Их образ мы отождествляем с мужеством, верностью и полным самоотречением во имя службы Господину. Кем они были? Как жили? И почему исчезли?
Самураи.
Самурай (яп. бу́си) — в феодальной Японии в широком смысле — светские феодалы («дайме»); в узком — военно-феодальное сословие мелких дворян.
Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) -более широкое понятие, оно не всегда относится к самураю. Само слово «самурай» происходит от глагола «самурау» («служить вышестоящему лицу»). Самураи — не просто воины-рыцари, они были и телохранителями своего господина, и его слугами. Самая почётная должность — смотритель меча господина, но были и такие должности, как «смотритель зонтика» или «подаватель воды утром, после сна».
Большинство исследователей считает, что сословие самураев зародилось в VIII в. на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии. Его основу составили беглые крестьяне и вольные охотники, искавшие «земли и воли» на границах империи. Здесь можно провести параллель с донским и запорожским казачеством Российской Империи.
Вплоть до конца IX в. Япония переживала сильные потрясения. Междоусобные войны, набеги пиратов и бандитов беспокоили губернаторов провинций и местную знать. В этих условиях не всегда было реально дождаться военной помощи от имперских войск, поэтому местная «сословная верхушка» всячески пыталась обеспечить свою безопасность собственными силами. Для этого из наиболее дееспособных мужчин формировались военные отряды, находящиеся в непосредственном подчинении того или иного знатного лица.
В X—XII вв. в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, располагавшие значительными силами. К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).
Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления дома Минамото (1192—1333). Затяжная гражданская война создала предпосылки для установления Сёгуната — правления самурайского сословия с верховным военачальником («сёгуном») во главе.
После победы Минамото Ёритомо вынудил императора присвоить ему титул сёгуна, его штаб-квартира — Камакура превратилась в первою резиденцию «сёгуна». Отныне сёгун становился самым могущественным человеком в стране: наивысшим по рангу самураем и главным министром в одном лице. Хотя официально верховная власть и принадлежала императору, но он вынужден был соглашаться с решениями «сёгуна» под угрозой «добровольного» отречения от престола.
Ёритомо создал новый орган управления империей, именовавшийся «полевой ставкой» («бакуфу»). Как и «сёгун», большинство его министров были самураями. Благодаря этому, дух самурайского сословия проник во все сферы общественной жизни.
На все важные посты в провинциях были назначены люди, снискавшие личное доверие Ёримото. Кроме того, в каждой провинции были учреждены новые должности: военного губернатора и земельного главы, подчинённых непосредственно «бакуфу».
Золотым веком самурайства считается период от первого Сёгуната до войны Онин. Это был мирный период (не считая попытки монгольского вторжения).
Со временем военные губернаторы становились всё более независимыми от сёгуната, и превращались в крупных феодалов, сосредотачивая богатые земельные наделы. Кроме того, благодаря оживлённой торговле с Китаем и Кореей, феодалы западных и юго-западных провинций значительно обогатились. Камакурский сёгунат, не желая усиления отдельных самурайских домов, препятствовал торговой деятельности феодалов, что послужило одним из поводов для возникновения оппозиционных настроений.
В результате Камакурский сёгунат был низложен, а титул сёгуна перешёл к представителям дома Асикага. Первым сёгуном новой династии стал Асикага Такаудзи. Глава нового сёгуната переехал в императорскую столицу Киото. Где, погрязнув в богатстве и интригах, вскоре забыли о государственных делах.
Ослаблением центральной власти воспользовались военные губернаторы провинций. Они формировали собственные отряды самураев, с которыми нападали на своих соседей — в стране вспыхнула новая гражданская война, длившаяся с 1478 по 1577 гг.
В середине XVI в. даймё провинции Овара — Ода Нобунага удалось положить начало процессу нового объединения страны. Совершив нескольколько удачных военных походов и разгромив некоторые буддистские монастыри, участвовавшие в междоусобицах, он смог подчинить своей власти центр страны с императорской столицей Киото. В 1573 году он сверг Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из семьи Асикага. Но в 1583 г. в одном из храмов Киото Нобунага совершил «сэппуку», чтобы избежать пленения армией предавшего его генерала.
Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси. Он продолжил дело своего покровителя – Нобунага, с беспощадной решимостью и уже к 1588 г. фактически объединил страну.
В 1598 г. Хидэёси умер, оставив власть своему несовершеннолетнему сыну при попечении регентского совета. Из этого круга вскоре выделился человек, завершивший объединение страны — Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (ныне Токио), хитростью и силой устранил сына Хидэёси и провозгласил себя сёгуном, положив начало сёгунату Токугава, эпоха которого продолжалась более двухсот пятидесяти лет.
Сословие самураев получило чёткое оформление во время правления сёгунов дома Токугава (1603 — 1867). Наиболее привилегированный слой самураев «хатамото» (букв. «под знаменем») были непосредственными вассалами сёгуна. «Хатамото» занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей («даймё»); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.
Кодекс поведения самурая «Бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. Законодательство Токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте простолюдина, который без должного почтения отнёсся к самураю. В период правления дома Токугава, отряды самураев использовались, в основном, для подавления крестьянских восстаний.
Даймё, не нуждаясь уже в больших отрядах самураев, начинают сокращать их ряды. Часть самураев превращалась в ронинов (деклассированных самураев; ронины часто переходили на положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью). Иные самураи пополняли ряды ниндзя — наёмных убийц.
Процесс внутреннего распада сословия усилился с середины XVIII в. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению класса. Многие самураи, даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей и ремёслами. Рядовые самураи, тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в незавершённой буржуазной революции 1867 — 1868. После неё сословие самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено.
Однако самураи не потеряли своего положения, значительная их часть, владевшая землёй фактически, стала владеть ей и юридически (после аграрных законов 1872 — 1873). Из среды бывших самураев вышли кадры военных и государственных чинов.
Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны — всё это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала ВМВ. Термин «самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.
История зарождения, рассвета и вырождения самурайского сословия была достаточно богатой и яркой. Ему посвящены многие сюжеты в литературе и кинематографе. Однако, одна из наиболее ярких историй, показанная в фильме «Последний самурай» с Т.Крузом в главной роли, не имеет исторической достоверности в плане исхода самураев. Главной причиной «гонений» на самураев, показанных в фильме, был их радикально традиционный настрой, они цеплялись за свой «старый» образ жизни, направив на таран «телегу самобытности» против «локомотива времени». Похожую картину мы можем видеть на Руси — в противостоянии «старообрядцев» новым церковным канонам. История показала – кто выиграл, а кто проиграл… Быть может, не всегда стоит держаться за старое, а устремить все свои силы на становление нового? Может, в этом путь к светлому будущему?..