Парижский аукционный дом Tajan в понедельник, 12 декабря, объявил, что обнаружил ранее неизвестный рисунок Леонардо да Винчи, на котором изображен святой Себастьян, привязанный к дереву. Это первая работа, атрибутированная Леонардо за последние 15 лет. Эксперты оценили рисунок в 15 миллионов евро. Произведение принадлежит французскому пенсионеру, чье имя не разглашается; подробно об этой находке рассказывает The New York Times.
В марте 2016 года вышедший на пенсию врач нанес визит в аукционный дом Tajan; он приехал в Париж, чтобы показать экспертам более десятка произведений искусства —14 рисунков. Все работы — из семейной коллекции, собранной его отцом. Первым их увидел глава отдела старых мастеров Tajan Таде Прате, который сразу обратил внимание на один рисунок — изображение святого Себастьяна, привязанного к дереву (19 на 12,7 сантиметра).
Найденный рисунок «Святой Себастьян», 1482–1485 гг.
В комментарии The New York Times Прате вспоминал, что куда-то спешил в тот день, но сразу понял, что перед ним рисунок XVI века, требующий более тщательного анализа. Прате показал рисунок независимому эксперту, специалисту по старым мастерам, который определил, что его нарисовали левой рукой (Леонардо да Винчи был левшой); более того, на обратной стороне листа были два маленьких схематичных наброска тени от свечи и надписи. Тогда двое специалистов и решили, что перед ними может быть рисунок Леонардо да Винчи.
После этого в Tajan решили посоветоваться с куратором Метрополитен-музея Кармен Бамбах, одним из самых авторитетных специалистов по искусству Возрождения, экспертом по итальянской и испанской гравюре. В 2003 году Бамбах проводила в Нью-Йорке большую выставку графики Леонардо да Винчи, на которой были представлены два рисунка святого Себастьяна-мученика из музеев Гамбурга и Байонны. Это два из восьми изображений святого Себастьяна, перечисленных в «Атлантическом кодексе» — собрании из 1119 страниц чертежей, записей и рисунков, сделанных Леонардо да Винчи, которое хранится в миланской Амброзианской библиотеке. Бамбах призналась, что когда впервые увидела парижский рисунок, то у нее глаза полезли на лоб; он очень похож на гамбургский вариант, где тоже есть оптические исследования и надписи на обратной стороне листа.
Обратная сторона листа
Кармен Бамбах заявила The New York Times, что авторство Леонардо бесспорно — и это замечательное открытие, несмотря на то, что провенанс работы до XX века неизвестен. Она считает, что найденный рисунок — самый интересный из всех трех набросков, предположительно сделанных Леонардо в процессе работы над картиной (вероятно, впоследствии утерянной). На рисунке видно, как художник исследовал фигуру и каким образом менялись его идеи во время работы.
Обнаруженный «Святой Себастьян» датируется 1482–1485 годами и относится к раннему — миланскому — периоду в творчестве Леонардо. Тогда была написана его первая «Мадонна в скалах», которая сейчас хранится в Лувре.
Известно, что в Лувре найденный рисунок тоже исследовали, однако никаких официальных заявлений музей по этому поводу не сделал. Тем не менее, Кармен Барбах надеется, что работу приобретет один из французских музеев. По закону Франция имеет право объявить рисунок национальным достоянием и наложить запрет на его вывоз за границу — в этом случае в течение 30 месяцев власти должны будут собрать деньги на выкуп произведения искусства. Tajan оценил рисунок в 15 миллионов евро.
Найденный «Святой Себастьян» — первое произведение, атрибутированное Леонардо да Винчи с 2000 года. Тогда на Sothebyʼs выставлялась крошечная работа, которую также изучала Барбах. Рисунок был продан ниже оценки — примерно за 520 тысяч евро. Рекорд аукционной стоимости на графику Леонардо был установлен в 2001 году — его набросок с всадником ушел на Christieʼs за 11,5 миллиона долларов.