Россия управляется Корпорацией, Путин – ее глава. Корпорация строится по архаичным принципам для закрытого мужского коллектива. События на Украине были восприняты им как рейдерский захват Западом. Тактика Кремля – не уронить свой авторитет и измотать соперника, тем более что Запад воспринимается им как свой, родной, а конфликт – как досадное недопонимание друг друга.
Накануне заседания Совета безопасности России интеллигенция распаляла себя судьбоносными ожиданиями. И патриотические, и проевропейские интеллигенты ожидали от Путина шагов по эскалации конфликта с Западом, что могло выражаться во введении войск на юго-восток Украины или хотя бы декларированием о начале новой «холодной войны». Этого не случилось и, с вероятностью в 99%, не случится и в будущем. С другой стороны, Путин не пошёл и на сдачу позиций России (к примеру, публичного отмежевания от ДНР и ЛНР). Попробуем разобраться, тезисно, почему не произошло ни того, ни другого.
1) Россией управляет небольшая группа людей. Это сам Путин, его ближайшие друзья детства (ныне хозяйственники-миллиардеры), некоторое число силовиков и, возможно, представители семьи Ельцина. Группа построена по принципу закрытого мужского коллектива, ближайший аналог таких коллективов – казарма, монастырь, ОПГ, тюрьма, силовой орден. Управляет такими группами альфа-самец, его власть бесприкословна.
После трагедии с «Боингом» в небе над Донецкой областью конфликт на Украине перестал быть делом только России, непризнанных новообразований ДНР и ЛНР, и Украины. Четвёртым участником стал коллективный Запад. Путиным и его окружением коллективный Запад воспринимается как более сильный мужской коллектив, открытый конфликт с которым приведёт к разгрому. С другой стороны, перевес более сильного коллектива не настолько велик, чтобы одержать победу без серьёзных ранений (или победа будет условной: «умри ты сегодня, а я завтра» – не забываем про ядерное оружие у обеих сторон конфликта).
Альфа-самец в более слабом мужском коллективе в такой ситуации не должен показать свою слабость, иначе будет свергнут подчинёнными. Это законы биологии/этологии.
Единственный выход – апеллировать к некоторому кодексу (своду правил), который регулирует жизнедеятельность таких групп. Для ОПГ и тюрем – это «сходка» или «мудрец», хранитель древнего свода правил. Для монастырей – Синод, для силовых коллективов – Устав или генералитет. Для совсем примитивных сообществ (человекообразных обезьян или гоминидов в прошлом) – это ухищрения по преувеличению силы более слабого коллектива, или мелкие, изматывающие стычки.
В нашем случае аппеляция более слабого соперника к «сходке»/Уставу означает накачивание общественного мнения соперника своей «правотой». Для этих целей задействуется пропаганда, «пятая колонна» на территории противостоящей стороны (СМИ, мелкие политические партии, эксперты – разумеется, не бескорыстно). Так как ситуация тяжёлая, одновременно применяется и тактика мелких, изматывающих стычек – в данной ситуации продолжение, пусть и в меньших масштабах, гибридной войны на юго-востоке Украины (о таком типе конфликта Блог Толкователя уже писал).
Расчёт построен на то, что за время расследования причин крушения малазийского «Боинга» (а оно может составить и год, и даже больше; следствие по взрыву самолёта под Локерби шло 3 года) ситуация «замылится», забудется, затянется другими конфликтами, пусть и более мелкими, но тоже значимыми. К числу последних можно отнести то, что Украина в зимний сезон почти наверняка начнёт несанкционированный отбор газа, идущего транзитом по её территории из России в Европу. В этом случае пока комплементарное к Украине мнение Европы можно будет серьёзно поколебать.
Возможно, за этот год (или больше) возникнут конфликты, в которых Россия снова будет полезна для Запада. На ум приходит вероятное обострение ситуации в Афганистане, откуда должны уйти войска западной коалиции (Россия уже была там младшим партнёром НАТО в 2001 году), или в Сирии.
Что же касается разговоров о «моральных принципах Запада», то тот прекрасно сотрудничал и с диктаторским режимом Сталина (США даже были главным агентом индустриализации нашей страны), и с многочисленными «сукиными сыновьями», а сегодня дружит с режимом Саудовской Аравии – самым мракобесным в мире и к тому являющимся главным спонсором международного терроризма.
2) Блог Толкователя уже писал, что за всё время существования России мы имеем наиболее прозападную правящую верхушку: на ключевых позициях оказались выходцы из КГБ, значительную часть жизни прожившие за границей. Похожая ситуация есть лишь в одной стране мире – в Израиле. Ныне звучащие слова о Евразии, «особом пути России» и т.п. являются лишь словами. Тот же Израиль вроде бы также построен на идее «самобытности», что не мешает ему оставаться форпостом Западного мира в мире арабского хаоса.
Как и в Израиле, российская верхушка руководствуется двумя принципами:
а) Россия – это «осаждённая крепость» (как Израиль).
б) «Правительство – единственный европеец» – в прямом и переносном смысле.
Не случайно, кстати, и заполнение высших постов в стране выходцами из Петербурга – самого европейского города России.
3) Принцип управления России тем самым небольшим кланом – это принцип Корпорации. Страна рассматривается ими как фирма, со всеми вытекающими: плохие вещи приводят к падению капитализации и доверия, хорошие – к росту. Экономические санкции против России – однозначно плохо для Корпорации. Также нужно делать всё возможное, чтобы восстановить доверие контрагентов и инвесторов Фирмы.
4) Наконец, Западу не нужна ослабленная и тем более распадающаяся Россия. Все годы своего президентства Путин исправно выполнял контракты перед Западом. Снизил до минимума прямые вызовы Западу (ликвидация военных баз на Кубе и во Вьетнаме). Был младшим партнёром НАТО (в уже упоминавшемся в Афганистане). Не противодействовал расширению Североатлантического альянса на Восток и появлению его баз на территории бывшего СССР – в Киргизии и Узбекистане, и даже логистического центра НАТО – в Ульяновске), в том числе и в сфере военного и технического сотрудничества (космические программы). Исправно поставлял сырьевые ресурсы на Запад, а вырученные деньги складировал там же. Как минимум не препятствовал имплантации олигархата и высшего чиновничества в истеблишмент Запада (а где-то – и поощрял).
Ослабление России – это одновременно и усиление Китая, главного потенциального противника Запада. Так что отведённая Западом при распаде СССР роль России как «жандарма Евразии» вполне устраивает обе стороны.
Основная же претензия Запада к России в настоящее время – это ставшая вдруг её непредсказуемость. Тут есть и вина коллективного Запада: он при распаде СССР юридически не зафиксировал правила в новой мирсистеме, как это было сделано после окончания Второй мировой. Сегодня те же его отсылки к Ялтинской системе или Хельсинкскому договору выглядят лукавыми – слом Советского Союза (шире – всего социалистического блока), попрание принципов «неизменности границ» де-факто и почти де-юре обрушили прежние принципы договорённостей.
Если возвратиться к тем же принципам Корпорации, то Россия считала Украину своей дочерней фирмой, но Майдан был воспринят Кремлём как «рейдерский захват». Для противодействия недружественному поглощению были привлечены ЧОПы, чёрный PR, юристы, ужесточены внутренние правила в материнской Корпорации. При правильной защите для нападающей стороны поглощаемый актив часто становится дороже затраченных на него средств. В крайнем случае, можно всегда сговориться и совершить сделку, устраивающую обе стороны.
Источник