Маджонг — интересная китайская головоломка, которая вот уже много веков, привлекает все больше и больше поклонников. Правила игры маджонг просты. Для игры берется определенное количество костяшек с изображениями, которые дублируются. В ходе игры необходимо очистить игровое поле, убирая одинаковые костяшки. Удаляться они могут только в том случае, если у костяшки открыта хотя бы одна сторона. Сложность игры зависит от раскладки. Чем больше открытых фишек, тем проще их убирать с поля. Игра может длиться долгое время.
Известны несколько теорий происхождения игры (Не путать азартную игру Маджонг и пасьянс Маджонг — последний представляет собой игру для одного игрока, аналог карточного пасьянса, играемый костями для маджонга.)
Самая экзотическая из них, говорит, что в эту игру играли на Ноевом Ковчеге в течение всех 40 дождливых дней и ночей. Шторма были в основном восточные, потому Восток стал доминирующим ветром в игре. По этой теории игра существует как минимум с 2350г.до н.э.
Другая очень интересная версия предполагает, что маджонг приблизительно в 500г. до н.э. придумал Конфуций. Появление игры в различных китайских областях совпадает по времени с путешествиями Конфуция, когда он распространял свое учение. Цвет трех главных карт, также совпадают с тремя главными достоинствами, как их обозначал Конфуций. «Чанг» — красный — благосклонность, «Фа» — зеленый — искренность, «По» — белый — сыновнее благочестие.
Термины, используемые в игре — «Чоу», и «Конг» — косвенно подтверждает эту теорию. Конфуций происходил из семьи Конг (его полное имя Конг-Фу-Цзи), женился он на девочке по имени Чи (что переводится, как «чтобы соединиться»), в дальнейшем «Чи» трансформировалось в «Чоу».
Предполагается, что игра является симбиозом различных китайских игр существовавших на территориях, окружающих Хуанчжоу, Нанкин, Шанхай и Нинбо. Во времена династии Сан (960-1279 н. э.) существовала игра «Я Пэй», которая игралась 32 фишками продолговатой формы, сделанными из дерева или из слоновой кости, так же как сегодняшние фишки маджонга. В эпоху династии Мин (1368-1644 н. э.) большой популярностью пользовалась игра «Ма-тьяо» (висящая лошадь). Первоначально набор «ма-тьяо» состоял из карт четырех мастей от 1 до 9 (внешне похожие на карты, используемым в игре «Я Пэй») и четырех бонусных карт с цветами, т.е. всего 40 карт. Позднее, в 19-ом столетии, играли в общей сложности 108 картами трех мастей, называемых «Пинг» (деньги, кружки -доты), «Со» (веревка, вереница — бамбук) и «Ван» (несметные числа — символы). Название всех мастей связано с деньгами. В древнем Китае, медные монеты имели квадратное отверстие в центре. Люди продевали веревку через отверстия, чтобы связать монеты в вереницы. В этих вереницах обычно было либо 100 монет, тогда она называлась дьяо (?), либо 1000 — гуан (?). В мастях маджонга, доты представляют монеты; бамбуки — вереницы по 100 монет; и символы (несметные числа) -100 верениц. Эта игра, во второй половине19-го столетия, трансформируется в маджонг, вероятно в среде ученых, чиновников и аристократии.
Происхождение маджонга может быть прослежено от похожих наборов карт и домино философской природы, существующих в течение многих столетий в Китае, однако история маджонга как игры, не простирается дальше середины 19-ого столетия.
Другая версия рассказывает о том, что генерал китайской императорской армии Чен Ю Мунь, во время восстания тайпеев в 50-х годах 19-го столетия, создал игру, чтобы убить время и не заснуть ночью. Основной обязанностью отряда генерала, был захват восставших, но офицеры этого подразделения плохо справлялись с этой задачей, так как постоянно засыпали на ночных дежурствах. И тогда Чен решил предложить сыграть солдатам ночью в «ма-тьяо». Какое-то время игра удерживала внимание и интерес солдат, но вскоре все они уснули. После долгих раздумий Чен пришел к выводу, что сознание современного человека стало более изощренным, и решил усложнить игру. Он ввел новые карточки, обозначающие цвета и стороны света (север, юг, восток и запад). С тех пор солдаты ночи напролет играли в маджонг. И, наконец, еще одна версия повествует о том, что в Нинбо, в области Чжэцзян, двое братьев перенесли карты «ма-тьяо» на кость и бамбук, правителю области новый вариант игры очень понравился, и он стал всячески продвигать ее.
В 1905 распространение игры все еще ограничивалось бассейном Янцзы и Пекином, но к 1920 в нее играли уже во всем Китае, и маджонг стал китайской национальной игрой. Если начало развития игры происходило в области Нинбо, то своего совершенства маджонг достиг в Южном Китае. Две главных популярных версии маджонга, известные как шанхайская и кантонская разновидности, более просты в подсчете, чем классический вариант, и возможно происходят от ранних форм маджонга (а не являются упрощенными версиями классической игры). Известные на западе версии маджонга были главным образом основаны на этих популярных формах.
Название игры Mah Jong (маджонг) — это адаптированная к английскому языку версия составного слова, которое на шанхайском диалекте произносится как, ‘ма-шёнг’, переводимого по частям как «гашиш, одурманенный гашишем, путанный» и «птица», а как составное слово переводится как «воробей». Есть множество теорий, объясняющих, почему игра названа в честь этой птицы: некоторые считают, что щелчок костяшки о стол напоминает щебетание воробья, другие полагают, что получение победной костяшки столь же трудно, как и ловля воробья. Воробей в Китае считается самой умной птицей. Говорят, что Конфуций любил птиц, и это является еще одним вариантом объяснения названия игры.
С другой стороны, возможно, что название является просто искаженной формой его предшественника, «Ма-тьяо», которая в некоторых диалектах произносится как «ма-шёнгк». (Другие примеры китайского произношения маджонга — «ма-чьо-яо» [Пекин], «ма-чеоук», «ма-дьяо», «ма-тсьиок» [кантонские диалекты], и «мо-тс-йях» или «ма-тсайон» [Нинбо], а также «мэ-джонк», «ма-дьянгк», «мэ-чеоук»).
В маджонг продолжали играть в Китае, пока это не было запрещено (наряду с другими коммерческими играми) коммунистическим режимом во времена Культурной революции. В настоящее время, хотя маджонг и не запрещен, игра в него не поощряется.