Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » 10 потрясающих арт-проектов на стыке искусства и науки

10 потрясающих арт-проектов на стыке искусства и науки

Полеты мыслей и чувств

Некоторые современные арт-объекты вызывают у зрителя желание поскорее уйти подальше, чтобы не видеть этого «шедеврального произведения актуального искусства», а то и уничтожить его вместе с художником, по воле которого это «нечто» появилось на свет. К счастью, есть среди современных творцов и те, кто действительно создаёт настоящие шедевры, в том числе — с использованием новейших научных достижений и невероятных технических ухищрений. Вашему вниманию — инсталляции и перформансы, стирающие грань между наукой и искусством.

1. Бумажные скульптуры Ли Хунбо

Ли Хунбо

Как известно, скульпторы предпочитают работать с материалами, которые хорошо держат форму, например, с камнем, металлом или глиной. Китаец Ли Хунбо решил пойти своим путём — он создаёт скульптуры из… бумаги. На первый взгляд творения Хунбо практически не отличаются от глиняных или каменных изваяний, однако у них есть уникальное свойство, которым не могут похвастаться обычные статуи — эластичность. Скульптуры Хунбо можно гнуть, растягивать и скручивать как угодно — они всегда восстанавливают свою форму.

Удивительная эластичность достигается за счёт особой технологии изготовления скульптур — они состоят из тысяч листов бумаги, соединённых между собой клейким веществом. Хунбо создал несколько десятков изваяний, в числе которых — бюст античной богини Афины и копия головы знаменитого «Давида» Микеланджело. Некоторые работы китайского скульптора можно увидеть в нью-йоркской «Klein Sun Gallery».

2. «Пляжные звери» Тео Янсена

Тео Янсен

Человечество давно научилось использовать ветер в своих целях — например, ветряные электростанции, которых с каждым годом в мире появляется всё больше, позволяют вырабатывать дешёвую электроэнергию, при этом они просты в обслуживании, а неполадки в их работе гораздо безопаснее для окружающей среды, чем скажем, аварии на АЭС.

Для голландца Тео Янсена ветер служит источником вдохновения при создании необычных кинетических скульптур, которые он сам называет «Strandbeest» (в пер. с гол. — «Пляжные звери»). Его творения способны передвигаться без участия человека, используя лишь силу ветра. Для создания своих произведений инженерно-скульптурного искусства Тео использует дешёвые материалы, которые можно найти в любом мусорном баке.

В основе созданных Янсеном «Зверей» — сложные конструкции из пластиковых труб, бутылок и своеобразных парусов. Когда ветер надувает паруса, они приводят в движение специальные насосы, заполняющие бутылки сжатым воздухом. Переполняясь, бутылки стравливают излишки воздуха, заставляя всю скульптуру двигаться — при этом создаётся впечатление, что «Пляжный зверь» оживает.

3. Погребальные грибницы Чжэ Рим Ли

 

Чжэ Рим Ли

Многие полагают, что после смерти человека его тело становится отличным «строительным материалом» для образования почвы. К сожалению, это не совсем так — разлагаясь, труп «обогащает» почву различными токсичными веществами, накопленными организмом при жизни, так что закапывание тел в землю — не самая лучшая погребальная традиция с точки зрения экологов. Художница Чжэ Рим Ли нашла неожиданное решение этой проблемы — в рамках своего «Infinity Burial Project» она разработала специальный погребальный костюм, ускоряющий разложение тела и заметно снижающий количество токсинов, попадающих в почву.

Экспериментальный прототип своеобразного саванна, который Ли в шутку называет «пижамой ниндзя», покрыт грибными спорами — по сути, это огромная грибница, опутывающая костюм сверху донизу. Чтобы «активировать» одежду, необходимо нанести на поверхность тела специальный «крем», состоящий из растёртых высушенных грибных спор и минеральных веществ. Художница уверяет, что после захоронения покойника в изобретённом ею костюме грибы начинают расти и быстро разлагают труп.

Своим ноу-хау Ли хочет не только улучшить экологическую обстановку на планете, но и напомнить всем, что смерть — это только начало воздействия человека на окружающую среду.

4. Лунный дом Микаэля Генберга

 

Микаэль Генберг

Суть арт-проекта шведа Микаэля Генберга заключается в том, чтобы отправить на спутник Земли красный дом, выстроенный в традиционном шведском стиле — по мнению художника, это должно «вдохнуть жизнь» в пустынный лунный пейзаж. На необычный проект его вдохновила Шведская космическая корпорация (Swedish Space Corporation — SSC) — Генберг загорелся идеей после того, как услышал, что SSC собирается отправить на лунную орбиту собственный спутник.

Приблизительная стоимость транспортировки дома на Луну — около $15 млн, которые художник надеется собрать с помощью благотворительных пожертвований со всего мира. Микаэль уверяет, что его проект станет первой в истории космической миссией, профинансированной обычными людьми, а не правительствами разных стран, причём имена тех, кто пожертвует $50 и больше, предполагается выгравировать внутри «Лунного дома». «Почему планируется отправить именно шведский дом?» — спросите вы. Дело в том, что одним из организаторов проекта выступает «Falu Rodfarg» — производитель так называемой фалунской красной краски, которой в Швеции традиционно окрашивают деревянные дома.

5. Философский камень найден!

Превращением различных металлов в золото алхимики бредили ещё сотни лет назад, однако ни одному из них так и не удалось воплотить эту идею в жизнь. Ближе других к получению золота практически «из ничего» подошли Адам Браун и Казем Кашефи, двое сотрудников Университета штата Мичиган — они разработали технологию выделения драгоценного металла из тетрахлороаурата (III) водорода, который также известен, как золотохлористоводородная кислота.

Большая часть золота, существующего на нашей планете, миллионами лет формировалась под воздействием давления и высоких температур, однако есть и более быстрые способы производства этого металла. В ходе своих исследований Браун и Кашефи обнаружили, что бактерии вида Cupriavidus metallidurans способны размножаться и расти в концентрированном растворе хлорида золота — жидком токсичном соединении, которое часто встречается в природе. Образующиеся при этом отходы жизнедеятельности бактерий — ни что иное, как твёрдое 24-каратное золото! Таким образом, Cupriavidus metallidurans можно считать своеобразным «философским камнем», над поиском которого учёные бились не один век. Создав специальный биореактор с этими бактериями, исследователи через некоторое время получили первые самородки золота высочайшей пробы.

Свой биореактор учёные использовали при создании инсталляции под названием «Великая работа любителя металла». Браун и Кашефи предлагают всем желающим полюбоваться алхимическим процессом производства золота в режиме реального времени.

6. «Самый лучший жир для мыла — человеческий»

Вероятно, многие из вас помнят знаменитое произведение Чака Паланика «Бойцовский клуб», по мотивам которого Дэвидом Финчером был снят одноимённый фильм. Помимо всего прочего, главный герой книги занимался производством мыла из человеческого жира, похищенного им со свалок липосакционных клиник.

Наверняка именно «Бойцовский клуб» натолкнул Оресту-де ла Паса, художника из Майами на создание мыла из собственного жира. Некоторое время назад художник прошёл через процедуру липосакции и у него возникла идея задействовать откачанный жир в одном из арт-проектов и он придумал (а скорее подсмотрел у Паланика) способ увековечить, выражаясь словами Тайлера Дёрдена, «свою жирную задницу». Ореста-де ла Пас изготовил несколько кусков мыла, запечатлев весь технологический процесс на видеокамеру. В настоящее время его работы выставлены в майамском «Frost Museum», причём среди посетителей находится немало желающих вымыть руки необычными арт-объектами.

7. «Дождливая комната»

Представьте — вы идёте по улице под проливным дождём, но остаётесь совершенно сухим, так как ни одна капля на вас не падает. Примерно такие ощущения испытывают посетители инсталляции «Rain Room», расположенной в одной из художественных галерей Лондона — где же ещё размещать «Дождливую комнату», как не в городе, известном своей «чудесной» погодой?! Площадь инсталляции, созданной специалистами компании «Random International», составляет 100 м² и на каждом квадратном сантиметре здесь идёт настоящий ливень, однако когда в «Комнату» входит человек, строго над ним образуется небольшая область, где дождя нет. Гость может свободно перемещаться по комнате, при этом сухое «пятно» всюду следует за ним, создавая иллюзию «управления погодой».

Чудо-эффект достигается сочетанием искусства и современных технологий — в «Дождливой комнате» имеется несколько камер, отслеживающих перемещения посетителей и с помощью специальной технологии отправляющих зафиксированные передвижения на устройства, создающие «дождь», а те отключают подачу воды именно там, где в данный момент находится посетитель.

8. «Предательство неприкосновенности»

Художественная ценность многих произведений искусства не очевидна и зависит большей частью, от воображения зрителя. К примеру, одни видят в «Чёрном квадрате» Малевича гениальное полотно, а другие считают великого авангардиста мошенником, который сумел убедить людей в том, что его примитивная мазня — новое слово в живописи.

Как бы то ни было, существуют арт-объекты, художественные достоинства которых не стоит подвергать сомнению — на них интересно смотреть даже простым обывателям, не слишком искушённым в современном искусстве. В их число входит инсталляция «The Treachery of Sanctuary» (можно перевести как «Предательство неприкосновенности»). Произведение интерактивного искусства представляет собой три вертикальных панели, размером три на три метра каждая, на которые выводится обработанный и искажённый силуэт зрителя, стоящего перед арт-объектом — что-то вроде кривого зеркала, только гораздо сложнее и изощрённее.

Инсталляция захватывает движения с помощью камер с технологией Kinect, специальное программное обеспечение создаёт модель силуэта и добавляет к нему эффектные детали, затем результат выводится на панель. На первом экране тень человека распадается на множество птиц, что символизирует появление на свет, на втором птицы атакуют тень и разрывают её на куски, олицетворяя собой жестокость, а третья часть инсталляции показывает, как у человека «вырастают» крылья — так Крис Милк, автор инсталляции, изобразил смерть. По словам художника, его «Предательство» рассказывает людям историю рождения, смерти и преображения с помощью их собственных теней.

9. Автоматическая клоака Вима Дельвуа

Бельгиец Вим Дельвуа — один из самых скандальных художников современности, так как во всех своих работах он стремится сочетать красоту с чем-нибудь отвратительным и отталкивающим. Шедевр с говорящим названием «Клоака» («Cloaca») входит в число наиболее известных его работ и представляет собой ничто иное, как аппарат по производству фекалий. Невероятно сложную по конструкции машину можно назвать действующей моделью пищеварительного тракта — загруженная в неё пища посредством множества химических и физических процессов превращается в сами-знаете-что. «Клоака» состоит из различных компонентов, среди которых резервуары с кислотой и бактериями, насосы, реактор с компьютерным управлением и целый ворох других хитроумных приспособлений — всё вместе это позволяет сымитировать работу пищеварительной системы человека.

Арт-объект установлен в «Музее современного искусства» в Нью-Йорке, причём художник регулярно устраивает публичные демонстрации его возможностей. Дельвуа мелко нарезает различные продукты питания и отправляет пищу в «рот» машины, затем заливает туда же какой-либо напиток (скажем, бельгийское пиво), а далее остаётся только ждать, пока пища «переварится» — этот процесс занимает около 22 часов. Финальный аккорд технологического процесса — дефекация, причём выделенные «Клоакой» экскременты ничем не отличаются от полученных более «традиционным способом» человеческих фекалий ни по цвету, ни по форме, ни по запаху.

10. Роботворчество

Когда речь заходит об искусстве, всегда имеется ввиду нечто, созданное человеком, ведь согласно нашим представлениям, творчество присуще только представителям вида homo sapiens. Группа исследователей из Атланты задались целью опровергнуть утверждение об исключительности права человечества на создание объектов искусства и разработали «» — киборга, способного творить. Его имя является аббревиатурой выражения «Multi-Electrode Array Art», что можно перевести, как «Мультиэлектродный Художественный Массив».

«MEART» состоит из «тела» и управляющего им «мозга», удалённых друг от друга. «Голова» системы находится в Атланте и включает в себя несколько тысяч нервных клеток, взятых у подопытных крыс. «Тело» киборга расположено на другом конце планеты, в австралийском городе Перт, оно представляет собой манипуляторы, с которыми «мозг» взаимодействует через сеть интернет в режиме реального времени. Художник-киборг проявляет свои творческие способности, рисуя на бумаге и контролируя этот процесс с помощью «глаз», то есть видеокамеры. Работам «MEART», конечно, далеко до «Джоконды» да Винчи, однако впечатляет тот факт, что всё это создано нечеловеческим разумом.

Источник

 

Архив Вестник К