были священны для древних кельтов. Кельты считали падуб (остролист) магическим деревом, символизирующим непрерывность жизни, его ветвями украшали жилища для защиты от сил зла. В течение лета могучие дубы самые заметные деревья в лесу, а зимой, когда все листья опадают, падуб или вечнозеленый остролист стоит в яркой зелени с красными ягодами среди голых стволов – настоящее чудо зимы. Летом же остролист теряется среди остальной зелени.
Остролист – растение, распространенное практически на всех континентах, и в наших широтах, и в тропиках. Интересно, что магическими свойствами его наделяют повсюду. Например, североамериканские индейцы использовали его во время проведения различных религиозных ритуалов. Омела — священное растение, вырастающее на дубах — еще один символ праздника. Поцеловавшиеся под дубом с омелой в эту ночь, обеспечивают себе благополучие в наступающем году.
В европейской традиции остролист играет особую роль.Обычай украшения домов вечнозелеными растениями (остролист, омела, хвойные) на Рождество уходят корнями еще в дохристианские времена. Ветви пальмы, лавра и остролиста использовались римлянами во время празднования Сатурналий (в день зимнего солнцестояния). Столетия спустя, ранние христиане, выбрали именно остролист для украшения своих домов на Рождество.
Король Падуб зачастую изображался почти как Санта Клаус, только одетый в зеленую мантию, украшенную веточками остролиста. А Король Дуб — Рогатый Бог Лесов, или как Зеленый Человек, один из самых почитаемых друидами богов. Эта легенда постепенно забывалась, из нее родилась другая история – о битве Зеленого Рыцаря и лорда Гавейна, которая вошла в цикл историй о короле Артуре, а потом ушла область преданий и она, оставив нам только образ человечка в зеленом – веселого святочного эльфа, совершающего, при свете луны разные проделки, в насмешку над людьми.
Христианство растворило в себе древние языческие верования, но не смогло их уничтожить совсем, как ни старалось. Легенда гласит, что когда все деревья услышали о том, что Христа собираются распять, они договорились между собой, что не позволят использовать свои стволы для изготовления креста. И когда топор коснулся их, они раскололись на тысячи кусочков. Только падуб остался цел и позволил изготовить из себя орудие страстей Господних. Его острые листья олицетворяют терновый венец и страдание, а красные ягоды — кровь Христа. Есть мнение, что Христу возложили на голову венок именно из остролиста и его ягоды, бывшие изначально белыми, покраснели от крови Спасителя. Возможно, поэтому это растение и стало в дальнейшем признанным символом Рождества, но вернемся, однако же, к Санте.
Итак, с приходом христианства, верования кельтов ушли в область преданий, главные атрибуты Йоля, постепенно стали символами Рождества, а древесные короли больше беспокоили людей своими битвами, но не были забыты.
В раннем христианстве образ святочного эльфа, соединился со святым Николаем, епископом IX в., преобретя облик Санта-Клауса.
Каким же образом благочестивый святой превратился в Санта Клауса и стал главным «подарочным» персонажем в рождественские праздники?
Николай родился в малоазийском городе Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 г., а окончил свой земной путь примерно в 334 г., 6 декабря. Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем, а был он простым епископом. Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI в, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников.
Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. Из них мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.
Примерно в 960 г. будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова «innocentes» (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил «pueri» (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая, как покровителя детей.
Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе 6 декабря стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному средневековому «мюзиклу» стал на Западе почитаться как покровитель детей.
Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было, куда положить свои подарки, которые со временем переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них, понятное дело, не обходится.
Реформация церккви в XVI веке, благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая, но если легко искоренить, что бы то ни было, на бумаге, то бороться с народными традициями и легендами более, чем сложно.
Поэтому в так называемых, католических, странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских — епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, но который по-прежнему приносит подарки и радость детям.
В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии.
В 1626 г. голландских корабли, возглавляемые фрегатом «Goede Vrove» на носу которого стояла фигура святого Николая прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь.
Само собой разумеется, что говорили новые обитатели земли не по-английски и фраза «святой Николай» звучала как «Синтер Класс», затем, со временем, его имя преобразилось в «Санта Класс», еще чуть позже — в «Санта Клаус».
Так и стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед Рождеством разносит по домам подарки. Новый свет он потому и новый, чтобы все увидеть по-новому.
История преображений Санта Клауса, однако, на этом не заканчивается.
Важным этапом в перевоплощении стала поэма «Приход святого Николая», написанная Клементом Кларком Муром и опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 г. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки.
В стихотворении Мура Николай начисто был лишен ореола серьезности и строгости, потерял митру и епископское облачение. У Мура Санта был изображен как жизнерадостный, веселый эльф с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал клубы табачного дыма и разъезжал на упряжке оленей.
Дальше американский образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом Настом в журнале «Harper’s» в 1860-1880 годах. Именно ему приписывают авторство всех популярных ныне деталей образа Санты как северный полюс и список хороших и плохих детей.
Дети всегда хотели знать, откуда он приезжает и где проводит целый год от Рождества к Рождеству и где же он берет подарки. Из этих вопросов выросла легенда о том, что Санта живет на северном Полюсе, там же где и располагается его склад подарков.
В 1925 году на Северном Полюсе еще не было пастбищ оленей и газеты сообщили, что Санта Клаус на самом деле живет в Финской Лапландии. «Дядюшка Маркус», Маркус Раутио, который вел популярную передачу «Детский Час» на финском государственном радио открыл великий секрет в 1927 году: Санта Клаус живет в лапландском Корватантуре — «Ушном холме»
Сперва Санту одевали во всевозможные разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная всем Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным персонажем которой стал Санта Клаус. Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка в руках. Так и появился на свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса. В 1939 году появился Рудольф — девятый олень с большим блестящим красным носом.
Вот так, Санта Клаус стал неотъемлемой частью празднования Рождества. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками, проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке.
На своей теперь уже официально принятой родине, в Финляндии, он, правда, больше известен как Йоулупукки. В переводе имя звучит немного забавно- Рождественский козел. Столь странное прозвище финский Санта-Клаус получил благодаря деревенским жителям, которые в Рождественскую ночь надевали козлиную шубу и разносили по домам подарки. Говорят, что именно эти самозванцы спугнули Санту. Он больше не гуляет по улицам в канун Рождества, а сидит в своей зимней резиденции в Рованиеми и принимает всех желающих.
«Вы хорошие дети?» — этими словами Санта встречает всех маленьких гостей. Врать бесполезно — Санту не обманешь. Ему известно все. Трудно понять, улыбается ли Санта-Клаус, когда к нему подходят его маленькие поклонники. Из-за густой бороды и усов лица почти не видно. Только глаза, мудрые и очень добрые, рассматривают посетителей сквозь стекла очков.
Огромные книги, которые выстроились на высоких полках в офисе Санты, могут многое рассказать о каждом ребенке на планете. Где живет, хорошо ли себя ведет и какие у него желания.
Заполняют эти талмуды маленькие помощники Санты – гномы и эльфы. А вот информацию Санта-Клаус получает благодаря дополнительным ушам. Всем известно, что летом Санта живет на холме Корватунтури. У этой горы три уха. Они улавливают малейшие изменения в жизни любого ребенка. И они первыми сообщают Санте, кто перестал верить в Рождественское чудо. Говорят, что в эти моменты над Корватунтури идет звездный дождь, а страничка с рассказом о повзрослевшем ребенке становится белой. Гномы ничего не записывают на ней, так как Санта убежден, что когда-нибудь взрослые одумаются и снова поверят в него. Тогда на чистых страницах опять появятся забытые имена и фамилии.
Еще гномы помогают Санте разобраться с письмами. Каждый год в Рованиеми приходит более полумиллиона писем. Перечитать их все одному не под силу, даже Санте.
На главном Рождественском почтамте — дым коромыслом. Маленькие гномы заполняют бланки, ставят печати на конверты, обсуждают какие-то рождественские дела. Заправляет всей этой сказочной гвардией главная помощница Санты. Официально ее должность называется «Главный Почтовый Гном». В ее обязанности входит отмечать на доске, сколько пришло писем, чтобы не дай бог, какое письмо не пропало.
Каждый год в полдень 24 декабря Санта приезжает на северных оленях в сопровождении своих юных помощников тоннту (мальчики и девочки в красных колпачках и красных комбинезончиках) в Турку — самый старый город Финляндии. Здесь с городской ратуши провозглашается Рождественский мир.
Вся суета на почте и в самой деревне, прекращается в Рождественскую полночь. Когда над Лапландией сгущается тьма и не видно ничего, кроме звезд, по всей деревне проносится тихий звон рождественских колокольчиков. Это сигнал для Санты. Пора отправляться в путешествие. Чтобы успеть до утра доставить подарки всем, кто успел их заказать. В письме, на словах или просто в мечтах.
Благодаря рекламе красно-белый Санта Клаус постепенно вытеснил английского Фаттер Кристмасс, французского Пер Ноэля, финского Йолопукки. Подтверждением успешности коммерческой деятельности Санта-Клауса послужил официальный запрет персонажа на рождественских ярмарках на территории Австрии и Германии в декабре 2006 года. Так жители этих стран выразили свое возмущение тем, насколько прочно Санта-Клаус ассоциируется у них с кока-колой. Были напечатаны тысячи наклеек со словами «Зона, свободная от Санта-Клауса». Многие церкви Словакии и Чехии выступили с призывом присоединиться к «запрету» образа в красно-белом костюме. По их версии, символом Рождества должен являться младенец Иисус, а подарки детям имеет право приносить лишь Святой Николай.
Как известно, Израиль является государством со строгими религиозными нравами и официально Рождество там не празднуется. Однако человеческая фантазия безгранична. Постепенно и в Израиле стали появляться открытки с Санта Клаусом, на голове у которого вместо красного колпака иудейская кипа.
Предприимчивые турки, в городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, защитник детей и бедных, а веселый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах. Это жизнь, все меняется и то ли еще будет впереди.
Если говорить более серьезно, не так важно, кто же постучится в дверь в преддверии Рождества: святой Николай, Санта Клаус, Пер Ноэль или Йолопукки. Главное, что вместе с подарками он несет радость, улыбки и хорошее настроение.
П.С. Во избежание вопросов, сразу скажу, русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к Святому Николаю. Дед Мороз — это обрядовый фольклорный персонаж. В очень старых сказках его зовут Дедом Трескуном, иногда Морозкой, но совсем другая история.