Приметы братской Белоруссии в разгар туристических поездок в страну хороших дорог и честной милиции…
Вы в Белоруссии, если:
1. Кругом на улицах и во дворах домов абсолютно потрясающая чистота. Что-то необычное. Сначала это вас начинает пугать, и вы подозреваете себя в роли Хлестакова: может быть, вас по ошибке приняли за важную персону, и это к вашему приезду так убрались? Но нет, так тут всегда. Рецепт, как шёпотом говорят белорусы, один: просто хорошо убирать. И всё.
2. В обменном пункте вы «зависаете» в мыслях, когда за 1 белорусский рубль, именуемый у нас с давних пор «зайчиком», просят 30 российских рублей. Это странно. Так не должно быть. Это аналогично пугает новичка, как и чистые дороги.
Однако со временем вы привыкаете к загадочному факту, что в ресторане бокал пива стоит 6 рублей. Цифра для нас смешная, и её фотографируют на телефон: показать родственникам. Раньше (до деноминации) было 60 000 рублей, и тоже фотографировали.
Мне рассказали случай, когда девушка из Минска привезла в подарок друзьям белорусский хлеб с этикеткой «цена 10 000 рублей». Друзья сперва не поняли, и на их лица было страшно смотреть.
3. Все вокруг ругают и хвалят президента, которого именуют просто «батькой» (по-белорусски — «баця»). Начинают хвалить — и тут же ругают. Начинают ругать — и тут же хвалят. Общего мнения нет. Если человек из России ругает, обязательно будут хвалить.
Если хвалит, то многозначительно намекнут, что не всё так-то просто, и вообще, разговор могут прослушивать, поэтому давай без политики, пойдём пива выпьем. Короче, совершенно византийские интриги.
4. Люди общаются только на русском, но названия улиц, метро, уличная реклама, указатели — сугубо на белорусском. Из-за этого, когда тебе говорят, что нужно ехать с метро «Октябрьская», а ты видишь метро «Кастрычницкая», долго стоишь и соображаешь, какая в этом связь. Логику здесь искать не нужно, садитесь на «Кастрычницкой» и езжайте.
5. Вам любой житель охотно покажет, где именно в Минске в шестидесятых годах жил убийца президента США Джона Кеннеди Ли Харви Освальд. Сначала он поселился в гостинице «Минск» (в номере 453).
Дом Ли Харви Освальда в Минске
Потом получил квартиру (улица Коммунистическая, 4) и познакомился с будущей женой Мариной на танцах в Доме профсоюзов. Каждый минчанин вам обязательно расскажет, что его отец, дедушка, прадедушка, племянник, троюродный брат работал вместе с Освальдом на Минском радиозаводе. Было это в действительности или нет, неважно. Люди верят в семейные легенды.
6. В магазинах множество товаров белорусского производства. Всё, что сделано из мяса (колбаса, ветчина), только и исключительно белорусские. В супермаркетах висят красно-зелёные (в цвет флага) ленточки: «Купляйце беларускае» («Покупайте белорусское»).
Есть также белорусская рикотта, белорусская моцарелла и белорусский пармезан. Правда, последний особенно не берут, предпочитая литовский. Он хоть и не имеет отношения к Италии, но есть в нём эдакий налёт заграничности. Супермаркеты, где недостаточно в процентном отношении белорусских товаров, могут оштрафовать.
7. Вас стопроцентно заверят, что скоро Белоруссия и Россия объединят валюты, и общей денежной единицей будет российский рубль. Это рассказывают уже 10 лет, и ни у кого нет ни малейших сомнений в успехе сего предприятия.
8. В центре и на окраинах столицы, как и в мелких городах, поздно вечером можно гулять совершенно спокойно. Преступления в Белоруссии очень редки, и любое подобное событие вызывает огромный общественный резонанс.
Белоруссия — тихая и спокойная страна, и криминалом там не занимаются. Кроме того, в этом государстве до сих пор существует смертная казнь.
9. Хозяин квартиры, которую вы сняли на время приезда, разговаривает с вами хмуро, хотя знает вас давно. В магазинах можно услышать «у меня не десять рук» и узреть камень суровых лиц продавцов. Клиент не должен расслабляться.
Они к вам относятся хорошо, просто в Белоруссии лишь с недавнего времени стали привыкать, что бывает такой вот сервис. И надо как-то быть подобрее к покупателю, он ничего плохого вам не сделает. Привыкли к этому ещё не все.
10. Вам не хочется отсюда уезжать.