Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Как всё устроено: Работа бомбилы

Как всё устроено: Работа бомбилы

Нелегальный таксист анонимно рассказал, как заработать три тысячи евро, в какие машины нельзя садиться и действительно ли на заднем сиденье оставляют использованные презервативы.

КАК СТАНОВЯТСЯ БОМБИЛАМИ
Как всё устроеноЛично я стал бомбилой больше десяти лет назад. Всё очень просто. Окончил университет в 1991 году, работал инженером в архитектурном бюро. В 98-м бюро закрылось, я остался без работы. Через три месяца без денег сел в свою «Волгу» и поехал таксовать. Вообще, есть два способа стать таксистом: «попробовал — заработал за ночь сто долларов — понравилось» и «два месяца сидел без работы — думал неделю перебиться, — работу не нашел — стал бомбилой». Второй вариант — мой. Ну еще есть, конечно, приезжие из провинциальных городов или таджики. Но это отдельная история.

ТИПАЖИ

Как всё устроеноДумаю, мало профессий, где такой разброс. Я, например, знаю реставратора средневековых венецианских фресок, который теперь таксует в Москве. С другой стороны, есть частники из Липецка или, еще хуже, Караганды в стиле «А покажэш дорогу, да?» Есть немного помешанные таксоманы, которые всегда ездят. Они живут на чипсах и сигаретах и часто спят в машине. Кстати, сейчас уже есть женщины, работающие телохранителями, в спецназе, черт знает где, в правительстве, но очень мало женщин-таксистов. Это тяжелая работа: постоянное психологическое давление, а иногда просто опасно для жизни. Не говоря уже о ДТП, драках с пьяными и конкуренции в рыбных местах. К тому же ты целый день сидишь практически без движения среди выхлопных газов, а потом пятнадцать часов отсыпаешься. Это всё, конечно, очень вредно.

ЗАРАБОТОК

Как всё устроеноМосковские частники в целом зарабатывают прилично. Если много работать и не делать глупостей, можно зарабатывать до 3 тысяч евро в месяц и даже больше. Другое дело, что существенная часть уходит на бензин, да и постоянно приходится есть и пить кофе на улице или в кафешках, в Москве это недешево. Плюс взятки полиции, плюс всякий мелкий ремонт машины. В итоге на жизнь остается от 20 (если не особенно стараться) до 80 тысяч рублей. К тому же машина значительно быстрее изнашивается, чем если просто ездить на ней на работу каждый день.

КОНКУРЕНЦИЯ

Как всё устроеноКонечно, существуют отдельные группировки вроде мафии. Обычно по этническому признаку. На Юго-Западе, например, азербайджанская мафия держит в руках все дела, там не пробьешься. А вот московские таджики и узбеки смирные, поперек батьки не лезут. С другой стороны, и отдельные частники, не принадлежащие ни к какой фирме, могут договариваться о каких-то правилах игры, например о том, кто где стоит возле клубов или в аэропортах и чья очередь везти. Это похоже на то, как на улицах пропускают машины, которые не имеют преимущества: каждый водитель понимает, что сам может оказаться в такой же ситуации и час стоять с включенными поворотниками. Опытные таксисты все друг друга знают, знают охранников клубов и гаишников. Но новичку пробиться не так сложно, было бы желание. То и дело приезжают подмосковные или из области, потаксуют неделю и уезжают. Мы их, конечно, не любим и стараемся не пускать на лучшие места. До драк не доходит, но разговоры бывают часто жесткие.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Как всё устроеноВсе думают, что цена зависит от прикида и степени трезвости пассажира. Вроде как хорошо одетому и пьяному поездка обойдется гораздо дороже, чем трезвому, но явно небогатому. Это чушь. По большому счету цена зависит от того, есть конкуренты или нет. В четыре часа утра поездка из Люблино в центр будет стоить тысячу рублей, потому что машин мало и человеку не из чего выбирать. С другой стороны, поездка из центра в Люблино в это же время будет еще дороже: очевидно, что подхватить пассажира на обратном пути не получится, придется ехать пустым, из-за этого и цена больше. Ну и, конечно, важен твой телефон (а вовсе не куртка), наличие девушки и место, из которого выходишь. Поездка из ЦУМа до Большой Грузинской может стоить столько же, сколько от «Кружки» на Курской до Печатников, хотя там раза в три дальше.

ПАССАЖИРЫ

Как всё устроеноСамая дикая поездка была, когда я вез две многодетные семьи — четверо взрослых и семеро детей. Один ребенок сидел на коленях у взрослого на переднем сиденье, шестеро — на коленях у взрослых на заднем. Я бы, конечно, никогда не взял эту компанию, но было раннее утро, стало их жалко, да и деньги были нужны. Потом были двое пьяных студентов, выскочивших прямо на ходу, чтобы не платить. Был какой-то лысый, который заплатил 100 долларов, чтобы я съездил ему за букетом цветов. Это из тех необычных, которые были недавно. А вообще запоминаются даже не самые странные, а самые интересные, с кем было приятно пообщаться. Я, например, вез эмигранта, который вернулся в Россию через 20 лет. У него был очень странный акцент: такой, наверно, бывает только у русских, долго проживших за рубежом. Еще я видел среди бела дня, как на Нижней Масловке трое человек в капюшонах обстреляли микроавтобус с надписью «Айсберри» и убежали. Не знаю, что это было. И один раз нашел на заднем сиденье использованный презерватив. Ненавижу, когда мусорят в машине.

СЕРВИС

Как всё устроеноЯ всегда курю в окно и обязательно выключаю музыку, если пассажир просит. Стараюсь прибирать в машине и почаще мыть ее. Это нужно скорее мне самому, чтобы поддерживать какой-то в себе порядок. Пассажиры-то ничего хорошего от пойманной на улице машины не ожидают, им в общем-то плевать. Многие перед поездкой фотографируют номера или мое лицо, я им не мешаю. Нас очень боятся, но и мы тоже часто боимся. Особенно если едешь ночью где-нибудь в Медведково и тебя останавливают три мужика в черных пуховиках. На меня вот дважды нападали, один раз ткнули ножом в спину.

ОПАСНЫЕ МАШИНЫ

Как всё устроеноСтарое простое правило: не садиться в тонированные машины. Особенно если это «жигули». Другое хорошее правило: не езди на «таджиках». Может, всё и будет в порядке, я сам знаю многих хороших таксистов из грузин и армян, но лучше не экспериментировать со всякими южанами, особенно если ты девушка и тебе ехать на окраину. Наверное, фотографировать номера на телефон и отсылать фотографию на компьютер — тоже хороший способ избежать проблем, хотя это и неудобно каждый раз делать. Номера всегда не помешает посмотреть, перед тем как садиться. Во-первых, отследить, чтобы машина не была из Чечни или Дагестана (если бомбила с Кавказа, ни в коем случае не ехать — это железно). Во-вторых, если таксист пристает или угрожает, самый лучший ответ: «Твой номер — такой-то». Ну и если видишь, что что-то не так (водитель едет не самым коротким путем, выбирает темные переулки, играет какая-то странная музыка, странно пахнет в машине), то самое лучшее — попросить остановить где-нибудь в людном месте, расплатиться и поймать другую машину.

ТАКСОПАРКИ

Как всё устроеноЯ еще недавно думал, что таксистов с лицензией не бывает вообще. На кой черт она нужна? Не понятно ни то, какие преимущества она дает пассажиру, ни в чем смысл ее получения для таксиста. Если бы, например, все легальные такси были какого-то одного цвета, как в Нью-Йорке, это еще понятно: садясь в желтое такси, пассажир уверен, что ему по крайней мере не перережут горло. В чем смысл московских лицензий — не ясно. Насчет таксопарков и служб вызова такси я даже не могу сказать, что у бомбил с ними какая-то конкуренция. Мы просто обслуживаем разных клиентов. Пьяная молодежь в «Солянке» не будет вызывать такси по телефону, а отправляясь в аэропорт, ты вряд ли выйдешь с чемоданом на улицу и будешь ловить частника.

ЛИЦЕНЗИИ

Как всё устроено
Никакими тридцатитысячными штрафами бомбил не победить. Все эти репрессивные меры ведут только к тому, что наиболее адекватная часть частников уходит из бизнеса, а остаются те, кому терять нечего или кто штрафы платить не собирается в любом случае. И так с каждым годом всё хуже. За машинами не следят, в салоне помойка, цены задирают бессовестно. Сам недавно ловил такси — останавливаются одни корыта на колесах. Раньше такого не было, бомбилы были почти важными людьми. Единственный способ привести в порядок московское такси — это сделать покупку лицензии и соблюдение правил более выгодными для таксистов, чем работа по-черному. Если, к примеру, те, у кого есть лицензия, смогут устанавливать на крышу какой-то специальный значок или еще что-нибудь такое, и пассажир будет видеть, что садится в официальное такси. Он будет знать, что оно, может быть, и дороже, но по крайней мере удобное и небандитское. Если таких такси станет много, никто просто не будет садиться в разбитые девятки, и бомбилы исчезнут сами собой. Я бы, к примеру, с удовольствием прошел какую-то квалификацию и работал легально. Неуютно же годами работать вне закона. Но пока мне проще договариваться с ГИБДД, чем возиться с лицензией.

источник

 

Архив Вестник К