С моего балкона видно верхушки двух необычных башен круглой формы, одна из которых жилая, а вторая стоит пустая. Cтоит эта заброшенная башня давно, с 70-х годов. С того момента, как я увидел это здание, мне стало очень интересно узнать, какая история у этого дома и почему его строительство так никогда и не было завершено.
Начало истории уходит в 60-е годы, когда этот район Рио-де-Жанейро, Барра де Тижука, только начинал застраиваться. До этого времени зданий здесь не было, за исключением маленьких рыбацких лачуг.
Проект застройки нового района города был создан двумя архитекторами: Лусио Кошта и Оскар Нимайер, которые до этого уже создали и реализовали проект новой столицы Бразилии — города Бразилиа.
По задумке новый район города должен был быть построен в единообразном стиле и начаться строительством нескольких одинаковых башен, в том числе и этих двух, стоящих рядом, и носящих имена Шарля Де Голля и Жана-Жака Руссо. В каждой башне предполагалось 454 квартиры. Площадь этажа была разбита на 13 модулей, и продавались квартиры, состоящие из двух (31 кв,м.), шести(173 кв.м) и семи модулей (218 кв.м).
Реклама в одном из газет, описывающая преимущества нового района, макет строящихся зданий, а также схемы квартир.
Схема этажа с изображением тех самых тринадцати модулей.
С самого начала проект столкнулся с рядом сложностей, начиная с бюрократических препятствий, касающихся необычной круглой формы здания (на тот момент законодательство не предусматривало регистрацию таких необычных форм) и заканчивая сомнениями в желании потенциальных покупателей жить в доме с отсутствующими прямыми углами. Однако финальным фактором, остановившим строительство башни Жана-Жака Руссо в 1972 году, стало обнаружение того, что материалы, из которых строилось здание, не соответствуют нормам строительства.
Глобальный проект со строительством множества однотипных зданий также осуществить не удалось, так как, в отличие от новой столицы Бразилиа, которая была построена на пустом месте с чистого листа, у местных земель было множество собственников, и большинство из них предпочли не усложнять себе жизнь не типовым строительством, выбрав к реализации обычные прямоугольные многоквартирные дома.
На момент заморозки строительства уже удалось продать часть квартир, а девелопер строительства, Mucio Athayde, воспользовавшись дырами законодательства, переложил права собственности на покупателей, которым с того самого момента пришлось начать оплату ежегодного налога на собственность, в которой они не могут жить, но оплачивают этот налог и по сей день.
Предпринимались попытки возобновить строительство, и тот самый директор компании-застройщика даже смог продать еще часть квартир в 1980-х годах, доведя общее количество проданных квартир до 250. Однако никакие работы не возобновились, и даже возникли подозрения, собирался ли Мусио вообще продолжать строительство.
В 2004 году в башню заселились около 300 бездомных и прожили там около месяца, пока полиция под давлением собственников жилья не выселила новых проживающих. С тех пор у здания появился охранник, который каждый день дважды пешком обходит все 37 этажей здания с проверкой.
Именно инцидент с нелегальным заселением и запустил цепочку событий, который позволили компании застройщика объявить себя банкротом и отстраниться от этого проекта окончательно. Сам Mucio Athayde умер в 2010 году от старости.
В этом же 2010 году голландские художники Wouter Osterholt и Elke Uitentuis решили основать проект, посвященный этой истории, состоящий из множества составляющих частей: сайт, музей, кинофильм. Планировались интервью с собственниками и размещение их историй в каждой из недостроенных квартир. Однако эта часть проекта пока не осуществлена, а с сайта в данный момент пропали все материалы, осталась лишь мрачная заглушка.
Жильцы дома (или их потомки, так как некоторые покупатели уже умерли) объединились в Ассоциацию покупателей жилья в Torre H (именно так называется эта башня по строительным документам), и пытаются добиться окончания строительства башни или иных вариантов разрешения ситуации. Сейчас они возлагают большие надежды на Олимпиаду, полагая, что наличие этой башни практически в центре Олимпийского района бьет по репутации принимающей страны. Хотя я бы не не возлагал на это большие надежды, так как напрямую к Олимпиаде это здание отношения не имеет, а поводов для критики и так предостаточно.
Источник