Ле́сбос (греч. Λέσβος) — греческий остров в северовосточной части Эгейского моря. Площадь 1636 км². Это третий по величине греческий остров и седьмой по величине в средиземноморском бассейне. Население — 108 тыс. человек. Местные жители нарекли остров Лесбос более сложным именем Митилини. Именно это название носит его центральный город и порт.
Предположительно во II веке на острове жил писатель Лонг, прославивший остров в своём романе «Дафнис и Хлоя». На этом острове некоторое время жил Аристотель — перед тем, как стал придворным македонского царя Филиппа.
Ничего вам не напоминает название острова ? В общем то вы правы. Именно отсюда пошло название однополой женской любви.
Но насколько очевиден этот факт? Ведь не все знают о том, что мнение о поэтессе Сафо как о законодательнице нетрадиционной любви можно отнести к числу распространенных исторических мифов. Поэтический феномен Сафо весьма сложен и не дает основания для прозрачных намеков подобного рода. Будучи загадкой для современников, она и сегодня вызывает интерес у исследователей культуры.
На этом клочке суши много холмов и гор. Отдельные вершины тянутся к небу на высоту более 960 метров. Береговая линия извилистая. Она примечательно большим количеством удобных бухт. На территории растут сосновые леса, из земли бьют целебные источники. Вдоль моря располагаются галечные и песчаные пляжи. Население острова составляет чуть более 110 тысяч человек. Оно всегда радо гостям и с готовностью покажет место, где родилась та женщина, благодаря которой остров Лесбос стал известен всему миру.
Имя этой представительницы слабого пола Сафо, можно Сапфо, а также Сафо Митиленская. Как гласят предания, родилась она в VII веке до н. э. Это где-то примерно 620 год. Появилась Сафо на свет в западной части острова в Эресосе. В то далёкое время это было небольшое поселение, в котором жили в основном богатые граждане. Отец девочки занимался торговлей, мать посвятила себя воспитанию детей. Кроме дочери в семье было ещё трое сыновей. Все они получили очень хорошее образование, благодаря усилиям родительницы.
Мать отдавала своим чадам все силы, но чем-то прогневила богов. Она умерла, когда девочке было всего 7 лет. Отец погиб через год. Как это случилось — никто не знает. Он просто уплыл с торговым судном и не вернулся домой. Может мужчина подвергся нападению пиратов и был убит, а возможно корабль налетел на рифы и затонул.
Юное создание, оставшееся без родителей, отдали в школу гетер. В Древней Греции это была особая каста женщин. Те, кто в неё входил, обладали красотой, умом, обонянием, незаурядными волевыми качествами и талантом в разных областях искусства.
Взять хотя бы такие имена как Таис Афинская, которая была любовницей Александра Македонского, или Таргелия, ставшая царицей Фессалии и делившая любовное ложе практически со всеми выдающимися полководцами Древней Греции, жившими в её время. Можно также упомянуть Герпилис — любовницу Аристотеля. Эта женщины родила великому философу сына. А Клеонила сама написала множество работ на философские темы.
Неразобравшись, можно подумать, что эти женщины были дорогими проститутками. Однако такое мнение будет неверным. Гетер учили ублажать мужчин в первую очередь в интеллектуальном плане. Телесным радостям отводилось даже не второе, а третье место. Гетера вольна была отказать в интимной близости непонравившемуся кавалеру без каких-либо неприятных последствий для себя. Это были своеобразные гейши Древнего Мира, и многие из них увековечили свои имена в истории.
Вот в такую школу и отдали бедную сироту. Казалось бы судьба девочки определилась самым наилучшим образом, но боги на небесах посчитали иначе. Сафо не стала гетерой и ни дня не выступала в подобном качестве. Буквально с первых месяцев пребывания в школе девочка зарекомендовала себя как сочинительница различных песен и од. Она обладала удивительным чувством ритма и слова и явно тяготела к поэзии. В Древней Греции такие люди всегда ценились и пользовались всеобщим уважением.
Воспитатели создали для девочки максимум условий, чтобы она в полной мере раскрыла свой талант, но вмешались обстоятельства. Власть на острове Лесбос захватили представители знати, которые питали антипатию к родственникам Сафо. Десятилетняя девочка вынуждена была бежать из родных мест вместе со своими дядями и тётями.
Пристанище им дали Сиракузы на Сицилии. В этом городе молодая поэтесса провела долгих 15 лет, прежде чем смогла вернуться обратно на родину. В 595 году до н. э. её нога ступила на каменистую почву Лесбоса. Поселилась молодая женщина в городе Митилини. Здесь её увидел поэт Алкей. Это был очень талантливый человек, имевший значительный вес в обществе. Судя по всему, он влюбился в Сафо.
Достоверно неизвестно, но скорее всего именно от него поэтесса и родила дочь. По другим данным она уже вернулась на родной остров Лесбос с ребёнком. Появился он на свет в результате брака с жителем Италии Керкиласом. Находясь в изгнании, молодая женщина пыталась устроить свою жизнь и женилась на богатом торговце. Тот умер, и молодая вдова осталась с дочерью на руках. С ней она и вернулась на землю своих предков. Но девочка прожила очень недолго: она заболела и умерла.
Будучи любовницей Алкея, несостоявшаяся гетера организовала что-то вроде поэтического кружка для молодых девушек. Именно в кругу красивых и юных созданий она проявила свою нетрадиционную сексуальную ориентацию.
На это указывают её стихи. Они восхваляют женскую юную красоту, привязанность и взаимную симпатию. С болью и горечью звучат свадебные напутствия невестам. В поэмах отражены глубокие личные переживания, связанные с разлукой и потерей любимой. До наших дней дошло всего несколько полных стихотворений этой поэтессы и большое количество разнообразных отрывков.
Жительницы острова имели полную свободу и равные права с мужчинами. Они были материально независимы и, таким образом, мало чем отличались от нынешних эмансипированных дам. Лесбийские отношения никем не осуждались как, впрочем, и гомосексуальные контакты. Это являлось обыденным рядовым явлением, но впервые воспела и придала ему романтический окрас именно Сафо. До неё никому и в голову не приходило с такой нежностью и страстью восхвалять однополую любовь.
В своей любви к женщинам талантливая поэтесса заходила очень далеко. Так, когда её старший брат Харакс привёз на остров куртизанку Родопу, то Сафо влюбилась в неё. Женщины стали жить друг с другом практически на глазах у Харакса. В результате отношения между двумя близкими родственниками испортились. Неизвестно, наладились ли они со временем. Сведений об этом никаких нет. Но скорее всего старший брат не смог простить сестру. Родопа была рабыней. Мужчина выкупил её, заплатив очень большие деньги, но вместо благодарности и любви получил измену и насмешки окружающих.
Наряду с тягой к женщинам Сафо не чуралась и мужчин. Об этом также говорит её творчество. Наравне с прекрасным полом она воспевала и юношей. Их красота всегда производила на поэтессу сильное впечатление. Эта её влюбчивость послужила поводом для легенды о неразделённой любви к паромщику Фаону.
Alma Ser Lourens. Сапфо и Алкей
Юноша был непростым: он приглянулся самой Афродите. Богиня красоты и любви сделала так, что любая женщина, увидевшая Фаона, влюблялась в него. Не избежала этой участи и стареющая поэтесса. Она потеряла голову от своего чувства, но молодой мужчина не отвечал ей взаимностью.
Каждый день, когда Фаон уходил в море, Сафо поднималась на высокую скалу недалеко от поселения Эресос и терпеливо ждала его возвращения. Однажды юноша не вернулся. Поэтесса не хотела верить в печальный конец. Она ждала всю ночь и весь следующий день. Потеряв всякую надежду, женщина бросилась со скалы в море и погибла.
Официальный год её смерти неизвестен. Ориентировочно это 572 или 570 год до н. э. То есть Сафо умерла в возрасте примерно 50 лет. Для того времени продолжительность жизни вполне приемлемая.
Память об этой женщине пережила не то что века — тысячелетия. Остров Лесбос, на котором жила поэтесса, дал название лесбийской любви. Творчество несостоявшейся гетеры во все века вызывало живейший интерес у исследователей, но вовсе не потому, что они были сексуально озабоченными людьми. Её поэмы, оды и песни, как художественные произведения, очень типичны для той далёкой эпохи. Они написаны простым доступным языком и прекрасно характеризуют обычаи и нравы Древней Греции.
Люди едут на остров Лесбос со всего мира. На нём мягкий климат и отличные пляжи. Но это совсем неглавное. В мире достаточно мест, которые ничуть не хуже. Туристы хотят приобщиться к романтическому образу древней лесбиянки. Впитать в себя атмосферу той земли, где тысячи лет назад любила, дышала и творила великая поэтесса Сафо Митиленская.
Кстати, часть жителей знаменитого острова Лесбос считает практику использования терминов, производных от названия острова, для обозначения гомосексуальных отношений оскорбительной для жителей острова. Они настаивают на том, что слова «лесбиянка», «лесбийский» и другие производные от названия острова — географические термины, и употребление их для определения гомосексуальных женщин — это оскорбление для населения Лесбоса.
Конечно, ведь сегодня там кипят совсем другие «страсти». Вот новости сегодняшнего дня:
Большинство иммигрантов высаживаются в северной части острова, в самой близкой от Турции точке, и должны преодолеть пешком 40 километров, чтобы добраться до пункта регистрации и получить необходимые документы.
Эти документы позволяют им находиться в стране от 1 до 6 месяцев. Мигрантов селят в палатках, разбитых на бывшем стадионе, и в единственном на острове пункте для беженцев. По словам корреспондента Би-би-си Анны Холлиган, оба этих лагеря «абсолютно перегружены». Представители благотворительной организации «Медицина без границ» в интервью Би-би-си признались, что худшей ситуации, чем на Лесбосе, они не видели нигде в Европе.
В этом году уже более 1800 человек погибли при попытке пересечь Средиземное море, это в 20 раз больше, чем за весь прошлый год. В конце июня министры стран ЕС договорились расселить в ближайшие два года около 40 тыс. мигрантов, добравшихся до Италии и Греции, по другим странам Евросоюза.
Однако этот договор не стал обязательным к исполнению, поскольку ряд стран Восточной Европы отказался принимать установленные квоты, указывая на то, что мигрантов нельзя отправлять насильно в те страны, куда они не хотят ехать. Великобритания также вышла из этой программы, сославшись на исключение, сделанное для нее в Лиссабонском договоре.