«Разве что очертания каменных фигур сгладились от ветра и редких дождей, стали менее явными, хотя все равно узнаваемыми… Трепещущие цветные ореолы вокруг камней пылали коричневыми и буро-зелеными огнями безумия. Если попытаться найти аналогию — это выглядело так, будто сотня умалишенных бессмысленно кружит на одном месте, напротив, стоит оцепенев; кричит, хихикает, стонет, плачет, бормочет, пускает слюни, царапает себе лицо или пытается вырвать глаза…»
Угадали, откуда эти строки? «Последний дозор» Лукьяненко. Плато демонов, описанное Сергеем Лукьяненко, существует в Узбекистане на самом деле.
Шайтан Жига или Шлем дьявола — так в переводе с узбекского языка звучит название этого таинственного плато, расположенного в отрогах Заравшанского хребта приблизительно в 40 километрах к югу от Самарканда, между перевалами Илансай и Тахтакарача.
Скалы выглядят необычно — не как природные образования, а как фантастические скульптуры — застывшие в танце демоны, идолы древних божеств, окаменевшие доисторические монстры. Встречаются среди них то «фигуры животных» (медведя, тигра, огромной лягушки, ящера, хищной птицы). Деревья там не растут, слой плодородной земли слишком тонкий.
Местные жители, пасущие в этих горах стада коз и отары овец, уже не помнят, при каких именно обстоятельствах урочище получило зловещее имя, но считается, что это не очень хорошее место.
То ли в незапамятные времена язычники и колдуны приносили здесь жертвы, то ли случилась жестокая схватка сказочных богатырей, отчего небеса обрушились на землю, вызвав чудовищное землетрясение, которое и превратило горы в месиво острых осколков. Действительно, глядя на многие валуны, трудно поверить, что их очертания — лишь результат каждодневной работы солнца, дождей и ветров.
У Лукъяненко плато носит отпечаток демонической ауры места, где произошла битва между силами Света и Тьмы. Темных было больше, и они побеждали. Тогда великий маг Рустам применил заклинание, и враги превратились в камень, но остались живыми, на тысячи лет лишенными всех чувств.
В реальности ощущение, вызываемое ландшафтом, скорее сказочное, чем зловещее. Потому что вокруг — открытый простор, тишина и ослепительное небо.
Источник тут