Есть замки, что прописаны в веках
С другим, потомками оставленным, названием,
И, может быть, и мы, свой бросив взор
На стены и руины Вейбертроя,
Дань отдадим истории, героям
И женской верности…
Германия. Земля Баден-Вюртемберг. Замок Вайбертрой (Weibertreu) буквально: женская верность). С этим замком связана одна давняя удивительная история, относящаяся к середине XII века и тогда же отмеченная в хрониках. Вот такая история.
21 декабря 1140 года. Император Конрад III осадил город Вайнсберг — крепость герцога Вельфа Баварского, называемую Вайнсберг, и подчинил ее. При этом находившимся там дамам и остальным женщинам по королевскому согласию было дано разрешение взять с собой столько, сколько они смогут унести на плечах. Они же, оставив утварь и драгоценности, не взяв с собой ни еды, ни одежды, вышли, неся на плечах своих израненных, обреченных на смерть, мужей…
Само собой разумеется, что столь колоритный сюжет просто не мог не заинтересовать художников, поэтов и композиторов, даже братья Гримм не остались к нему равнодушными. В городской церкви Вайнсберга находится картина, изображающая это событие (написана в 1659 году). Сейчас многие, возможно, улыбнутся, вспомнив старый рекламный ролик банка «Империал», созданный Тимуром Бекмамбетовым.
Так что же это: красивая легенда о женской верности или правдивая история, дошедшая до нас через 900 лет? Кто они были — те люди? Что с ними стало потом? Какой след они оставили в истории?
Оставим в стороне красивую, но далекую от действительности кинопритчу Бекмамбетова и посмотрим на реальные исторические факты.
XII век был для Германии (как и для Франции, Англии, Италии или России) веком непрерывных междоусобиц или гражданских войн. Сменяли друг друга (выборные) короли и антикороли, возвышались или повергались в прах династии. В 1125 году королем был избран саксонский герцог Лотарь, имевший в Германии незначительную власть, но зато пытавшийся расширить пределы своего герцогства за счёт славянских земель на востоке (в то время германский Бранденбург был ещё славянским Бранибором).
Как бы то ни было, но после 1133 года король Лотарь ухитрился даже получить из рук римского папы корону Священной Римской империи. Корона императора – это серьезно. Тем более, что Лотарь II не имел потомства, а корона все еще оставалась выборной. После неожиданной смерти императора Лотаря II в 1137 году немецкие князья должны были избрать нового короля. Ой, что тут началось! Претендентов было двое – Генрих Вельф, герцог Баварский и Саксонский, и Конрад Гогенштауфен, герцог Швабский. К 1138 году Вельфы оказались самым могущественным германским родом, имевшим огромные владения. Однако, несмотря на то, что сам король Лотарь незадолго до смерти передал Генриху Вельфу знаки императорского достоинства, князья в 1138 году избрали королем не его, а нашего героя Конрада, ставшего новым императором Конрадом III, правда, без одобрения папы.
Вельф не смирился, и разразилась война. По всей Саксонии прокатились убийства, разбои и пожары. Сам Генрих поучаствовать как следует в ней не успел, поскольку был отравлен, оставив наследником малолетнего сына Льва на попечительстве брата Льва Фридриха, но он был не чета своему покойному воинственному брату. К тому времени, когда Конрад III осадил Вайнсберг – родовой замок Вельфов в Баварии, армия Фридриха Вельфа уже была полностью разгромлена. Что делает полководец после сдачи замка или города? Отдает замок на разграбление, а его защитников – на поругание своим солдатам. Все так, но Король Конрад III уже успел вжиться в роль монарха. Он решил поступить по-королевски и проявить неслыханную милость. Он объявил, что все мужчины – защитники замка будут казнены за сопротивление законной власти, а женщины и дети могут его покинуть, взяв с собой все самое дорогое. Каково же было изумление короля, когда он увидел, как из раскрывшихся ворот крепости показалась длинная вереница женщин, которые, согнувшись под несусветной тяжестью, несли на своих плечах своих мужей.
По другой легенде, королю Конраду было доставлено послание, в котором женщины надеясь на королевскую милость, просили разрешить им покинуть замок на рассвете и взять только то, что они смогут унести на спине. Король проявил милосердие и позволил детям и женщинам покинуть замок.
Велико было удивление короля, когда он увидел цепочку женщин, несущих на спине своих мужей и юных дев, несущих своих братьев или отцов. Королевское слово нерушимо, и Конраду III пришлось уступить.
Был ли это чей-то хитрый замысел или великая сила любви, объединившая женщин для спасения своих любимых? Достоверно мы не узнаем об этом уже никогда. Слишком велика пропасть времени между нами.
Вот, что нам говорит Кельнская королевская хроника:
«…Год 1140. Король (с марта 1138 года королем официально был Конрад III) осадил крепость герцога Вельфа Баварского, называемую Винесберг, и подчинил её. При этом находившимся там дамам и остальным женщинам по королевскому согласию было дано разрешение взять с собой столько, сколько они смогут унести на плечах. Они же, думая о верности своим мужьям, а также и о спасении остальных, оставили свою утварь и вышли, неся на плечах своих мужей. Когда же герцог Фридерих посоветовал не позволить этого, король сказал, одобряя хитрость женщин, что не подобает заниматься толкованием королевского слов…»
Многочисленные позднейшие источники уточнили, что в ответ на предложение своего брата Фридриха воспользоваться столь явным же нарушением если не буквы, то духа достигнутой договоренности о капитуляции король якобы произнес свою историческую фразу: «Королевское слово дается лишь однажды и не может быть отменено». Этот эпизод вошел в историю под названием «верные жены Вайнсберга».
История о верных женах Вайнсберга впервые упоминается в хронике за 1170, хотя не исключено, что это всего лишь переложение другой знаменитой истории, случившейся в Северной Италии в 1160. Тогда при осаде Кремоны Фридрихом Барбароссой последний также позволил жителям покинуть город, унося на себе свои вещи, и одна женщина оставила дома деньги и драгоценности, чтобы вынести из города своего тяжело больного мужа.
С тех пор вплоть до XVI века, замок находился под властью Гогенштауфенов. Время не пощадило стены замка, постепенно они превратились в руины.
Осталось сказать несколько слов и о дальнейшей судьбе Конрада III. Ему так и не удалось получить из рук папы вожделенную корону императора Священной Римской империи. Он принял участие в бесславном Втором крестовом походе, потерял старшего сына, а с его смертью и единственную надежду сохранить престол за своими детьми, и в 1152 году скончался, успев, правда, совершить перед кончиной деяние, которое многие называли потом самым значительным за все годы его правления: определил своим преемником племянника, сына своего брата Фридриха, того самого, хорошо известного нам ярого поборника буквы закона в приключении у ворот замка Вайнсберг. Этим племянником был — Фридрих Барбаросса. Думаю, что нет причин объяснять, кто это.