За открытием Универсиады, за подготовкой к выборам мэра Москвы, Бог знает за чем еще, мало кто заметил, что на самом деле произошло в прошедшие выходные. С самого начала этой грозовой недели (символично) СМИ несут благую весть: о том, как МВД благополучно расправилось с «Семибанкирщиной». Но на самом деле, мы имеем дело не с «семибанкирщиной» (даже число банков, упомянутых в материалах, меньше семи), а с настоящей новой «опричниной». Только если Иван Грозный знал, что делает, и делал это сознательно, то президент Путин попал в ловушку системы.
Ни для кого не секрет, что Владимир Путин недавно назначил председателем ЦБ Эльвиру Набиуллину. Нетрудно догадаться, что один из первых вопросов, который Путин задал новому руководителю ЦБ, касался улучшения и стабилизации работы российских банков и развития отечественной экономики. Логично предположить, что Набиуллина ответила президенту: «Владимир Владимирович, все будет хорошо, если наладить взаимодействие банков с силовыми структурами». Наверняка эта идея показалась президенту здравой, ведь она и правда здравая. Но на поверку – кто устережёт самих сторожей?
И вполне правильное, даже нужное, предприятие обратилось трагедией. Сработал человеческий фактор и обычная человеческая жадность. И мы имеем то, что имеем: настоящую банковскую Варфоломеевскую ночь и новую самозародившуюся опричнину. Силовики провели за выходные 85 обысков, для чего было задействовано более 500 человек. Эта операция позиционируется как самый крупный успех в борьбе с финансовыми преступлениями за последние несколько лет и активно тиражируется СМИ.
Выглядит героически? Если бы это только было героизмом. Да, преступная схема действительно вскрылась, но пострадали невиновные, и цели у предприятия были далеко не благие. Это все равно как, если бы Робин Гуд оставлял награбленное себе да еще раздавал бы тумаки случайным прохожим.
По факту происшедшее – это обычный грабеж. Схема его предельно простая, и состоит из четырех пунктов:
1) налет;
2) собственно, ограбление;
3) шантаж;
4) взятие заложников.
Подробнее о каждом из пунктов.
Налет
Все действия производились без необходимых сопутствующих документов. При входе на объект все камеры наблюдения были выведены из строя. Нигде видеозаписей героизма не найти, даже если очень захотеть: их просто нет. Для чего это сделано? Чтобы никто не устерег сторожей!
Ограбление
Первый вопрос, который задают силовики, когда приходят: «Где деньги?» В процессе обыска исчезают личные вещи отсутствующих на местах сотрудников, ноутбуки, прочие ценные вещи. В поисках «черной» кассы находят только белую, ее и уносят. А белая касса – это деньги вкладчиков. А ведь если ничего не найдено, значит, оснований продолжать обыск нет. Но кто устережет сторожей?
Шантаж
В банке ценны, вопреки расхожему мнению, не только деньги, но и серверы банка. Поэтому все провода, которые только можно было обрезать, были обрезаны. Разве это необходимо при обыске банка? Но кто устережет сторожей?
Взятие заложников
Для некоторых людей трагедия из общей стала личной: есть одна история, которая стоит отдельного поста. Может быть, расскажу ее в другой раз. Но она по-кафкиански пронзительна: человека задержали за преступления тезки и разговоры про него (тезку). Почему это происходит? Потому что никто не сторожит сторожей.
Этот пост – отчасти плод логических построений, отчасти – компиляция фактов. Это заявление человека со стороны, вот только раскрывать сторону небезопасно – благо интернет поощряет анонимность. Это не критика российской системы (американские силовые структуры трудно воспринимать серьезно после того, как они всерьез заявили, что один из братьев Царнаевых написал признание маркером на борту лодки, в которой прятался), это критика человека как такового, его жадности и стремления к наживе. Тут нет правых, есть грабители и пострадавшие. И горе тем, кто на стороне пострадавших.
Но факт остается фактом: бессознательно президент Путин вывел новых опричников, сторожей, которых едва ли кто сможет устеречь.
Источник