У каждого знаменитого камня своя судьба: путь проклятия для «Блю Хоуп», море крови для легендарного «Санси», окутанным тайной как «Ложечник». «Регент» в этом ряду стоит как бы отдельно. Этот редкой красоты алмаз, считавшийся в XVIII в. «самым прекрасным из известных» благодаря своему весу, чистоте и форме огранки. Камень с душой авантюриста и его история такая же: сияющая и авантюрная одновременно.
В 1701 году на руднике Голконды (средневековом государстве, расположенном на территории современной Центральной Индии), расположенном на берегу реки Кришны, старатель-индиец нашел необыкновенно большой алмаз. Ах, легендарная Голконда! В этих местах когда-то нашли «Шах», «Орлов» и «Блю Хоуп». Надо сказать, что старатель был рабом. Он сразу понял, что такая находка может помочь освободиться от рабства и вырваться на свободу. Разумеется, что пронести камень мимо охраны в открытую он не мог, а потому покалечил себя, нанеся глубокую рану на бедре. Надсмотрщик все равно заставил его работать дальше, хотя и дал ему кусок полотна для перевязки.
Когда наступил вечер, раб спрятал алмаз под повязку и благополучно вынес его с рудника. Камень сразу показал свой непростой нрав. Счастья и долгожданной свободы он индийцу не подарил. Невольник предложил камень одному капитану корабля в обмен на обещание вывезти его из страны. И еще за камень индиец попросил небольшой денежный задаток, чтобы можно было прожить первое время.
Заманив невольника на корабль, англичанин отнял у него алмаз, весивший тогда около 410 каратов, а невольника-индийца, выйдя в открытое море, попросту выбросил за борт. Камень же капитан продал богатому купцу по имени Джамхунд, но полученные деньги вору-шкиперу не пошли впрок: быстро промотав их, он впоследствии повесился.
Купец Джамхунд в свою очередь продал драгоценный камень за 20,4 тысячи фунтов стерлингов — сэру Томасу Питту (отсюда первое название алмаза — «Питт»), губернатору крепости Сент-Джордж. У сэра Питта было темное прошлое: прежде, чем стать губернатором, он был пиратом. И если губернаторство бывшие дружки ему еще как-то могли простить, то приобретение алмаза в 410 каратов — никогда. Томас Питт стал обладателем огромного алмаза и огромного количества проблем. Его прошлые друзья пираты, узнав о приобретении Томаса, стали высказывать пожелания о дележке такого большого имущества.
В 1710 году сэр Питт возвратился в Англию, а слух о приобретенном им алмазе уже достиг ушей лондонских обывателей. Страх расставания с алмазом был навязчивым и страшным, со временем, превратившимся в устойчивую манию. Бывший губернатор Томас Питт выбрал путь одиночества и скрытности.
Он не расставался с алмазом, и каждый раз, когда раздавался стук в дверь, был начеку, постоянно менял места жительства, порвал отношения с друзьями, делал всё, чтобы его невозможно было выследить. Ему никогда не доводилось провести две ночи подряд под одной крышей, и он никогда не оставлял известий о местах своего пребывания, постоянно меняющихся.
Слухи о том, что сэр Томас Питт приобрел дивный алмаз нечестным путем, продолжали распространяться. Пытаясь оправдаться, Томас Питт описал всю операцию купли-продажи, проведенную с Джамхундом, в «Европиен мэгэзин». Владелец камня отчаянно отбивался от обвинений в нечестности, требуя опровержений. Даже после его смерти (в 1742 г.) позорящие Томаса Питта слухи не утихали. Его наследники настояли на публикации писем бывшего губернатора в лондонской «Дейли Пост».
Томас Питт понимал, что охотники за алмазом не оставят его в покое. Ему удалось найти ювелира, который согласился тайно огранить камень — Джозефа Коупа. Искусный мастер работал над камнем около двух лет, получив за свой труд 5 тысяч фунтов стерлингов, что для начала XVIII века было абсолютным рекордом вознаграждения резчика и шлифовальщика. Алмаз потерял в весе, от него осталась всего только треть (140,5 карат), но превратился в совершенный бриллиант, один из самых прекрасных на свете.
Стоило ли ломать из-за него жизнь, превратившись в загнанного зверя? Вопрос спорный. Томас Питт устал прятаться. Ему отчаянно нужны были деньги и спокойная жизнь.
В 1717 г. лондонский ювелир Айзек Эбендена предложил бриллиант регенту Франции герцогу Орлеанскому, который приобрел камень для малолетнего короля Людовика XV. С этой поры за алмазом закрепилось имя «Регент».
Герцог Орлеанский привык разбрасываться деньгами, удовлетворяя собственные прихоти. За несколько лет его регентства казна Франции была опустошена, страна оказалась на грани финансового краха. Выплаченная за бриллиант сумма составила 3 миллиона 375 тысяч франков. Только тогда сэр Питт наконец-то освободился от своего бесконечного кошмара.
Позже бриллиант признают королевским сокровищем, национальным достоянием Франции. В 1722 г. он был вделан в корону Людовика XV. Его сын понизил статут камня: говорят, что «Регент» вставили в бронзовую чернильницу короля, но такое «унижение» продолжалось недолго. Королева Мария-Антуанетта носила его в заколке, удерживавшей ее роскошную шляпу из черного бархата.
В 1791 году началась инвентаризация драгоценностей французской короны, которая проводилась по решению Учредительного собрания Франции. Она продолжалась до августа 1792 года, а проводили ее самые знаменитые ювелиры страны, которые оценили стоимость этого бриллианта уже в 12 миллионов франков. В течение всего времени инвентаризации, каждый вторник нового месяца, королевские драгоценности выставлялись для всеобщего обозрения под самой строгой охраной.
Вместе с другими драгоценностями бриллиант находился в Лувре, в королевском хранилище Гард-Мебль.
После народного восстания в августе 1792 года и захвата парижанами королевского дворца Тюильри выставка была закрыта. Коммунары опечатали двери кабинета, где были размешены корона, скипетр и другие регалии Бурбонов; золотой сундук, подаренный кардиналом Ришелье Людовику XIII; знаменитая золотая ваза весом 245 килограммов; алмазы, рубины, изумруды и другие драгоценные камни королевской сокровищницы.
Утром 17 сентября 1792 года три стражника, назначенные Коммуной, во время осмотра вдруг обнаружили, что печать сломана. Замки оставались целыми и невредимыми, но помещения были опустошены, и все сокровища Бурбонов исчезли.
Подозрение сразу же пало на самих стражников, и они были взяты под арест. На них писались доносы, но даже самые суровые допросы не дали никаких результатов. И вот в очередном из анонимных доносов был указан тайник в аллее Вдов на Елисейских полях. Однако это было одно из многих указаний, какие поступали в полицию со времени похищения. Сами полицейские уже устали от бесконечных обысков и раскопок, но на этот раз появилась надежда, так как тайник был описан довольно точно. И надежды эти сбылись. Через 15 месяцев после похищения, в выгребной яме в аллее Вдов были найдены «Регент» и знаменитый кубок из агата и оникса.
Невиновные стражники были освобождены, но возникло новое подозрение, что ограбление — дело рук врагов Парижской Коммуны. Некоторые даже стали думать, что унтер-офицер, ответственный за охрану королевской казны, сам запустил в нее руки. Подозрение это еще больше усилилось тем обстоятельством, что именно он нашел «Регент» и знаменитую вазу. Парижане даже дали этому унтер-офицеру прозвище «Агат».
Однако вскоре были схвачены настоящие преступники. Главарь банды с четырьмя соучастниками были приговорены к смертной казни, а остальные члены банды к длительным срокам тюремного заключения.
Надо сказать, что нашли весьма кстати. «Регент» не раз служил Наполеону (и в годы-консульства, и в бытность его императором), когда тому срочно требовались деньги для организации очередного военного похода. А деньги императору нужны были ой, как часто! Для начала «Регент» был послан в залог берлинскому банкиру Трескову, как обеспечение 4 000 000 займа. Едва вернувшись из Берлина, «Регент» снова отправился в путь, на этот раз в Амстердам, к банкиру Ванденбергу. Идея использования драгоценностей короны для получения средств на содержание 14 армий очень понравилась Наполеону. Он сделал ее существенной составляющей своей финансовой политики.
Наполеон приказал вставить камень в рукоятку церемониальной консульской шпаги, которая была частью парадного костюма первого лица государства. Само собой разумеется, что эта шпага носила скорее сувенирную функцию, а потому, к счастью для Франции, в Россию император ее с собой не взял. Прихотливая судьба! Кто знает, что случилось бы с алмазом в России, и не стали бы мы обладателями еще одного раритета.
После крушения империи Мария – Луиза — супруга поверженного императора, покидая Париж, прихватила с собой драгоценности короны, в том числе и парадную шпагу, полагая, что в случае задержания обыскивать ее, как царственную особу не посмеют. Вот только с «Регентом» возникли проблемы. Трудно было спрятать на женском теле шпагу. Тогда беглянка приказала мсье Меневалю, офицеру свиты, разломать злополучный предмет на куски; рукоятку с «Регентом» Мария-Луиза спрятала под своим плащом. Ее задержали.
У Марии-Луизы отобрали не только драгоценные камни французской короны, но и золотые и серебряные монеты на сумму около 10 миллионов франков. Офицер, не задумываясь, сорвал с шеи женщины даже знаменитое бриллиантовое колье, личный подарок Наполеона. Словом, бриллиант остался во Франции.
Во времена Реставрации Карл X вставил «Регента» в так называемую алмазную корону, изготовленную лучшим ювелиром Франции Фредериком Бапстом. «Король-буржуа» Луи-Филипп снова отправил «Регент» в хранилище Гард-Мебль.
В революцию 1848 года, как 50 с лишним лет назад, бриллианты попытались похитить из Лувра. История любит повторяться. Только трагедия сменилась фарсом: когда толпа разбушевавшейся черни ворвалась в Лувр, предупрежденная Национальная гвардия успела спрятать драгоценности в карнизы каминов, а погромщики, искуснонаправляемые смотрителем, «случайно» наткнулись на винный склад. Началась безумная пьянка, которая длилась всю ночь. Когда на следующее утро в Лувр вошли войска, они обнаружили в винных подвалах трупы 12 упившихся насмерть грабителей. Остальные в невменяемом состоянии были развезены по тюрьмам.
Через несколько лет уже Наполеон III приказал вставить «Регент» в диадему своей жены. Правда, диадема эта редко видела белый свет: во времена Второй империи ее вместе с другими драгоценными камнями хранил в личном сейфе Тьерри, доверенное лицо монарха; позднее сокровища французской короны перекочевали в подвалы министерства финансов.
С началом франко-прусской войны 1870— 1871 гг. «Регент» и остальные драгоценности короны было решено вывезти из Парижа. Их упаковали в ящик с устрашающей надписью: «Специальные снаряды» и отправили на главную французскую военно-морскую базу в Брест. Крейсер, на который погрузили «снаряды», должен был находиться в полной готовности к выходу в море и далее держал бы путь в Сайгон.
Морского путешествия не потребовалось. После заключения мира бриллианты вернулись в Париж, где их поджидала очередная напасть. Разоренной войной республике нужны были деньги. Некоторые депутаты Национального собрания предложили правительству легкий путь решения финансовых затруднений: продать драгоценности короны. Оценивала камни особая комиссия специалистов. Известные ювелиры братья Бапст, изо всех сил противились продаже исторических бриллиантов, в частности «Регента». И благоразумие победило: исторические камни были переданы в музеи. «Регент», стоимость которого составила до 2/3 общей стоимости всех драгоценностей, попал в Лувр.
В 1940 г., когда немцы приближались к Парижу, «Регент» отправили в замок Шамбор, где его спрятали за каменной панелью стены. Там он и хранился всю войну. После ее окончания камни вернули в Лувр, и теперь «Регент» тихонько дремлет в Аполлоновой галерее знаменитого музея.