Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Орден как бизнес: тамплиеры и первый европейский банк

Орден как бизнес: тамплиеры и первый европейский банк

Думаю, все слышали про славный Орден тамплиеров или храмовников, а также про их разгром в пятницу, 13 числа. Впечатление от этого разгрома было столь сильным, что во всей Европе за этим днем закрепилась дурная слава. Чем же примечателен этот орден и чем он вдруг стал нехорош через 188 лет своего существования, что для его разгрома пришлось объединиться чуть ли не всем монархам того времени? Во всем были виноваты деньги.

Шопинг-туры в Иерусалим

Рассказывая историю тамплиеров и первого европейского банка, нельзя не вспомнить о самой массовой движухе – крестовых походах. Народ отвоевывал Гроб Господень без малого 200 лет и эти мероприятия в значительной степени определяли картину общественной жизни.

По результатам первого крестового похода 1096-1099 гг. соединенные силы крестоносцев заняли Иерусалим, что, собственно, и являлось формальной целью похода. Попутно были отбиты и многие другие города — у мусульман, в основном — у турков-сельджуков. Под контроль различных сеньоров перешла основная часть побережья и значительные области вглубь территории. Такая карта, естественно, получилась не просто так. Эти государства стали контролировать практически все торговые потоки из Индии, Китая и Багдада. Да и пограбили крестоносные друзья немало. Считается, что это первый и последний крестовый поход, из которого возвращались богачами.

В то же время, в 1099 году появляется первый рыцарско-монашеский орден, Госпитальеры, известные также под длинным названием «Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна», они же Мальтийские рыцари. Их официальной целью была помощь пилигримам и паломникам в Святую землю. Орден, кстати, существует до сих пор, как государство. Выдает собственные паспорта, имеет собственную валюту и т.п.

Гуго, Годфри и семь нищебродов

В 1114-1116 годах граф Гуго I Шампанский посетил Святую Землю. Его сопровождал дворянин Гуго де Пейн. Судя по расхождениям различных хроник как в его имени, так и в версиях его происхождения, ловить в Европе де Пейну было нечего. А вот в Иерусалиме тех лет было достаточно возможностей если не обогатиться, то сделать что-то общественно полезное.

Согласно дошедшим до нас хроникам, в 1119 году Гуго собрал восемь своих рыцарей-родственников и организовал свою версию «защиты пилигримов в Святой Земле» – именно так формулировалась цель этого пока еще ополчения. В орден госпитальеров, видимо, его не взяли (возможно, по финансовым соображениям) — и пришлось придумывать собственный орден.

Как бы то ни было, в 1119 году был основан военно-монашеский орден «Бедные рыцари храма Соломона». Ребята были настолько бедны, что согласно легенде, на двоих приходился только один конь. Этот интересный сюжет был даже запечатлен у них на печати. По всей видимости, это основатель Ордена Гуго де Пейн и его друг и родственник Годфри де Сент-Омер. Документы подтверждают, что дела у них действительно обстояли не очень, так что вскоре Король Иерусалимский передал в их пользу налоги с окрестных деревень — возможно, чтобы они таки защищали пилигримов, а не грабили окрестное население, что тогда было для рыцарей нормой. Ну и полезную нагрузку на них тоже возложили – защищать Храм Соломона от всевозможных посягательств. В 1128 году орден был официально признан церковью, а затем был разработан его формальный устав.

Орден как бизнес

Впрочем, еще до официального признания Ордена в него уже потянулись видные феодалы. В 1120 году к ордену примкнул (но не вступил в него) граф Анжуйский, который позже активно Тамплиеров субсидировал. В 1124 году тот самый граф Гуго I Шампанский отрекся от престола, передал все земли племяннику и вступил в Орден. Естественно, что пришел он не с пустыми руками, да и племянник продолжал помогать дяде, охраняющему храм. Так что к моменту официального признания они не были уже столь бедны.

А уж после папского одобрения тамплиеры (фр. templiers — «храмовники») развили совсем уж бурную деятельность по привлечению новобранцев. Основной массой Ордена оставались всевозможные младшие сыновья. Как правило, в семье было значительно больше одного ребенка — до пятнадцати считалось нормой. Но все титулы и богатства, как правило, доставались старшему сыну. Остальным на содержание что-то выделялось, но не всегда и не так много. Младшим приходилось зарабатывать себе на жизнь, титул и прочие блага своим умом и мечом. Но и с ними тоже приходило определенное «приданое» – где землей, где звонкой монетой. Народ тянулся в Орден со всей Европы, из Франции, Англии, Шотландии, Испании, Арагона, Наварры и всех прочих стран. Соответственно, и земли у тамплиеров тоже оказались по всей Европе. Кроме того, многие крупные феодалы просто жертвовали Ордену земли или деньги. Иногда случались и более интересные истории. Например, в 1133 году им, пополам с госпитальерами, было завещано целое королевство Арагон – немаленький и небедный кусок земли на стыке современных Франции и Испании. Впрочем, королевство они так и не получили – еще были недостаточно круты, чтобы забрать наследство. Но и новому королю тоже не очень хотелось связываться с двумя военными орденами. Так что разошлись полюбовно, за щедрые отступные в виде пожертвований.

В остальной деятельности тамплиеры также оказались ребята не промах. В 1139 году, к 20-летию основания ордена, они получили от Иннокентия II папскую буллу Omne Datum Optimum, освободившую их от всех и всяких налогов, податей, сборов и пошлин, а также подчинившую их только власти папы. Больше никто из епископов и кардиналов не мог им даже слова сказать. Фактически, Великий Магистр стал в один ряд с кардиналами. Разве что в выборах папы не участвовал. Но дело не ограничивалось только церковными делами. Великий Магистр Ордена, например, занимал место в английском парламенте и носил титул барона.

Впрочем, все это неудивительно. Помимо значительного богатства, к середине XII века «Бедные рыцари храма Соломона» становятся серьезной военной силой. Так, с 1163 по 1191 они участвуют во всех битвах в окрестностях Иерусалимского королевства. И, хотя Саладину удается в 1187 году изгнать крестоносцев из Иерусалима, уже через 12 лет, в 1199 году, они возвращаются. Сражения в тех краях идут еще почти 100 лет, вплоть до 1291 года, когда сборная арабов таки одерживает окончательную победу в регионе. Кстати, тамплиеры были последними, кто удерживал хотя бы клочок земли в этом регионе. За все это время не было, пожалуй, ни одной серьезной битвы в тех краях, в которой не участвовали бы тамплиеры.

Все уже придумано до нас

Но главная деятельность Ордена развернулась в мире финансов. Папская булла вместе с уже накопившимся богатством дала Тамплиерам возможность заниматься финансовыми услугами. И вот здесь они действительно развернулись не на шутку. Распоряжаясь сетью больших и малых замков по всей Европе, Иерусалимскому и другим королевствам по дороге, тамплиеры придумали (вероятнее всего, позаимствовали у еврейских общин), идею дорожных чеков. Теперь путник мог не тащить за собой кучу монет, а ехать спокойно с одним кусочком пергамента. С учетом распространенности грабителей в средневековой Европе, это было решением множества проблем. На чеке, кстати, ставился отпечаток пальца владельца, так что даже красть его было вполне бессмысленно. Орден брал сравнительно небольшую комиссию за эти операции. При этом клиент мог обменять такой чек на звонкую монету в любом отделении Ордена, которые были, как мы уже писали, везде.

Сама идея дорожных чеков в незначительно измененном виде дожила до XXI века

Кроме того, тамплиеры давали деньги в долг, причем под скромные по тем временам 10-15%. Для сравнения, евреи давали в долг под 40%. Монастыри, случалось, и под больший процент. Обладая весьма впечатляющими ресурсами, тамплиеры вполне могли себе это позволить. Тем более, что риски для них были довольно невелики. Если от «еврейских долгов» папа мог рыцарей освободить, то от долгов перед тамплиерами – нет. Да и ссориться с ребятами, обладающими такой военной мощью, дураков не было. В случае чего, они могли и по рогам настучать неплательщику.

Первый европейский банк

Ближе к концу XII века тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. Им должны все, от королей и пап до простолюдинов. Считается, что они вели близкий к современному бухгалтерский учет. Например, использовали принцип двойной записи, сложные проценты и вели расчеты между своими «отделениями» в виде взаимозачетов, что значительно снижало необходимость реальной переправки ценностей и выравнивания балансов «отделений».  К сожалению, при разгроме Ордена практически все книги были изъяты и уничтожены. Так что сказать об этом наверняка мы не можем, однако до нас дошло достаточное количество свидетельств такой постановки дел.

Тамплиеры стали настолько круты в банковском деле, что даже французский король Филипп II Август передал им на хранение и управление свою казну, а казначей Ордена стал фактическим министром финансов Франции. Такое положение дел сохранилось при последующих королях: Людовике VII Льве, при Людовике IX Святом, Филиппе III Смелом. Даже Филипп IV Красивый первое время держал казну в Тампле. И, будь последний более умным и менее жадным, так могло бы продолжаться и дальше. Но, к сожалению, Филипп выбрал быть Красивым.

А еще тамплиеры строили множество мощеных охраняемых дорог. Самое интересное, что дороги были бесплатными. По временам средневековья – вещь более чем удивительная. Тогда деньги собирали на каждой заставе и на каждом мосту. Думаю, объяснение тут простое. Чем больше людей передвигается и ведет торговлю, тем больше комиссии зарабатывает Орден.

Филипп и его жадность

Слухи о баснословном богатстве Тамплиеров не давали спокойно спать многим королям и владетельным сеньорам. Но ни у кого из них не было достаточно власти и смелости, чтобы безнаказанно наложить лапу на имущество Ордена. И тогда Филипп IV Красивый стал плести заговор. Он связался с папой Климентом V, потребовав у него провести расследование якобы имевших место преступлений тамплиеров. Судя по сохранившимся обвинительным актам, тамплиеры отринули христианство, устраивали оргии, плевали на крест и совершали прочие богопротивные гнусности.

Набор обвинений, как бы дико он ни выглядел, вполне обычен для того времени. В подобном сначала обвиняли ранних христиан, потом уже христиане упрекали сходным набором проступков евреев. В отношении последних «кровь христианских младенцев» фигурировала в расследованиях аж до конца XIX века! Тайные допросы младших членов ордена велись, естественно, с применением различных пыток, так что все обвинения быстро подтвердились.

Получив формальные основания, Филипп с самыми близкими соратниками несколько месяцев планирует тайную полицейскую операцию. Пожалуй, по масштабу это одна из самых крупных полицейских операций в истории, если не самая крупная. Командиры отрядов, чиновники и местные инквизиторы по всей Франции получают запечатанные приказы, которые надлежит вскрыть только 13 октября 1307 года. Многие европейские монархи получили в тот же день извещения о разгроме Ордена и призывы провести аналогичные операции у себя.

Пятница, 13

Итак, в пятницу, 13 октября 1307 года по всей территории Франции в один момент начались массовые аресты членов Ордена. В том числе был схвачен и последний Великий Магистр Жак де Моле. Одним мощным ударом Орден на территории Франции был уничтожен. Вся собственность досталась королю. Смотрели «Крестного отца»? Так вот, операция шла именно в таком стиле.

Святой престол, впрочем, не слишком рьяно участвовал в этой расправе. По некоторым источникам, Климент V даже отрицал свою информированность о готовящейся акции и якобы узнал о ней лишь постфактум. Впрочем, под давлением Филиппа, Климент V все же выпустил буллу Pastoralis praeeminentiae, предписывающую аресты тамплиеров по всему христианскому миру.

В других странах судьба Ордена была не так жестока. Например, в Англии тамплиеров арестовывали не так внезапно, а серьезные пытки применить не дали. Часть братьев скрылась в Шотландии, где Роберт Брюс несколько игнорировал папские буллы как отлученный к тому моменту от церкви. В некоторых районах Германии тамплиеров суды оправдали, в Испании они отделались имуществом, а в Португалии орден аккуратно закрыли (все же, против папы не попрешь), но сразу открыли другой, Орден Христа, куда и влились португальские братья. В общем, французам пришлось тяжелее всех.

Суды и приговоры

Суды во Франции шли с 1307 по 1311 год. Более 600 рыцарей отрицали свои показания, данные под пытками, но это никак не помогло. Все было решено еще до начала процесса.

Впрочем, под пытками наверняка пытались вырвать не только признательные показания. Когда сокровищницы и казна Ордена были вскрыты, в них не обнаружилось столько золота, сколько там ожидали найти. Основные деньги были в работе: выданы в долг, инвестированы в те или иные проекты и тому подобное. Более того: современникам, проводившим обыски, были едва знакомы с методами работы тамплиеров и вряд ли могли даже понять значение этих записей на бумаге. Впрочем, это не помешало основную массу записей уничтожить. Ну ведь явно бесовское письмо! Что за цифры такие в столбики?

Первые казни начались в 1310 году. 12 апреля пятьдесят четыре рыцаря были сожжены «как впавшие в повторную ересь» за отказ повторить показания, полученные с использованием пыток. В 1311 году на Вьеннском соборе папа, видимо, под давлением короля, продавил решение о роспуске Ордена.

В 1314 году Великий Магистр Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ на последнем суде громко отреклись от всех показаний, вырванных под пыткой. В итоге их обвинили в повторной ереси и 18 марта 1314 года сожгли.

И легенда напоследок

Существует легенда, что на костре де Моле пообещал Клименту V и Филиппу IV встречу на небесном суде в течение года, а также проклял их самих и род их до 13 колена. Папа Климент V умер чуть более, чем через месяц, а Филипп IV Красивый – в ноябре того же года. Затем в течение 14 лет при различных обстоятельствах последовательно умерли все три сына Филиппа, не оставив наследников. На этом прервалась династия Капетингов. Мало того, что богатство тамплиеров оказалось не настолько значительным, так еще и насладиться им в полной мере король не успел.

Источник

 

Архив Вестник К