Компания «Яндекс» представила 5 декабря «Яндекс.Телефон» — на базе Android за 17990 рублей с предустановленными сервисами «Яндекса». Это первое устройство, в котором компания отвечала за программную и аппаратную части.
Журналист «Медузы» Султан Сулейманов провел несколько дней с «Яндекс.Телефоном» и поговорил с его главным разработчиком — вице-президентом компании по экосистемным продуктам Федором Ежовым.
— Слушай, Алиса
— *молчит*
— Слушай, Алиса.
— *молчит*
— Алиса? Алиса, слушай. Слу-у-ушай, Али-иса. Послушай, Алиса.
— *молчит*
Еще вчера «Алиса» — виртуальный ассистент, встроенный в «Яндекс.Телефон» — работала исправно, а теперь вдруг перестала меня слышать. Коллеги хихикают и передразнивают. «Алиса» легко откликается, если открыть окно диалога с ней, но не реагирует на зов с главного экрана. А должна — это одна из главных особенностей телефона. Федор Ежов, главный разработчик устройства, заверял, что в телефоне установлены очень качественные микрофоны, позволяющие ему слышать команды пользователя с расстояния в несколько метров.
Через полчаса попыток позвать «Алису» всеми возможными интонациями я догадался, что дело может быть в ее конкуренте — ассистенте от Google, который также вшит в телефон. Как и в других Android-устройствах, пользователю, который зажмет палец на виртуальной кнопке «Домой», предлагают активировать Google-помощника, откликающегося на голосовую команду «Окей, Гугл». Если согласиться, он начинает «глушить» конкурента. Стоило его отключить, как «Алиса» действительно начала слышать команду отовсюду — даже если телефон лежал на столе с заблокированным экраном в другом конце комнаты.
Это же «Яндекс.Телефон». Откуда там Google?
Случай с двумя ассистентами многое говорит об устройстве: как бы того ни хотелось «Яндексу», он вынужден отдавать значительную часть телефона под сервисы Google. Это становится ясно при первом же запуске: пользователя сначала просят войти в аккаунт Google (без этого не будет работать, например, магазин приложений Play Market), а затем — в аккаунт «Яндекса» (его будут использовать все приложения «Яндекса»). Чтобы смягчить боль от лишних телодвижений, пользователю дарят полугодовую подписку на «Яндекс.Плюс» и другие бонусы в сервисах компании.
«Яндекс» уже экспериментировал с Android-телефонами, в которые встроены его сервисы: в 2014 году на российском рынке вышли несколько устройств с операционной системой «Яндекс.Кит», в котором приложения от Google были заменены на приложения от «Яндекса». У таких телефонов даже был отдельный магазин приложений «Яндекс.Store», в котором, правда, было на порядки меньше приложений, чем в «родном» магазине от Google.
Всего через год работа над «Китом» была прекращена — скорее всего, не последнюю роль в этом решении сыграли действия Google, запрещавшего производителям выпускать телефоны с приложениями конкурента. «Яндекс» жаловался на это в федеральную антимонопольную службу, и та обязала Google, в частности, давать пользователям выбор — какой поисковик установить в телефоне по умолчанию.
Фотографии, сделанные на «Яндекс.Телефон»
Федор Ежов в разговоре с «Медузой» заверил, что решение ФАС не повлияло на планы компании выпустить свой телефон: по его словам, «Яндекс.Телефон» — это «обычный телефон на Android», в котором сам «Яндекс» выступает в роли производителя устройства. «В нем нет ничего, что бы противоречило правилам Google, — рассказал Ежов. — Если приглядеться, можно увидеть на первом экране и папку с гугловскими приложениями, и Play Market, и поисковая строчка, которая открывает браузер Chrome. Это все, что требуется по правилам, и мы это сделали».
Поисковая строка, которую упоминает Ежов, добавляет телефону двойственности: как и в случае с голосовыми ассистентами, тут «гугловская натура» телефона соперничает с «яндексовской»: на главном экране по умолчанию стоит строка поиска, которая при первом прикосновении предлагает выбрать сервис по умолчанию — Google, Mail.Ru или «Яндекс». При этом на втором и последующих экранах сразу стоит поиск «Яндекса»; он же появляется, если провести пальцем по экрану сверху вниз.
«Железо»: что внутри «Яндекс.Телефона»
Зато магазин приложений в телефоне только один — и это не «Яндекс.Store». На вопрос о том, не было ли разработчикам больно отказываться от собственного магазина в пользу Play Market, Ежов ответил: «Нет, не больно. Нам больно, если мы делаем то, что мешает пользователям. А Play Market — это то, что в первую очередь нужно людям, которые купят телефон. Им нужно устанавливать приложения, нужны новые игры. И все это они могут получить в Play Market».
Благодаря Play Market, считает Ежов, «Яндекс.Телефон» получился «полностью в том виде, в котором он нужен пользователям — в том числе с точки зрения экосистемы»: отсутствие этого магазина приложений в прошлых телефонах компании «людям не очень нравилось».
Впрочем, он подчеркивает, что модели 2014-го года, которые выпускали Explay и другие компании, вообще нельзя считать «Яндекс.Телефонами»: «тогда „Яндекс“ не занимался железом — только делал софт, а партнер уже готовил решения на базе того софта». В нынешнем, настоящем «Яндекс.Телефоне», компания несет ответственность за «железо» и то, как оно работает с софтом.
За аппаратную часть в телефоне отвечали партнеры «Яндекса» из Тайваня; российская компания контролировала весь процесс — например, решала, каким будет дизайн телефона и какие в нем будут использоваться компоненты. При этом Ежов подчеркивает, что для компании было важно сделать «идеально сбалансированный продукт», в котором «железо» бы подходило под «софт»: «Для нас главное в телефоне — это не железо. Мы не меряемся какими-то вещами, которые обычно ставятся во главу угла другими большими компаниями».
В итоге получился более-менее стандартный бюджетный телефон без выдающихся характеристик: в черном корпусе со стеклянной задней крышкой (Ежов с гордостью говорит, что и сзади, и спереди использован «настоящий Gorilla Glass» — в три раза прочнее обычного стекла) спрятан процессор Qualcomm Snapdragon 630, который используется в некоторых других бюджетных телефонах первой половины 2018 года — например, Nokia 6.1 и Sony Xperia XA2, которые стоят плюс-минус столько же, сколько «Яндекс.Телефон». Ежов описывает процессор так: «С одной стороны, мощный, чтобы играть в современные игры, а с другой — очень энергоэффективен». На практике телефон действительно без труда справился с теми играми, которые я на нем попробовал, в том числе с PUBG Mobile на низких настройках графики (из пяти возможных уровней «красоты» в телефоне доступны два самых низких).
Как выглядит PUBG Mobile на «Яндекс.Телефоне»
В телефоне установлен 5,65-дюймовый экран с разрешением 2160 на 1080 пикселей. Он не стремится казаться «безрамочным», хотя рамки сверху и снизу не очень большие. По бокам рамки очень тонкие — из-за этого во время тестирования иногда случались ложные срабатывания нажатий по экрану.
«Яндекс.Телефон» разблокируется с помощью сенсора отпечатка пальцев, спрятанного в центре задней крышки (на передней панели никаких физических кнопок нет); для зарядки в нем используется порт USB-C. Порт для наушников расположен на верхней грани телефона; Ежов в разговоре с «Медузой» отдельно подчеркивал, что для обработки звука используется технология Qualcomm Aqstic «для настоящего Hi-Fi звука в телефоне». Несмотря на то, что он утверждал: этот чип позволяет даже старым наушникам играть в новом телефоне «еще лучше», корреспондент «Медузы» никакой существенной разницы по сравнению со звучанием другого Android-телефона не почувствовал. Возможно, настоящая причина использования Aqstic — в его умении всегда обрабатывать звук с микрофона и реагировать на ключевые слова; «Алисе» это очень подходит (хотя во время интервью Ежов об этом не упоминал).
В устройство также встроена двойная основная камера (на 16 и 5 мегапикселей) и фронтальная со вспышкой. Разработчик «Яндекс.Телефона» называет камеру «очень хорошей» для своей ценовой категории; человеку, избалованному айфонами, понять это тяжело: относительно хорошие фотографии можно получить только при хорошем освещении и если никто в кадре не двигается.
Софт «Яндекс.Телефона»: рекомендации
Федор Ежов обещает, что фотографии на «Яндекс.Телефоне» со временем будут становиться лучше: компания работает над тем, чтобы улучшать их программно. Для этого в устройстве установлено не стандартное приложение камеры, а разработка самого «Яндекса». На момент написания текста она умела делать только базовые вещи: настраивать экспозицию, включать HDR (тогда телефон будет думать над каждой фотографией несколько секунд) и снимать видео разрешением до 4K. Примечательно, что пока приложение камеры не умеет отдельно работать со второй задней камерой: она, как поясняют в «Яндексе», используется для программного улучшения снимков (хотя в дальнейшем обещают добавить более привычные сценарии).
Просмотр всех иконок синего цвета
Экран с рекомендациями приложений
«Минус первый экран» — с новостями и «Дзеном»
Камера — не единственное стандартное приложение, которое «Яндекс» заменил своим. Изменились также приложения для совершения звонков и отправки SMS. «Звонилка» благодаря этому научилась определять номер звонящего по базе компаний, которая есть у «Яндекса», а также быстро находить телефоны организаций. У приложения для сообщений пока изменения косметические.
«Если есть хорошее приложение, которым в телефоне часто пользуются, и мы видим, что мы в силах добавить в него что-то новое — не просто перекраску, а что-то такое, что принесет человеку пользу, то, конечно, такое приложение находится в сфере наших интересов», — объясняет Ежов, зачем «Яндексу» было переписывать стандартную «звонилку» и камеру.
Более заметные изменения «Яндекс» внес не в приложения, а в саму оболочку операционной системы. В процессе первой настройки телефон предлагает установить дополнительные приложения, набор которых частично зависит от интересов и локации пользователя: в Москве он предлагал «Яндекс.Метро», а в Риге — почему-то «Яндекс.Электрички». От их установки можно отказаться — а можно удалить потом (в отличие от стандартного набора, который удалить не получится).
Уже после настройки, если зайти на экран со всеми приложениями, можно найти экран «Рекомендации»: в нем «Яндекс» предлагает скачать игры и программы, похожие на те, что уже есть у пользователя. С одной стороны, это очень удобно: даже если перестать заходить в Play Market, можно находить новые приложения. С другой — на этом экране очень много рекламы: промо-блоков в списке чуть ли не столько же, сколько «настоящих» рекомендаций.
Другое удобное изменение экрана со списком приложений — группировка по цветам. Например, спецкор «Медузы» Константин Бенюмов любит раскладывать иконки на своем айфоне по цветам — синие с синими, красные с красными. В «Яндекс.Телефоне» он бы не мучился, переставляя иконки туда-сюда: в меню можно быстро просмотреть приложения только определенного цвета.
«Дзен» и «Алиса»
Во время интервью «Медузе» разработчик «Яндекс.Телефона» Федор Ежов ни разу не произнес фразу «искусственный интеллект», которая часто звучит на презентациях новых телефонов. На просьбу пояснить, почему так, он ответил: «Потому что весь „Яндекс“ по факту связан с искусственным интеллектом. Все продукты, которые у нас есть, на нем основаны. Просто для нас это не что-то новое».
У «Яндекса» есть два относительно свежих продукта, завязанных на машинном обучении: лента рекомендованных статей «Дзен» и голосовой помощник «Алиса». «Дзена» в телефоне более, чем достаточно: под него отведен «минус первый экран», который открывается по свайпу влево (в айфонах там — набор виджетов; в стандартных андроидах — лента новостей от Google).
«Получается, что вся развлекаловка находится от тебя в одном свайпе влево. Не нужно запускать какое-то приложение: заходишь на „минус первый экран“ и сразу видишь то, что тебе важно — курсы валют, новости и бесконечная лента с развлекательным контентом», — объяснял решение встроить «Дзен» отдельным экраном Ежов. «Дзен» также можно найти в приложении «Яндекса» и на главной странице «Яндекс.Браузера».
«Алиса» в телефоне доступна даже без свайпов: в нижней части главного экрана есть иконка ассистента с небольшой подсказкой. Чаще всего там отображается погода, но «Яндекс» утверждает, что сценариев больше: например, утром «Алиса» может рассказать о пробках по пути на работу.
Наушников в комплекте с «Яндекс.Телефоном» нет. Зато есть стильная скрепка для слота с SIM-картами (их в телефоне может быть две)
Если нажать на иконку «Алисы», запускается ее стандартный интерфейс: команды можно вводить голосом или с клавиатуры; если показать ассистенту фотографию, он попробует определить, что на ней изображено. Если попросить вызвать такси — откроет «Яндекс.Такси».
В основном, набор умений «Алисы» в «Яндекс.Телефоне» совпадает с умениями в обычном Android-приложении «Яндекса» — хотя есть специфичные, вроде умения звонить по телефону. Главное, чем выделяется ассистент, встроенный в телефон на уровне системы, — это возможность вызова из любого места. «Сейчас нет такого телефона, где бы „Алиса“ существовала так, как она живет в „Яндекс.Телефоне“, — рассказывает Ежов. — [В нем] ты „Алису“ можешь позвать всегда. Она всегда ответит и поможет».
Команда «Слушай, Алиса» действительно активирует помощника везде: на главном экране, внутри приложения или игры, и даже с заблокированным экраном. Правда, с последним сценарием есть сложности: в отличие от той же Siri в айфонах, «Алиса» не умеет работать поверх заблокированного экрана. Чтобы справиться с этим, придется настроить Smart Lock — функцию, не блокирующую телефон при определенных условиях (например, если к нему подключены «умные часы» или если вы находитесь дома).
Что делать, если я параноик?
Одно из главных опасений в использовании голосовых помощников в телефонах — то, насколько надежно защищены наши разговоры от утечек, когда рядом лежит устройство, которое постоянно слушает пользователя, даже с заблокированным экраном. Ежов утверждает, что в этом отношении ничего страшного в «Яндекс.Телефоне» нет: если очень боязно, можно выключить голосовую активацию «Алисы» в настройках системы. А можно не выключать: в «Яндексе» подчеркивают, что в неактивированном режиме «Алиса» реагирует только на кодовую фразу, а все остальное игнорирует.
К тому же, утверждает Ежов, о сохранности пользовательских данных заботится Google: «Наш телефон сертифицируется у Google. Он проверяет, чтобы информация, которую мы получаем, никуда не ушла и не принесла проблем для наших пользователей».