Милан не только столица модной одежды, но и изящных надгробий…
Монументальное кладбище в Милане – как музей погребального романтического искусства, в котором собраны творения лучших скульпторов Италии. Каждый оперный певец мечтает выступить в театре Ла Скала, а мечта каждого итальянского скульптора — создать надгробие для Монументального кладбища Милана.
Торжественное открытие кладбища состоялось в Новый год — 1 января 1867 года. Вот вам и поздравление — с Новым годом, с новым склепом. Мне посчастливилось прогуляться там прошлой осенью…
Кладбище было спроектировано в 1864 году для захоронений за чертой города. Первое торжественное погребение состоялось 2 ноября в 1866 году при присутствии мэра города Антонио Беретты.
Этой чести удостоился композитор Густаво Носеда, умерший несколько месяцев назад. Его тело перевезли из кладбища Porta Magenta. До дня официального открытия (с ноября по конец декабря 1866 года) на новом Монументальном кладбище Милана было произведено 16 захоронений.
Это место вызывает восторг, каждая скульптура – печальный шедевр. Здесь нет гнетущего впечатления, только покой и красота.
Всего на кладбище около 14 700 захоронений…
На входе в кладбище расположен мавзолей Фамедио (Il Famedio), место захоронения выдающихся личностей Италии. Название Фамедио происходит от латинского «famae aedes», или «храм славы». Мавзолей состоит из объемной конструкции неоготического стиля из мрамора и кирпича, изначально предназначенной для церкви. Фамедио строился несколько лет 1875-1889 года. Первыми обитателями Фамедио стали писатели Алессандро Мандзони и Карло Каттанео, которые умерли несколько лет назад.
Фамедио (Il Famedio)
Мавзолей в XIX веке
Алессандро Мандзони автор романа «Обрученные». Это грустная история со счастливым концом о разлуке влюбленных, которые оказались в Милане во время чумы.
Писатель Алессандро Мандзони
С популярным итальянским романистом связана легенда после его смерти. Когда во время ремонтных работ в 1960 году гроб с телом писателя открыли, рабочие увидели, как из-под крышки струится яркий свет. Мистика? Нет, химия и физика. Светились испарения скопившегося в гробу фосфора, это вещество образуется при разложении костей и бывает причиной появления огоньков на ночных кладбищах.
Другое чудо — тело писателя умершего 80 лет назад осталось нетленным, потому что было забальзамировано при захоронении.
Для захоронений знатных господ и выдающихся личностей на кладбище в Милане применялась техника мумифицирования. Итальянец Паоло Горини применял свой метод мумификации умерших. Его метод так и остался секретом.
Для чести быть захороненным в Пантеоне существует три вида заслуг граждан перед обществом:
1. Выдающиеся (которые преуспели в литературных, художественных и научных делах);
2. Достойные (которые своими действиями дали престиж и славу городу);
3. Выдающиеся в истории (те, кто внес вклад в единство и национальное развитие).
Помимо своих заслуг кандидат должен быть уроженцем Милана или долгое время прожить в этом городе.
Для прогулки немного мистических стихов итальянских поэтов XX века (перевод © Андрей Бикетов)
Альда Мерини
У гения скульптуры в галерее
Есть ваши лица из резного камня.
Они почили на моих руках,
Свидетельства угаснувших желаний.
И, стоит мне ребёнком оказаться,
Воспоминания застынут на коленях,
Ведь кто ещё заплачет по тебе?
Душа нависла стелой надмогильной.
Марио Поцци
Исчезла скорбь, терзавшая напрасно.
Великой памятью наполнились холмы.
В затмении луны след меланхолий,
И в блеске звёздном, в тверди, что считают
Магнитным диском, точкой наводнений.
Былые чувства схлынули волнами
В проклятый ад.
Мечты колеблются поодиночке,
Они собрались под пятой молчанья,
В луче звезды.
Ты — радужка приятельского глаза.
Уж спутали рождение тумана
В искрящемся незримой болью свете
С влиянием теней, что нас связали
С порогом тьмы.
Марио Поцци
Беглец явился, он унял тревогу,
Что донимала, при луне прогулки,
Ночные поиски в долине, верно, тени
Стремятся под покров затишья, за пределы,
Туда, где лучше и спокойней быть;
И эта боль донельзя оголяет
Всю нашу бесконечность из реалий,
Всплывающую в очевидных снах,
Жестокое, щетинистое время
Играет до заветного финала.
И прошлое убежищем слывёт,
Оставшийся в живых вновь ощущает,
Как кровь удушьем поднялась со дна.
Она застынет криком на пределе
Других орбит,
Где каждая слеза, что вы прольёте,
В моих упрямых жилах растворится,
А тот беглец вам всех метаний не простит.
Эудженио Монтале
Жизнь по привычке сложена в стеллажи,
Важным секретом мы связаны меж собой:
Тот, кто, казалось, несчастью не принадлежит,
Уж задохнулся, повешенный вниз головой.
Время струится потоками с гулких плотин,
Ваша судьба — подписанный договор,
И на его поверхности память чертой,
Переходящая в тёмные пятна ложбин,
Где нарочито вы машете с давних пор
Ветвью зелёною перед стенной суетой.
Вы избегаете длинных речей от немых,
А ведь немые поддерживают меня.
Вам говорят про клубящийся дым вдалеке,
Дымка мечтательности застилает умы.
Воды, текущие с рёвом, объединясь,
Шумно встречают прилив на вскипевшей реке.
Вы по привычке шатаетесь в пустоте,
Вспышка разрыва по серому полотну.
Сонный буксир гудками течений тех
Гонит к туманам нахмуренным тишину.