Знайте свои права. Разжуем для вас Федеральный закон о защите прав потребителей.
У вас намного больше прав по отношению к магазину, чем вы можете себе представить!
Мы с Аней пару дней назад купили пылесос, привезли его домой и очень неприятно удивились — коробка от пылесоса была раза в три больше его самого.
Я вырос, наблюдая за тем, как родители аккуратно, годами хранят коробки от всех покупок, складывая в них все-все плёночки, конвертики и даже листы пенопласта. Этими коробками у нас дома были забиты пространство в шкафу, на шкафу и под шкафом, коробками были наполнены антресоли, кладовки и даже маленькая кладовочка в подвале(про неё, наверное, надо будет отдельно рассказать). Переносить этот детский опыт на нашу с Аней квартиру не хотелось.
Мне стало интересно, как нужно правильно обращаться с коробками — хранить их или выбрасывать? На всяких форумах пишут всё, что хочется или покажется правильным пользователям с дурацкими никами, и поэтому я решил искать правды в Законе. Я решил самостоятельно покопаться в различных законах и решить коробочный вопрос. И, кажется, я разобрался.
Дальше будет всякие выдержки из законов с моими профессиональными комментариями. Так что если вы ждёте экшена, то делаете это зря, это скучный пост.
Всё начинается с внимательного чтения Федерального закона о защите прав потребителей.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
→ Статья 25 Федерального закона о защите прав потребителей.
Тут, кажется, всё понятно. В течение двух недель после покупки можно сдать товар, не бывший в употреблении вместе с чеком и ярлыками. Тут не сказано ничего конкретного об упаковке, только о пломбах и фабричных ярлыках. Однако на различных юридических сайтах пишут о том, что вместе с товаром надлежащего качестве нужно возвращать и упаковку.
Я всё внимательно перечитал несколько раз, но не нашел ничего о коробках и пакетах. Однако логически я понимаю, что раз возвращается товар надлежащего качества, то продавец должен иметь возможность продать его снова, и поэтому ему нужно иметь упаковку.
Закон«О защите прав потребителей» устанавливает обязанность продавца(изготовителя) и организации, выполняющей функции продавца(изготовителя), своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю. Закон«О защите прав потребителей» возлагает на продавца(изготовителя) обязанность возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, в случае, если потребитель произвел эту доставку. При доставке товаров силами потребителя потребитель определяет наиболее удобный для себя способ доставки до места ремонта(замены), а также количество человек, сопровождающих товар. Вместе с тем продавец(изготовитель) обязан возместить потребителю только необходимые расходы, то есть расходы, произведенные в пределах разумного. В случае возникновения разногласий по размеру возмещения спор решается в судебном порядке.
→ О некоторых вопросах, связанных с
Федеральным законом о защите прав потребителей.
Забавно — продавец должен сам забрать и отвезти в магазин или сервис товар весом свыше пяти килограммов. Если я доставляю товар самостоятельно, то вправе потребовать от продавца возмещения моих затрат на доставку. При этом я могу нанять взвод грузчиков(к примеру, если буду сдавать в ремонт пианино или холодильник).
В случае предъявления продавцом требования о возврате товара возврату подлежит весь товар, т.е. основное изделие, комплектующие его части и принадлежности, за исключением упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы(прийти в негодность) в процессе эксплуатации. В каждой конкретной ситуации продавец может проверить, в какой комплектности и в каком комплекте первоначально продавался товар. Согласно пункту 3 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
→ О некоторых вопросах, связанных с
Федеральным законом о защите прав потребителей.
Это значит, что если товар придет в негодность, и будет решено его сдать, то его нужно возвращать в соответствии с комплектацией. Я не знаю, какие части товара могут считаться быстроизнашиваемыми. Думаю, что это всякие чехлы, фильтры и насадки. Я не нашел никаких юридических данных об этих быстроизнашиваемых принадлежностях.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
→ Статья 16 Федерального закона о защите прав потребителей.
Этим потребительским джокером можно бить любые краплёные продавщицкие козыри о специальных правилах, которые якобы требуют наличия упаковки для отправки сданного товара на завод.
Грубо говоря, основные правила определены в законах, и все остальные правила не должны им противоречить. Если они противоречат, то признаются недействительными — сразу или потом, в суде.
Вот еще интересный пункт:
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и(или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и(или) упаковки. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и(или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и(или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и(или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.
→ Статья 481 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как я понимаю из этого страшного юридического текста, продавец вправе продать товар без его родной, заводской упаковки. При этом он должен упаковать товар в обычный для него способ. Что такое«обычный способ» — непонятно. Если продавец упакует мне пылесос в обычную картонную коробку, это будет считаться способом, обеспечивающим сохранность товара в обычных условиях хранения и транспортировки?
Всё это вкратце:
- Упаковку стоит сохранять в течении двух недель с момента покупки на случай, если захочется вернуть или обменять товар. Нужно сохранить все наклеечки, бирочки, а также чеки.
- Возвращать нужно всё, что входит в комплектацию(её можно посмотреть в паспорте).
- Если продавец отказывается принимать товар без упаковки, ссылаясь на какие-то свои правила, то можно напомнить ему о статье 16, по которой его правила, противоречащие действующему законодательству, считаются недействительными.
- Через две недели всю упаковку можно смело выбрасывать.
- Если товар весом более пяти килограммов сломался, то можно предложить магазину самостоятельно забрать его из ваших рук и отвезти в магазин. Можно отвозить его самостоятельно, и требовать от продавца возмещение стоимости транспортировки.
- Продавец может продать товар без его заводской упаковки.
Источник