Ньюбург очень странное место. Всего час езды от Нью-Йорка, а ты как будто попадаешь в совершенно другой мир. Помните такой сериал «Скользящие», герои которого перемещались по параллельным пространствам и никак не могли попасть домой. Так вот Ньюбург самое настоящее параллельное пространство. Ты сел в машину в маленьком уютном городке в Нью-Джерси, ехал по красивым дорогам и вдруг оказался в городе где история, в отличии от окружающего мира, пошла совершенно иным путем.
Тебя окружают широкие пустынные улицы, застроенные некогда прекраснейшими домами. Половина этих домов разрушена или вот вот развалится. Вокруг серость, грязь и мусор. В воздухе витают запахи сырости и марихуаны. Из проезжающих мимо машин громко орет рэп. Если на улице и попадаются люди, то ведут они себя странно и с ними совсем не хочется здороваться и даже пересекаться взглядом. Ты понимаешь, что вопрос фотографировать их или нет не стоит вообще. Лучше даже камеру не доставать. Все ощущения от прогулки по Ньюбургу можно легко уместить в одно слово: стрёмно.
Чтобы понять, что же случилось с Ньюбургом, надо немного погрузиться в его историю. Я буду максимально краток.
Первое поселение на месте будущего Ньюбурга был основан в 1709 году небольшой группой немецких переселенцев из Пфальца. В первой половине 18-го века англичане целенаправленно завозили немецких протестантов дабы развивать колонию и снизить там концентрцию католиков. Название городу дал вице-губернатор провинции Нью-Йорк Кадваладер Колден, назвав его в честь одноименного города в Шотландии. На старом городском кладбище и сейчас можно найти множество могильных плит с немецкими фамилиями датированных той эпохой. Город вошел в американскую историю, как место, где в 1782-83 г.г. располагался штаба Континентальной армии США под командованием Джорджа Вашингтона. Именно здесь он встретил победу в войне за независимость США. Именно в Ньюбурге армия была распущена. Еще была история с Ньюбургским письмом и Ньюбургским заговором, но к делу это не относится, поэтому пропустим.
Дом, где находился штаб Вашингтона. Сейчас там музей
Долгое время Ньюбург был ключевым промышленным и торговым центром на пути между Нью-Йорком и Олбани (столица штата Нью-Йорк). Оживленное судоходство на Гудзоне и выгодное положение города обеспечивали Ньюбургу стабильное экономическое развитие на протяжении многих десятилетий. Благодаря богатой общине и умелому руководству город расцвел и стал одним из самых красивых и благоустроенных на этом побережье США. Это был второй город в Америке, где появилось электрическое освещение улиц (первым был Нью-Йорк). Для этого Томас Эдисон построил в Ньюбурге в 1884 году центральную электростанцию (вторую в Америке), что сделало Ньюбург одним из первых электрифицированных городов в мире. Широкие мощенные улицы, множество церквей, большие и красивые дома, архитектуре которых позавидовали бы иные столицы. Доступные цены на недвижимость, невысокая стоимость жизни, низкие налоги и порт на Гудзоне, который мог принимать океанские суда — все это делало Ньюбург невероятно привлекательным местом для жизни и бизнеса, особенно в сравнении с дорогим и шумным Нью-Йорком. Строительство железной дороги дало очередной толчок промышленному развитию и еще больше укрепило экономические позиции города. Будущее Ньюбурга рисовалось его горожанам исключительно яркими красками.
На рубеже 19-го и 20-го веков город достиг пика своего развития. Берега Гудзона были застроены пирсами, доками, производственными и складскими зданиями. На холме выше выше располагались дома богатых граждан, коих в городе было огромное количество. За ними шли рабочие кварталы, застроенные одинаковыми, но вполне симпатичными одно- и двухэтажными домиками. В 1896 году в городе был разбит городской парк, по образцу нью-йоркского Центрального парка. От Гудзона была проложена широкая улица, названная Бродвеем и ставшая центром торговой и культурной жизни города. Ньюбургские заводы и фабрики выпускали широкий спектр продукции поставляемой по всей Америке: ткани, одежду, бумагу, муку, мыло, свечи, парфюмерию, мебель, ковры, рабочие инструменты, кирпич, машины по производству льда, водяные обогреватели, насосы, газонокосилки и даже автомобили (была такая автомобильная марка Frontenac).
Бродвей, ширина которого составляет 40 метров, что совершенно несовместимо с масштабами города. Так получилось, что в Ньюбурге я был два дня подряд. В один шел снег, а в другой все растаяло.
Благодаря уроженцу Ньюбурга Эндрю Даунингу — дизайнеру и ландшафтному архитектору, основателю американской парковой школы и автору нескольких трудов посвященных философии и стилям американских домов — город стал центром американской архитектуры второй половины 19-го века. Дома в нем строили такие именитые архитекторы, как Александр Дэвис, Фрэнк Истабрук, Кальверт Вокс, Фредерик Уитерс и другие.
В 1910 году в Ньюбурге проживало 27 805 человек (почти столько же, сколько и сегодня). В городе было 23 церкви, 1 библиотека, 5 кинотеатров, 15 автосалонов, 6 банков, 50 магазинов одежды, 30 парикмахерских, 20 аптек, 12 мебельных магазинов, 6 магазинов бытовой техники, 100 продуктовых лавок, 9 фотоателье, 66 ресторанов, 20 обувных мастерских и 21 портной.
Ньюбург в 1906 году
Вторая мировая стала последним витком в экономическом развитии города. Огромные военные заказы загрузили местные заводы и фабрики и создали дефицит на рынке низкоквалифицированной рабочей силы. Это привлекло в город множество переселенцев из черных южных штатов, в основном из Южной Каролины. После окончания войны некоторые компании перенесли свои производства в другие регионы США. Другие же, работавшие только за счет военных контрактов, закрылись. И в том и в другом случае рабочие оказались на улице. Строительство хайвея в 50-х, а позже автомобильного моста Бикон-Ньюбург отрезало город от сложившихся за многие годы экономических и транспортных связей. Если раньше путь из Нью-Йорка в Олбани пролегал через город, то теперь он шел в обход. Это лишь ускорило исход бизнеса из города. Деиндустриализация и сокращение рабочих мест привели к кризису на рынке перевозок. Сначала остановилась работа порта, а следом прекратили работу паромы соединявшие Ньюбурга с другими городами. Возить было некого и направление стало убыточным. В 1958 году с вокзала в Ньюбурге ушел последний пассажирский поезд на Нью-Йорк. Некогда радужные краски стали серыми, а город оказался на обочине истории.
Новая экономическая реальность сильно изменила Ньюбург. Его стремительно начали покидать самые богатые жители. За ними потянулся средний класс. Отток налогоплательщиков привел к кризису городской власти и дефициту в городском бюджетом. Стало сокращаться финансирование школ, полиции и пожарных. Все это привело к росту преступности и еще большему оттоку населения. Дорогие районы стали превращаться в трущобы. Брошенные хозяевами фешенебельные особняки были разграблены и разваливались. Бикон пустел район за районом. В городе остались в основном черные жители не имевшие ни образования, ни квалификации, чтобы найти новую работу, ни денег на переезд в другие места.
Не удивительно, что полиция и власти города быстро погрязли в преступных делах и коррупции, а теневую экономику города прибрала к рукам мафиозная семьи Коломбо, считавшая Ньюбург своим форпостом. На улицах начала процветать наркоторговля, а одним из самых известных предприятий города стал бордель Большой Нэл, обслуживавший солдат с соседней авиабазы Стюарт. Туда так же любили захаживать местные политики и судьи.
В 21-м веке мафию в Ньюбурге сменили уличные банды, сделавшие город лидером по числу убийств в штате. Сегодня районы города контролируются различными уличными группировками: мексиканской La Eme, пуэрториканскими Benkard Barrio Kings и Puerto Rican Latin Kings, афроамериканскими New York Bloods и Crips и еще кучей мелких. В 2011 году ФБР провело большой рейд посадив за решетку 20 лидеров банд и крупных наркоторговцев, что помогло снизить уровень насилия на улицах, но, к сожалению, не избавило город от проблем с преступностью. Благодаря латиноамериканским бандам в Ньюбурге очень популярны подпольные собачьи бои для которых используют в основном питбулей.
В 50-х в Ньюбург стали переезжать иммигранты из Пуэрто Рико, привлеченные прежде всего низкими ценами на недвижимость и нетребовательные к качеству жизни, в отличии от белых американцев. В последующие годы к ним присоединились выходцы из Мексики, Перу и Гондураса. Вместе они образовали большую испаноговорящую общину, которая сейчас составляет почти половину населения города.
Старое кладбище
Одна из центральных улиц. Из под разбитого асфальта проступает кирпич, которым когда-то были вымощены все центральные улицы.
На всех стенах поминальные надписи.
Все первые этажи когда-то были забиты лавками, магазинами, ресторанами и т.п. Сейчас все закрыто.
Если дом не разваливается, то помещения сдаются (правда их нико не снимает). Если здание разваливается, то все просто заколочено. Магазинов практически нет.
Те, что есть выглядят вот так.
Некогда фешенебельные дома в престижной части города. Единичные здания восстановлены. Множество домов или разваливается, или уже развалилось.
Красный квадрат с одной диагональной полоской — здание находится в аварийном состоянии и не пригодно для эксплуатации. Такое еще можно восстановить.
Крест на здании значит, что внутри все настолько плохо, что его надо снести. Интересно, что даже в таких домах теплится какая-то жизнь.
Местный ресторан.
Значительная часть домов выглядит вот так.
На улицах Ньюбурга очень много мусора. Причем это касается не только тротуаров за которые отвечают собственники зданий, но и проезжей части, которую по идее должен убирать город. На столбах висят знаки с графиком уборки, но судя по внешнему виду улиц убирали здесь последний раз в прошлом году.
Надо сказать, что некоторые местные жители еще те свиньи. Что мешает сложить мусор в пакеты я не знаю. Такая картина повсеместно. Как это потом вывозят мусорщики для меня осталось загадкой.
В Центральном парке Ньюбурга имени Эндрю Даунинга все не так плохо. Фонари не все разбиты, и лавочки есть. Даунинг-парк был последней совместной работой Кальверта Вокса и Фредерика Олмстеда. Для тех, кто не знает — эти люди создали Центральный парк в Нью-Йорке.
В Ньюбурге я себя ощущал примерно так же, как и белая утка на фото.
Дома с видом на парк явно не в цене у жителей Ньюбурга.
Деревья в парке, как и дома в городе — под снос.
Памятник пожарным-добровольцам в парке. Ребенка из огня они спасли, а вот город не смогли.
Пройду по Абрикосовой.
Сверну на Виноградную.
И на тенистой улице я постою в тени.
Серая пристройка сараеобразного вида это местный магазин шаговой доступности. Второй в этом районе. Первый был выше. Третьего нет. Других магазинов тоже нет. ничего нет.
Напротив обнаружился восстановленный из руин квартал. Даже несмотря на бодрый вид свежевыкрашенных домиков жить в них все равно как-то не хочется.
Посланник современной цивилизации на улице Ньюбурга.
Зеленый дворик.
В этом квартале обитаема лишь половина домов.
Догадаетесь, какая самая популярная игра на улицах Ньюбурга?
В Ньюбурге есть красивые места.
В начале 70-х власти решили провести программу обновления города и сравняли с землей всю прибрежную зону и приличную часть обветшавшей к тому моменту старой застройки. За два года в Ньюбурге было снесено более 1300 зданий. Часть старых особняков удалось сохранить благодаря нескольким активным гражданам. Одна дама из Нью-Йорка, прочитав про Ньюбург на страницах Виллидж-Войс, выкупила пять зданий на Монтгомери стрит, заплатив за каждый по 1000 долларов и спася их таким образом от разрушения. Сегодня они являются жемчужной исторического района Ньюбурга. В средине 70-х грянул экономический кризис и все планы по обновлению города так и остались планами. Каждый кризис добивал Ньюбург все больше и больше. Последний 2008 года оставил после себя 600 брошенных зданий, которые теперь находятся в собственности банков, что означает, что скорее всего их придется снести.
Крауфорд-хаус построенный богатым судовладельцем в 1834 году. На фото выше тоже он.
Уоррен-хаус построенный в 1854 году в соответствии с архитектурным проектом Даунинга. Архитектор Кальверт Вокс.
Дом сохранился лишь благодаря тому, что в нем долгое время располагалась похоронная контора.
Здания, которые спасла от разрушения дама из Нью-Йорка. Звали ее Элизабет Лайон.
Все они находились фактически в руинах и были восстановлены лишь благодаря усилиям их владельцев. История восстановления этого дома с фотографиями.
Особняк судьи Монелла 1840 года постройки. Архитектор Фредерик Уитерс, построивший в Нью-Йорке здание суда на 6-й авеню, известное сейчас, как библиотека Джеферсон-маркет.
32-комнатный особняк 1875 года постройки. Архитектор Кальверт Вокс. Судя по пожарным лестницам его, как и многие другие особняки в Ньюбурге, перестроили в многоквартирный дом.
Даже несмотря на разрушения и зачистки таких домов в Ньюбурге десятки если не сотни.
Многим еще предстоит реставрация.
Здесь реставрируют дверь.
Напротив занялись крышей.
Некоторые улицы потихоньку приходят в себя. К сожалению, таких улиц мало.
Большинство все еще выглядит вот так.
Посреди разрухи и запустения стоит новенькая детская площадка. Детей, правда, нет.
Некоторые машины подстать домам.
Под снос.
Мне очень сложно было объяснить местным, зачем я это фотографирую. Точнее объяснить было легко, но они не поверили.
Брошенные дома вдоль дороги.
А это вид из их окон. Ньюбург один из немногих городов, где праджекты (социальное жилье) выглядят лучше жилых районов. На фото они. В этом месте полностью снесли историческую застройку города.
Чем не Сан-Франциско? Да ни чем.
Старый указатель улиц. Сами буквы, по всей видимости, были чем-то выложены. Чем-то, что не дожило до наших дней.
Здание библиотеки 1875 года постройки. Теперь там церковь.
Бродвей спускающийся к Гудзону.
Вдоль всего Бродвея стоят паркоматы. Какой в них смысл я так и не понял. Никто не платит, да и на любой улице отходящей от Бродвея полно места.
Здание мебельного магазин Крейзелс построенное в 1930 году в стиле Арт-Деко. Общий вид здания. Сейчас оно заброшено.
Здание театра Ритц. Сейчас там действующая концертная площадка.
Обещают, что скоро здесь будет зелено и красиво. Но после всего увиденного верится с трудом.
Туристы приезжающие прикоснуться к истории связанной со становлением американской государственности положительным образом влияют на близлежащую улицу. Там восстановили целый квартал и даже появилось хипстерское кафе. У дверей стоит велик, а внутри сидят люди с макбуком!
Отреставрированный кусочек.
К сожалению, достаточно завернуть за угол и все сразу же встанет на свои места. В Ньюбурге очень любят выкидывать где попало старую резину.
Предвыборная агитация действующего мэра, которая очень хочет переизбраться. Мэром тут белая женщина переехавшая в Ньюбург из Айдахо в 2006 году. Вот же угораздило человека.
Тэги одной из банд на стенах. Они таким образом помечают местность. Когда район захватывает другая банда, то зачеркивает эти тэги и рисует свои.
Чтобы попасть на местно кладбище надо записываться. Думаю, что оно закрыто для свободного посещения из-за проблем с вандализмом.
Кто-то взывает к Иисусу. Судя по тому, что творится вокруг, Иисус к их просьбам глух.
В Ньюбурге обнаружился очаг стрит-арта. Еле тлеющий очаг, надо сказать. Почти погасший.
К сожалению, основная масса местных жителей настолько рукожопа, что даже графитти изобразить не может. Все, на что их хватает, это тэги банд на стенах.
Дом продается. Никому не надо?
А этот просто брошен и разграблен. Под разграблен я подразумеваю не вынос мебели, телевизора и других ценных вещей, а демонтаж коммуникаций дома: электропроводки, труб и тому подобного. Всего, что можно продать.
В Ньюбурге огромное количество желтых такси. Виной тому неудовлетворительная работа общественного транспорта (я видел всего два автобусных маршрута) и высокий уровень преступности. Люди передвигаются на такси, потому, что это безопаснее, чем идти по улице. Особенно ночью.
Местный житель. Это все, на что меня хватило в плане фотографирования людей в этом городе.
Чтобы понять насколько велики проблемы с бюджетом города, достаточно посмотреть на машину на которой приезжают на вызов пожарные. Мне кажется, что она из времен, когда Джон Рэмбо проливал свою первую кровь.
На этой фотографии видно, что не у всех жителей Ньюбурга все плохо. Фото сделано на некогда самой опасной улице города, прозванной «Аллеей смерти».
Небольшая зарисовочка. Иду по улице с фотиком, как рядом резко тормозит битая Мицубиси. Я уж подумал, что за мной, но водитель выскочил из машины, стремительно пересек улицу и скрылся в каких-то руинах. Машина осталась стоять заведенной и с открытой дверью. Больше я его не видел.
Оставлять заведенные машины на улицах Ньюбурга вообще, как оказалось, модно. Я пока гулял встретил тачек пять молотивших двигателем и без признаков кого либо внутри. Прямо Крайний Север какой-то. Должно же быть такому поведению какое-то разумное объяснение?
Еще был свидетелем аварии. Водят в Ньюбурге ужасно и все постоянно пытаются друг в друга врезаться. Так вот, две машины столкнулись на перекрестке из-за того, что одна не пропустила другую. Удар был несильный. Один въехал другому в крыло. Как вы думаете, что случилось потом? Они вышли из машин? Стали ругаться? Вызвали полицию? Нет, они просто молча разъехались. Никто даже не удосужился выйти и посмотреть, что случилось с его тачкой.
Одно из важных направлений бизнеса в Ньюбурге, это торговля старыми машинами. В городе есть большой аукцион, продающий страховые машины и куча мелких дилеров, торгующих разного рода автохламом. Через пару часов моей прогулки ассортимент этого автосалона сменился полностью.
Закрепить материал поможет видео, которое я снял катаясь по улицам. Посмотрев его вы убьете сразу двух зайцев: насладитесь красотами города и послушаете легкую джазовую музыку. Видео настоятельно рекомендуется к просмотру тем, кто считает, что в его жизни все плохо. Расслабтесь, посмотрите и подумайте еще раз.
Я знаю, что вы уже побежали паковать чемоданы и покупать билеты в Ньюбург. Недвижимость там недорогая, люди душевные и до Нью-Йорка всего час на машине. А там, гладишь, хипстеры понаедут и город расцветет. Если и переезжать, то именно сейчас. Вот вам небольшой гид по ценам:
Особняк в историческом районе с видом на Гудзон — $420 000.
Огромный особняк 1884 года постройки с видом на Гудзон — $425 000.
Большой четырехсемейный дом в относительно приличной части города за $165 000. Налоги $21 769 долларов в год.
Дом за $196 900. Райончик не очень, но зато налоги всего $3 740 в год.
Разваливающийся дом, который надо полностью восстановливать — $14 000.
Есть даже предложение за 1930 долларов. Там тоже все надо восстанавливать.
P.S. Есть ли мораль во всей этой истории? Конечно же есть. Если своевременно не понять, что мир вокруг изменился и продолжать жить ценостями прошлого, то станешь Ньюбургом. Как бы хорошо ты не жил до этого. Это касается и людей, и городов, и стран.
P.S.S. Можно ли предположить из увиденного, что Америке все же кирдык? Ни в коем случае. У Америки все хорошо. У Ньюбурга плохо, но это исключительно его проблемы.
Источник