Сегодня поговорим про уличное искусство. Грань между банальным вандализмом и искусством всегда очень размыта и вызывает много споров. Раскрашенный поезд метро — это вандализм? Наверное да. А работа Бэнкси на стене, это вандализм? Наверное искусство, которое давно и успешно продается на аукционах за миллионы долларов. А раньше Бэнкси бегал от полиции, как и многие другие художники. В общем, графити и различные инсталляции давно стали частью современного города и Лондон можно смело считать столицей уличного искусства. Многие улицы давно превратились в галереи под открытым небом, где экспозиция меняется чуть ли не каждый день. Вот по таким улицам мы и прогулялись с Константином. Я сделал фотографии, а он подписи к ним. Смотрите, как круто в Лондоне:
«Важнейшим из искусств для нас является кино стрит-арт! Лондон — не только Кэпитал оф Грейт Британ, но и самый настоящий кэпитал оф стрит-арт. Правда, места надо знать. Я уже год как в свободное от работы время изучаю Лондон вдоль и поперек и вожу туры для тех, кому не все равно, где они живут. Один из таких туров у меня посвящен стрит-арту.
На востоке Лондона, в районе Шордич, на главных улицах почти не осталось живого места. Стрит-арт живет своей жизнью. Каждую неделю там появляется масса новых работ. Какие-то быстро пропадают, какие-то «висят» годами.
Например, работа El Mac — американскиго художника. Он рисует от руки (то есть без трафаретов). За почти два десятилетия рисования на стенах сформировал свой абсолютно уникальный стиль — плавными полупрозрачными линиями. Причем если вы когда-либо пробовали рисовать аэрозолем, то вы знаете, что получается что угодно, только не прямые и ровные линии. Подтеки — пожалуйста. Неровности — сколько угодно. Полосочки разной толщины — миллионами. А вот ровные плавные линии, идущие параллельно друг другу, красиво пересекающиеся, сливающиеся и образовывающие потрясающие тени — это мастерство.
Мексиканский крестьянин (его, понятное дело, Хосе зовут) остается нетронутым с лета 2011 года.
Стрит-арт сейчас — это не только аэрозоль и балончики. Рисовать можно чем угодно и как угодно.
Португалец Vhils, например, работает перфоратором, долотом, отверткой, а иногда даже динамитом, буквально выдалбливая в стене свое произведение искусств.
Мимо стрит-арта в исполнении Vhils можно легко пройти мимо, не заметив лицо на обшарпанной стене. Но стоит это увидеть однажды, и вы уже его никогда не забудете.
Одна из его работ кстати находится в Москве на Саввинской Набережной.
Небольшое видео о том, как надо со стенами обращаться.
Vhils — Deconstruction from Arrested Motion on Vimeo.
Работы в исполнении ирландца Conor Harrington — это почти всегда парадная военная форма, мужские фигуры, полные пафоса, достоинства, величия и маскулинности. Все это довольно органично вписываются в городскую среду, надо сказать.
Обратите внимание, что на большинстве работ Конора лиц героев не видно. Иногда они якобы случайно закрашены другой стрит-арт работой.
Иногда на лицо якобы падает тень.
А иногда и вообще выглядит все так, как будто над стеной поглумилась школота, вместо усов пририсовав дакфейс.
На самом деле — это у Конора был период творчества такой. Он всячески раскрывал тему анонимности в стрит-арте. Его всегда забавлял тот факт, что люди могут годами ходить мимо работ уличных художников, видеть их художества в разных частях города, даже узнавать стиль — и при этом совершенно ничего не знать о самих стрит-арт художниках. Не видеть их лица.
В данном случае кстати работа — это так называемый collaboration (то есть совместная работа) с Ronzo (монстрик слева, у которого, как у Кутузова, семь нянек).
А это одна из последних работ Конора. Здесь как раз все наоборот — Конор рисует исключительно лицо. А все вокруг лица — дело рук Maser, коллеги по стрит-арт цеху.
Обратите внимание на подтеки. Конор часто поливает свои работы растворителем, снимая таким образом налет гламура со своих пафосных героев.
А это — работа французского художника. Он себя называет Invader. И работает он… кафельной плиткой, раскрывая тему космоса. В данном случае, соответственно, знаменитая сцена из «Звездных Войн» 🙂
Надо сказать, что Invader без промаха бьет в сердца хипстеров, у которых детство прошло в кинотеатрах за просмотром этой сцены, а юношество — за компьютерными играми примерно с такой же графикой 🙂
Большинство работ Invader — вот такого формата. Рисунки инопланетян из культовой компьютерной игры Space Invader начали появляться на улицах Парижа в конце 1990х. С тех пор пришельцами в одной только Франции захвачен 31 город 🙂
Динозаврик справа — уже знакомый вам Ronzo.
Когда оторветесь на фото 12 от писающих мальчиков, посмотрите наверх. Там в любимом цвете Пэрис Хилтон — еще одна, на этот раз объемная работа Ronzo. Сам автор называет этого розового монстрика Кранчи — уменьшительно ласкательное от credit crunch. Так официально именуют в Британии текущий экономический кризис. Кранчи, по задумке автора, является талисманом этого кризиса (а вам сочинские талисманы не нравятся!). Маскот, который жрет наши деньги с утра и до вечера.
Красно-черно-кремовая работа под Кранчи — это крутой американский стрит-арт художник — Shepard Fairey. Вы абсолютно все знаете его самую культовую работу — портрет Обамы с надписью HOPE. Самые глазастые поклонники стрит-арта уже, наверное, заметили еще одну его работу на фото чуть выше. Потом в комментах подскажу, кому интересно.
ROA рисует невероятной величины и красоты монохромных животных.
Стрит-арт — это еще и орудие пролетариата 🙂
В Лондоне пока еще не дошли до летающих дворников, срезающих элементы политической пропаганды. Зато художники довольно умело подделывают плакаты Консерваторов 🙂
Смотрите, как качественно логотип вписали 🙂 Усы, очки и йух на лбу — уже кисти другого художника, кажется 🙂
Вы, конечно же, спросите: «Простите, уважаемый! А где же Бэнкси?»
От Бэнкси в Шордиче уже остались одни рожки да ножки. Когда-то давно на стекле этой машины покровитель стрит-арт движения всего мира нарисовал смерть со смайликом, но боковое стекло украли.
Бэнкси сейчас стал настолько популярен, что в Лондоне буквально выпиливают целые стены с его работами. Последний кусок стены ушел на аукционе за 1.1 миллиона долларов.
Так что Бэнкси в Лондоне уже почти не осталось.
Но не Бэнкси единым жив стрит-арт.
Есть,например, еще Escif. Простые, на первый взгляд, работы, но чем больше смотришь, тем больше чувствуешь. Черную фигуру не сразу все замечают.
Модные жители восточного Лондона мимо работ SmugOne в стиле соцреализма фотореализма 🙂
Стрит-арт становится все более и более международным движением. Самые культовые художники бесконечно ездят по всему миру и разрисовывают стены на всевозможных стрит-арт фестивалях.
Это, например, работа китайца DalEast. Он чаще всего изображает животных из металлической стружки. Эта работа не самая удачная, мне кажется. Якобы тигр, прыгающий в воду. Фирштейн?
А эта — уже поинтересней.
С215 — это невероятно плодотворный француз. Изрисовал портретами людей и кошечек почти всю Европу.
Не менее плодотворный и с очень похожей техникой — британец Paul Don Smith.
Тот ни одной улицы уже не оставил. И ни одного информационного повода не пропустил — Юбилей Королевский? Держите! 200 лет Диккенсу? Пожалуйте на стену, дорогой Чарльз 🙂
Золото выиграла на Олимпиаде британская легкоатлетка? Полезай на стену 🙂
Paul Don Smith реально ничем не брезгует. Мона Лиза — да пожалуйста! Скайлайн Лондоне — да сколько угодно 🙂
Ну и техника позволяет воспроизводить работы на каждом углу. Дон рисует трафаретами, заканчивая работу уже в ручную.
Stik — это образец минимализма в стрит-арте. Все работы Стика — это человечки. Здесь нет ничего кроме четырех конечностей, круглой головы, двух глаз и туловища. При этом моментально понимаешь, как себя чувствует этот человечек. Удивительно, насколько можно таким простым героям приписывать неуверенную осанку, пугливый и осторожный взгляд и настороженность.
Или наоборот 🙂 Предельную расслабленность, детскую непосредственность и где-то даже уверенность в себе 🙂
Stik — всемирно признанный художник, колесит по миру, рисует своих человечков на стенах лучших городов мира. Сейчас уже не верится, что еще совсем недавно он почти десять лет в буквально смысле прожил на улицах Лондона. Без дома.
И это кстати в стрит-арте не уникальный случай. Автор следующей работы, например — JimmyC, еще один человек, по-настоящему знающий, что значить спать на улице. Правда, бездомным JimmyC был в Австралии. Но все равно. Думаю, что немногие могут вернуться к нормальной жизни, оказавшись на улице.
Стиль работ JimmyC кстати — это дань австралийским традициям. Одна из техник рисования аборигенов — это как раз работа с точками.
В Лондоне культура парковки на десятилетия обгоняет Москву, но все же иногда оставляет желать лучшего.
Рекламное агентство в Шордиче креативно подошли к раскрытию темы «Парковка запрещена» 🙂
Московским властям надо перенимать лондонский опыт по-хорошему. Британские ученые уже давно вывели специальный вид голубей 🙂
Да и прохожие с машинами не церемонятся 🙂
Культовый граффити персонаж — Бен Айн (Ben Eine), человек, который десятилетиями бегал от полиции, а потом с таким же энтузиазмом бегал от аукционных домов, арт галерей и журналистов, когда одну из работ Бена подарил Обаме Премьер Министр Британии. Все «искусствоведы» тогда резко рассмотрели в Бене художника и точно решили, что Бен — это новый Бэнкси.
А это, не поверите, Надя Толоконникова из Pussy Riot 🙂 Замечательная серия нью-йоркского художника по имени Dan Witz о политзаключенных мира. Работа находится на одной из обычных дверей Лондона. И только если встать под определенным углом и внимательно присмотреться, то за решеткой видно лицо Нади.
Абсолютно потрясающая работа Phlegm. Это британец, родившийся в индустриальном Кардифе и переехавший в не менее индустриальный Лестер. Поэтому многие из волшебных миров Phlegm украшают стены заброшенных заводов Королевства.
Источник