Профессор Политехнического университета Мадрида Хосе Гонсалес Диез запатентовал реактор, использующий в качестве топлива изотоп водорода, который можно выделить из воды, что позволяет существенно экономить при производстве электроэнергии. Синтез в реакторе происходит посредством лазерного излучения в 1000 МВт.
На протяжении многих лет ядерный синтез изучался на предмет создания альтернативы ядерному делению с точки зрения безопасности и финансовых преимуществ. Тем не менее сегодня не существует ни одного термоядерного реактора для производства непрерывной электрической энергии высокого напряжения. Примером естественного термоядерного реактора может служить Солнце, внутри которого нагретая до огромных температур плазма удерживается в состоянии с высокой плотностью.
В рамках проекта Fusion Power Гонсалес Диез создал прототип термоядерного реактора с инерциальным удержанием плазмы. Синтезирующая камера реактора может адаптироваться к типу используемого топлива. Теоретически возможными реакциями могут стать реакции дейтерий-тритий, дейтерий-дейтерий или водород-водород.
Размеры камеры, а также ее форма могут быть адаптированы в зависимости от типа топлива. Кроме того, можно будет менять форму внешнего и внутреннего оборудования, тип охлаждающей жидкости и т.д.
По словам кандидата физико-математических наук Бориса Бояршинова, проекты по созданию термоядерного реактора реализуются на протяжении сорока лет.
«С 70-х годов остро стоит проблема управляемого термоядерного синтеза, но пока многочисленные попытки создать термоядерный реактор были неудачными. Работы по его изобретению до сих пор ведутся и, скорее всего, вскоре увенчаются успехом», — отметил г-н Бояршинов.
Руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров скептически относится к идее использования термоядерного синтеза.
«Это далеко не безопасный процесс. Если разместить рядом с термоядерным реактором «бланкет» из урана-238, то все нейтроны будут поглощаться этой оболочкой и уран-238 будет превращаться в плутоний-239 и 240. С точки зрения экономики даже если термоядерный синтез удастся реализовать и ввести в коммерческую эксплуатацию, его стоимость такова, что позволить его себе сможет далеко не каждая страна, хотя бы потому, что для обслуживания этого процесса нужны очень компетентные кадры», — говорит эколог.
По его словам, сложность и дороговизна этих технологий представляет собой тот камень преткновения, о который запнется любой проект, даже если он состоится на техническом уровне. «Но даже в случае успеха максимальная установленная мощность термоядерных станций к концу столетия составит 100 ГВт, что составляет около 2% от того, что потребуется человечеству. В итоге термоядерный синтез не решает глобальной проблемы», — уверен г-н Чупров.